Общий ход всемирной истории: научная литература
Год издания: 2014
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
468
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Николай Иванович Кареев (1850–1931) – выдающийся русский историк и социолог.
Вниманию читателей предлагается труд «Общий ход всемирной истории», написанный Кареевым в виде философско-исторических очерков. В первом очерке автор объясняет в чем именно заключается всемирно-историческая точка зрения, а в последующих очерках рассмотрены исторические периоды развития цивилизаций, начиная с древнейших восточных цивилизаций. В заключительном очерке Кареев пишет об особом месте России во всемирной истории.
Предисловие к изданию 1903 г | 11 |
Очерк первый. Всемирно-историческая точка зрения | 13 |
Постепенное объединение судеб отдельных стран и народов | 13 |
Беглый взгляд на целое всемирной истории | 15 |
Необходимость изучения общего хода истории и задача философии истории | 20 |
Два способа философского построения всемирно-исторического процесса | 23 |
Применение идеи закономерности к пониманию всемирно-исторического процесса | 27 |
Разбор некоторых возражений против всемирно-исторической точки зрения | 29 |
Обычное деление всемирной истории и его ненаучность | 37 |
Схема, предложенная Л. Мечниковым | 39 |
Теория культурно-исторических типов | 39 |
Очерк второй. Древнейшие восточные цивилизации | 42 |
Три отдельных исторических мира в древности | 42 |
Особенное значение ближайшего Востока | 44 |
Начало всемирной истории | 46 |
Главные периоды общей истории Востока | 47 |
Что можно считать концом истории древнего Востока | 50 |
Причины возникновения древнейших цивилизаций в определенных местностях | 51 |
Историческое превосходство ближайшего Востока над Китаем и Индией | 57 |
Причины гибели древнейших цивилизаций и культурного застоя в истории восточных народов | 59 |
Значение Востока в религиозной истории человечества | 70 |
Культурное влияние Востока на европейскую историю | 72 |
Неодинаковое значение отдельных восточных народов во всемирной истории | 74 |
Очерк третий. Греко-римский мир | 77 |
Важность знакомства с историей классического мира | 77 |
Географические условия греко-римской истории | 81 |
Сравнительная характеристика греков и римлян | 86 |
Различие греческого и римского наследства | 90 |
Различие в политической истории Греции и Рима | 94 |
Превосходство греко-римской цивилизации над восточной | 95 |
Начало политической свободы и светской культуры в античном мире | 100 |
Вопрос о различном понимании и осуществлении принципа свободы в Античном и Новом мире | 102 |
Вопрос о рабстве в античном мире | 110 |
Греко-римское объединение культурного мира | 112 |
Романизация варваров | 122 |
Натиск варваров на Римскую империю | 124 |
Постепенный упадок империи | 127 |
Прогресс в античном мире | 128 |
Очерк четвертый. Общий взгляд на Средние века | 143 |
Три параллельные средневековые культуры: византийская, арабская и западноевропейская | 143 |
Распадение единого исторического мира на три обособленных культурных мира | 147 |
Культурный кризис в конце античного мира | 149 |
Особенная важность западноевропейской истории | 152 |
Взаимные отношения мусульманского Востока и христианской Европы в Средние века | 155 |
Средневековые отношения в самом мусульманском мире | 158 |
Образование в Средние века романо-германского и греко-славянского миров в Европе и их взаимные отношения | 160 |
Очерк пятый. Западноевропейское Средневековье | 170 |
Три источника средневековой западноевропейской культуры: античное наследие, христианство, древнегерманский быт | 170 |
Различие в понимании их взаимоотношений у разных историков | 171 |
Был ли переход от Античности к Средневековью прогрессом или регрессом | 178 |
Современный спор об экономическом развитии Древности и Средних веков | 179 |
Деление западноевропейского Средневековья на периоды | 184 |
Обособление Западной Европы как отдельного исторического мира | 187 |
Значение монархии Карла Великого | 188 |
Средневековый социально-политический быт и феодальная система | 192 |
