Основы общей дидактики: учебное пособие
Автор:
Куписевич Ч.
Год издания: 1986
Издательство: Высшая школа
Переводчик:
Долженко О.В.
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
368
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В книге рассматриваются вопросы общей и частной дидактики; выясняется соотношение образования, обучения и учения; излагаются педагогические теории, принципы, методы, дидактические средства и формы обучения. Большое внимание уделяется планированию дидактико-воспитательной работы и условиям совершенствования образования.
Для студентов университетов, педагогических институтов и учителей средних общеобразовательных школ.
Для студентов университетов, педагогических институтов и учителей средних общеобразовательных школ.
| Предисловие переводчика | 5 |
| 1. Предмет и задачи дидактики | 14 |
| § 1. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика» | 14 |
| § 2. Общая и частные дидактики | 17 |
| § 3. Предмет и задачи дидактики | 19 |
| § 4. Основные понятия дидактики | 21 |
| § 5. Методы дидактических исследований | 33 |
| Проверочные вопросы 1 | 41 |
| 2. Дидактические системы | 42 |
| § 1. Дидактика И. Гербарта как основа деятельности традиционной школы | 44 |
| § 2. Дидактика Дж. Дьюи как основа прогрессивистской школы | 53 |
| § 3. Современная дидактика как основа деятельности социалистической школы | 66 |
| Проверочные вопросы 2 | 74 |
| 3. Цели образования | 76 |
| § 1. Цели воспитания | 76 |
| § 2. Цели общего образования | 80 |
| § 3. Цели профессионального образования | 83 |
| § 4. Примеры конкретизации целей образования | 84 |
| § 5. Связь целей обучения с целями воспитания | 87 |
| Проверочные вопросы 3 | 89 |
| 4. Содержание обучения | 91 |
| § 1. Общественные, профессиональные и культурные требования к содержанию обучения | 91 |
| § 2. Научные требования к содержанию обучения | 94 |
| § 3. Педагогические теории отбора содержания обучения | 97 |
| § 4. Учебный план и программы обучения | 116 |
| § 5. Учебная литература | 122 |
| Проверочные вопросы 4 | 124 |
| 5. Процесс обучения | 126 |
| § 1. Генезис и развитие современной модели обучения | 129 |
| § 2. Особенности современной модели обучения | 132 |
| § 3. Этапы процесса обучения | 135 |
| § 4. Воспитательные функции учебного процесса | 142 |
| Проверочные вопросы 5 | 145 |
| 6. Принципы обучения | 147 |
| § 1. Понятие принципов обучения | 147 |
| § 2. Генезис принципов обучения | 149 |
| § 3. Принцип наглядности | 152 |
| § 4. Принцип доступности в обучении | 155 |
| § 5. Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения | 157 |
| § 6. Принцип систематичности | 160 |
| § 7. Принцип прочности знаний учащихся | 163 |
| § 8. Принцип оперативности знаний учащихся | 165 |
| § 9. Принцип связи теории с практикой | 167 |
| Проверочные вопросы 6 | 171 |
| 7. Методы обучения | 173 |
| § 1. Исторический очерком | 174 |
| § 2. Классификация методов обучения | 176 |
| § 3. Наглядные методы обучения | 180 |
| § 4. Словесные методы обучения | 182 |
| § 5. Практические методы обучения | 188 |
| § 6. Методы дидактических игр | 193 |
| § 7. Методы обучения и основные виды дидактических заданий | 196 |
| § 8. Критерии выбора метода обучения | 199 |
| Проверочные вопросы 7 | 200 |
| 8. Программированное обучение | 202 |
| § 1. Генезис программированного обучения | 204 |
| § 2. Принципы и виды программированного обучения | 206 |
| § 3. Средства представления программы | 232 |
| § 4. Общая оценка программированного обучения | 233 |
| § 5. Компьютеризация обучения | 239 |
| Проверочные вопросы 8 | 241 |
| 9. Организационные формы обучения | 242 |
| § 1. Основания классификации организационных форм обучения | 243 |
| § 2. Индивидуальное обучение | 245 |
| § 3. Коллективное обучение | 246 |
| § 4. Некоторые попытки модернизации классно-урочной системы | 248 |
| § 5. Урок, его структура и типы | 260 |
| § 6. Внешкольные занятия | 263 |
| Проверочные вопросы 9 | 265 |
| 10. Дидактические средства | 266 |
| § 1. Понятие и функции дидактических средств | 266 |
| § 2. Классификация дидактических средствм | 268 |
| § 3. Визуальные средства обучения | 271 |
| § 4. Аудиальные средства обучения | 272 |
| § 5. Аудиовизуальные средства обучения | 273 |
| § 6. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные средства и дидактические машины | 276 |
| § 7. Методические замечания | 277 |
| § 8. Средства массовой информации и их использование в дидактической работе | 280 |
| Проверочные вопросы 10 | 281 |
| 11. Неудачи в учебе | 282 |
| § 1. Причины неудач в учебе | 285 |
| § 2. Дидактические средства борьбы с неудачами в учебе | 300 |
| Проверочные вопросы 11 | 307 |
| 12. Планирование учебно-воспитательной работы | 308 |
| § 1. Виды планирования учебной деятельности | 309 |
| § 2. Методы планирования учебной работы | 311 |
| § 3. Контроль и оценка степени реализации учебных планов | 314 |
| Проверочные вопросы 12 | 318 |
| 13. Условия модернизации образования | 319 |
| § 1. Условия модернизации системы образования | 320 |
| § 2. Условия модернизации процесса обучения | 329 |
| § 3. Практика начинаний по модернизации обучения | 334 |
| Проверочные вопросы 13 | 340 |
| Библиография | 341 |
| Предметный указатель | 346 |




