Самооценка как процесс решения задач: системный подход: монография
Автор:
Галкина Т. В.
Год издания: 2011
Издательство: Институт психологии РАН
Объем (стр.):
401
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Монография посвящена актуальной проблеме развития самосознания и становления самооценки в детском и подростковом возрасте. Акцент делается на роли родителей, педагогов, сверстников в этом процессе. Обобщив 25-летний опыт своей научной, педагогической и практической психологической работы и опираясь на основные принципы системного подхода, автор предлагает новый подход к изучению самооценки как решения особого класса задач, вскрывает их психологический механизм, а также излагает результаты проведенных им исследований по изучению факторов, влияющих на развитие самосознания и самооценки детей и подростков.
Монография адресуется прежде всего специалистам в области психологии личности, психологам и преподавателям, работающим в сфере дошкольного, начального и среднего образования. Книга может представлять интерес также для социальных работников, родителей и всех, кому небезразлична проблема воспитания активной, социально-адаптированной и творческой личности.
Монография адресуется прежде всего специалистам в области психологии личности, психологам и преподавателям, работающим в сфере дошкольного, начального и среднего образования. Книга может представлять интерес также для социальных работников, родителей и всех, кому небезразлична проблема воспитания активной, социально-адаптированной и творческой личности.
Предисловие | 9 |
Часть I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА САМООЦЕНКУ | 15 |
Глава 1. Проблема самосознания и самооценки в современной психологии | 17 |
Концептуально-терминологический анализ: понятия «самосознание» и «самооценка» | 17 |
Основные теоретические подходы к исследованию самосознания и самооценки в психологии | 21 |
Условия и предпосылки формирования самооценки | 34 |
Особенности самооценки на разных возрастных этапах | 38 |
Проблема диагностики самооценки: классификация методов и методик | 46 |
Глава 2. Самооценка как решение задач на оценку себя, своих умений, личностных качеств | 71 |
Теоретические предпосылки нового подхода к исследованию самооценки | 71 |
Эмпирическое подтверждение возможности рассмотрения самооценки как процесса решения задач | 92 |
Глава 3. Раскрытие психологического механизма решения задач на самооценку | 124 |
Особенности решения задач на самооценку у испытуемых, достигших I и II этапов развития способности действовать «в уме» | 125 |
Особенности решения задач на самооценку у испытуемых с III этапом развития способности действовать «в уме» | 142 |
Особенности решения задач на самооценку у испытуемых, достигших IV и V этапов развития способности действовать «в уме» | 162 |
Способность действовать «в уме» как психологический механизм решения задач на самооценку | 178 |
Часть II. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА | 189 |
Глава 1. Роль активности ребенка в раннем детстве и особенностей его воспитания как факторов формирования самооценки | 191 |
Глава 2. Тип привязанности ребенка к матери как фактор формирования самооценки | 199 |
Проблема привязанности в психологии | 199 |
Специфика формирования поведения привязанности на разных возрастных этапах | 217 |
Методы исследования привязанности | 221 |
Эмпирическое исследование связи типов привязанности ребенка к матери в раннем детстве с особенностями самооценки в юношеском возрасте | 223 |
Глава 3. Влияние школьного обучения и педагогического стиля общения на формирование самооценки младших школьников | 240 |
Стили педагогического общения, их специфика при обучении младших школьников | 240 |
Эмпирическое исследование влияния стиля педагогического общения на самооценки учащихся и оценки ими других | 259 |
Глава 4. Взаимосвязь межличностных отношений в семье и со сверстниками с особенностями самооценки в подростковом возрасте | 271 |
Психологические особенности подросткового возраста и развитие самосознания личности на этом возрастном этапе | 272 |
Детско-родительские отношения как фактор развития эмоционального самочувствия, самовосприятия и самооценки ребенка | 284 |
Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и особенностей самооценки в подростковом возрасте | 294 |
Глава 5. Проблемы самоотношения, самооценки и проявления агрессивности у детей из неполных семей | 307 |
Неполная семья как социальный феномен современного российского общества | 308 |
Самоотношение и его связь с самооценкой | 316 |
Агрессии и агрессивность: понятийный и онтологический психологический анализ | 321 |
Эмпирическое исследование особенностей самоотношения, самооценки и проявления агрессивности у детей из неполных семей, а также находящихся на попечении родственников и органов | 330 |
Глава 6. Возможности коррекции самооценки | 340 |
Пути и методы оптимизация процесса формирования адекватной самооценки | 340 |
Экспериментальное исследование возможности коррекции самооценки подростков с помощью тренинга личностного развития | 350 |
Заключение | 358 |
Литература | 362 |
Приложения | 385 |