
Музыка здоровья : программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников: методическое пособие
Автор:
Анисимова М. В.
Год издания: 2014
Серия:
Библиотека Воспитателя
Издательство: Творческий центр Сфера
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
128
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге представлена авторская программа для детей 5—7 лет «Музыка здоровья», имеющая здоровьесберегающую направленность. Она содержит учебно-тематический и репертуарный планы музыкальных занятий, комплексы дыхательной, звуковой, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, голосовых, вокальных, ритмических, релаксационных упражнений, психогимнастических игр, игровых массажей. Даны перечень музыкальных произведений, которые можно применять в режимных моментах, сценарии музыкальных досугов, сюжетных, музыкальных и интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, консультации для родителей и педагогов.
Адресована музыкальным работникам и педагогам ДОО. Может быть использована в вариативной части образовательной программы ДОО или в системе дополнительного образования.
Адресована музыкальным работникам и педагогам ДОО. Может быть использована в вариативной части образовательной программы ДОО или в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка | 3 |
Направленность программы | 5 |
Принципы построения программы | 6 |
Организационные условия реализации программы | 7 |
Планируемые результаты | 7 |
Содержание программы | 8 |
Теоретическая часть | 9 |
Методические рекомендации | 9 |
Приемы и методы организации образовательного процесса | 11 |
Прогнозируемые результаты | 12 |
Итоговые мероприятия | 12 |
Методологическая основа программы | 13 |
Методики, направленные на обеспечение эмоционального благополучия и развитие вокально-хоровых навыков | 13 |
Слушание музыки | 13 |
Пение | 14 |
Музыкально-ритмические и ритмические упражнения | 18 |
Игровое творчество | 19 |
Релаксация | 21 |
Учебно-тематический план | 21 |
Первый год обучения (5—6 лет) | 21 |
Второй год обучения (6—7 лет) | 23 |
Примерный репертуарный план | 25 |
Первый год обучения (5—6 лет) | 25 |
Второй год обучения (6—7 лет) | 26 |
Модель музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий (старший дошкольный возраст) | 28 |
Основные разделы программы | 32 |
Организация ЗОЖ и двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий | 32 |
Музыкальная предметно-развивающая среда ДОО | 32 |
Нетрадиционные формы использования музыкального искусства вне музыкальных занятий | 34 |
Работа с родителями | 35 |
Работа со специалистами ДОО | 37 |
Показатели эффективности программы | 38 |
Диагностика эффективности использования программы | 39 |
Диагностика уровня музыкальных способностей старших дошкольников (Г.В. Воробьева, Л.А. Мишарина) | 39 |
Методика исследования эмоционального состояния дошкольников (Э.Т. Дорофеева) | 42 |
Диагностика уровня исполнительской культуры детей 5—7 лет (Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова) | 45 |
Характеристика уровня музыкальных знаний у детей 5—7 лет (раздел «Пение») | 46 |
Методика определения самооценки здоровья дошкольника (М.А. Панфилова) | 47 |
Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах | 47 |
Практический материал | 51 |
Музыкотерапия в режиме дня | 51 |
Утро, встреча детей | 51 |
Утренняя гимнастика, танцтерапия, аэробика | 51 |
Прогулка | 51 |
Сон | 52 |
Пробуждение | 52 |
Дополнительный список музыкальных произведений для слушания | 52 |
Сказкотерапия | 53 |
Психологические сказки | 53 |
Вокалотерапия | 56 |
Дыхательная гимнастика по методу А.Н. Стрельниковой | 58 |
Артикуляционная гимнастика | 60 |
Физвокализ | 63 |
Фонопедические упражнения В.В. Емельянова | 64 |
Дикционные упражнения | 65 |
Ритмотерапия | 66 |
Музыкально-ритмические упражнения | 66 |
Ритмические упражнения | 67 |
Логоритмика | 68 |
Терапия творчеством (арт-терапия) | 71 |
Игровой массаж | 72 |
Массаж рук | 72 |
Массаж пальцев | 74 |
Массаж спины | 76 |
Пальчиковая гимнастика | 78 |
Музыкальные игры | 80 |
Психогимнастические игры | 83 |
Музыкальный аутотренинг | 84 |
Улыбкотерапия | 89 |
Приложения | 90 |
Приложение 1. Сценарии занятий, развлечений и познавательных досугов | 90 |
В гости к Фее Чистоты (музыкальное развлечение) | 90 |
«Воробьиная» дискотека (развлечение в рамках «Недели здоровья») | 94 |
Будьте вежливы всегда (сюжетное занятие) | 98 |
«Волшебная сила музыки» (цикл интегрированных занятий) | 100 |
«Мы живем в звуковом пространстве» (сюжетное музыкальное занятие) | 113 |
«Солнечная капель» (музыкальное занятие вокальной группы) | 114 |
Приложение 2. Консультации для родителей | 116 |
Играя — оздоравливаемся. О пользе массажа в игровой форме | 116 |
Музыкотерапия в повседневной жизни | 117 |
Музыка лечит! | 119 |
Музыка для вундеркинда | 121 |
Список использованной и рекомендуемой литературы | 122 |
Список музыкальных источников | 122 |