Общая характеристика средневекового католицизма | 204 |
Место Средних веков в истории прогресса | 213 |
Очерк шестой. Переход от Средних веков к Новому времени | 218 |
Отношение Нового времени к Средним векам | 218 |
Вступление всемирной истории в океанический период | 220 |
Новое экономическое развитие Европы | 224 |
Общее значение ренессанса и гуманизма | 228 |
Судьба классической литературы в Средние века | 229 |
Действительно ли завоевание Константинополя турками было причиною возрождения классической древности на Западе | 231 |
Значение классического элемента в истории нового умственного движения | 233 |
Развитие индивидуализма и секуляризационных стремлений | 235 |
Начало новой науки и философии | 240 |
Упадок средневекового католицизма и «порча церкви» | 243 |
Влияние религиозной реформации на гуманизм и возрождение последнего в «просвещении» XVIII в | 244 |
Состояние политического мира в конце Средних веков и в начале Нового времени | 245 |
Напор мусульманства | 249 |
Образование национальных государств на Западе | 250 |
Сословная монархия и начало абсолютизма | 251 |
Очерк седьмой. Главные культурные эпохи новой европейской истории | 258 |
Два главных отдела новой западноевропейской истории | 258 |
Общий взгляд на историю четырех последних столетий | 260 |
Разные стороны реформационного движения | 262 |
Неодинаковость участия отдельных народов в этом движении | 266 |
Общие принципы реформации | 273 |
Католическая реакция | 282 |
Просвещение XVIII века | 293 |
Философия естественного права | 303 |
Реакция против идей XVIII в. в начале XIX столетия | 308 |
Развитие положительной науки в XIX в | 309 |
Значение этого развития в истории техники | 311 |
Важность его в истории новейшего миросозерцания | 313 |
Очерк восьмой. Происхождение современного западноевропейского общества и государства | 317 |
Постепенная дефеодализация общества и государства на Западе | 317 |
Общее значение развития городов в конце Средних веков | 319 |
Судьбы народной массы | 322 |
Политические и социальные движения реформационной эпохи | 325 |
Связь религиозной реакции с политическою | 332 |
«Старый порядок» | 334 |
Настроение буржуазии при старом порядке | 339 |
Просвещенный абсолютизм | 342 |
Общеевропейское значение французской революции | 352 |
Ее антецеденты и ее принципы и следствия | 356 |
Экономический переворот конца XVIII и начала XIX вв | 370 |
Беглый обзор новейшей европейской истории | 383 |
Очерк девятый. Распространение всемирного господства европейских народов | 392 |
Постепенное расширение всемирно-исторической сцены | 392 |
Первенствующая роль народов арийской расы во всемирной истории и особое значение Европы | 393 |
Распространение трех мировых религий в Старом и Новом Свете | 394 |
Значение религиозного фанатизма отсталых стран | 398 |
Открытие и колонизация европейцами новых земель | 399 |
Краткая история Америки и Австралии | 410 |
Экономическое и культурное развитие новых обществ европейского типа в западном полушарии | 413 |
Исторические судьбы Азии и роль европейских народов в отдельных ее частях | 419 |
Отсталость африканского материала в историческом отношении | 425 |
Раздел Африки между европейскими народами в XIX в | 427 |
Влияние технического прогресса Европы | 428 |
Мировая торговля и мировая политика | 429 |
Очерк десятый. Место России во всемирной истории | 432 |
Общий взгляд на место России во всемирной истории | 432 |
Позднее выступление России в истории | 435 |
Географическое положение Восточно-Европейской равнины | 436 |
Значение великого водного пути и южнорусских степей | 438 |
Татарское иго | 439 |
Место России в славянском мире | 441 |
Порядок экономического и культурного развития в Западной и в Восточной Европе | 443 |
Значение для России Балтийского моря | 446 |
«Московия» | 447 |
Священная Римская империя на Западе и Москва в качестве «третьего Рима» на Востоке | 448 |
Европеизация России | 454 |
Славянофильская философия истории | 454 |
Расширение границ России в XVII–XIX вв | 462 |
Роль России в Азии | 464 |
Примечания | 466 |