Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): учебное пособие
Автор:
Год издания: 1986
Издательство: Просвещение
Составитель:
Егоров С.Ф.
Объем (стр.):
432
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Хрестоматия составлена применительно к программе курса истории педагогики. В ней представлены документы и публикации по истории школы и педагогики в России с древних времен до октября 1917 г. Произведения видных деятелей отечественной педагогики даны полностью или в отрывках.
Первое издание книги вышло в 1974 г.
Первое издание книги вышло в 1974 г.
Предисловие | 3 |
Раздел I. Воспитание, школа и педагогическая мысль в дофеодальный период и в период феодализма (с древних времен до XVII в. включительно) | 6 |
Введение | 6 |
Пословицы, поговорки, загадки об учении | 9 |
Никита Кожемяка | 10 |
Вольга и Микула | 12 |
Летописные известия о просвещении в Киевской Руси | 15 |
Изборник Святославов (1076 г.) | 17 |
Поучение Владимира Мономаха (XI в.) | 17 |
Берестяные грамоты | 21 |
Послание Геннадия (конец XV в.) | 23 |
Постановления «Стоглава» об учении и училищах (1554 г.) | 24 |
Иван Федоров | 25 |
Домострой (XVI в.) | 26 |
Устав Львовской братской школы (1586 г.) | 31 |
Епифаний Славинецкий | 35 |
Раздел II. Школа и педагогика в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений (XVIII — первая половина XIX в.) | 41 |
Введение | 41 |
Указы Петра I об учении и училищах | 46 |
Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов (1717 г.) | 50 |
И. Т. Посошков. Об обучении народа грамоте | 52 |
В. Н. Татищев. Разговор о пользе наук и училищ (1733 г.) | 53 |
М. В. Ломоносов | 59 |
Педагогические идеи профессоров Московского университета | 66 |
И. И. Бецкой. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества (1764 г.) | 73 |
Спор о народном просвещении в Законодательной комиссии 1767 г | 73 |
Ф. И. Янкович. Устав народным училищам в Российской империи (1786 г.) | 79 |
Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей | 84 |
A. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву | 94 |
Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.) | 102 |
Декабристы. Из Устава Союза Благоденствия | 105 |
П. И. Пестель. Практические начала политической экономии | 107 |
«Русская Правда» | 103 |
B. Ф. Одоевский. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей | 109 |
Н. И. Лобачевский. Речь «О важнейших предметах воспитания» | 114 |
Рескрипт Николая I об основах нового устройства учебных заведений (1827 г.) | 117 |
В. Г. Белинский. О детских книгах | 119 |
Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей | 136 |
A. И. Герцен. Публичные чтения г-на профессора Рулье | 139 |
Раздел III. Педагогика и школа в период капитализма (вторая половина XIX в.) | 146 |
Введение | 146 |
Н. И. Пирогов | 149 |
Н. Г. Чернышевский | 179 |
Н. А. Добролюбов | 193 |
К. Д. Ушинский | 218 |
Л. Н. Толстой | 264 |
Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864 г.) | 302 |
Положение о начальных народных училищах | 305 |
О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных. Доклад министра народного просвещения И. Делянова (1887 г.) | 309 |
Раздел IV. Школа и педагогика в период империализма (с конца XIX в. до октябри 1917 г.) | 311 |
Введение | 311 |
П. Ф. Лесгафт. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Задачи физического развития в школе | 315 |
П. Ф. Каптерев. Дидактические очерки | 323 |
B. П. Вахтеров. Предметный метод обучения | 341 |
И. И. Горбунов-Посадов. Несколько вступительных слов | 352 |
Раздел V. Марксистско-ленинская педагогика (конец XIX в. — начало XX в., до 1917 г.) | 359 |
В. И. Ленин о воспитании и образовании | 359 |
Н. К. Крупская | 397 |
Примечания | 425 |