На весах Иова. Странствования по душам: монография
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга находится в тематической коллекции:
Россия вне России. Мыслители русской эмиграцииЛев Шестов (настоящие имя и фамилия – Лев Исаакович Шварцман) (1866–1938) – философ-экзистенциалист и литератор. В своем творчестве он противопоставлял философскому умозрению даруемое Богом иррациональное откровение и выступал против «диктата разума» – как совокупности общезначимых истин, подавляющих личностное начало в человеке.
Книга «На весах Иова» (1929) имеет подзаголовок «Странствования по душам» и состоит из статей, которые посвящены Достоевскому, Толстому, Спинозе, Паскалю, Плотину. В этом произведении ярко выражена борьба против «общеобязательных суждений», которыми порабощен человеческий род. Мыслитель обращается к другому источнику – к Библии («На весах Иова») и опыту людей («Странствования по душам»), который он, так или иначе, отождествляет с библейским.
НАУКА И СВОБОДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (Вместо предисловия) | 3 |
Часть первая. ОТКРОВЕНИЯ СМЕРТИ | 28 |
ПРЕОДОЛЕНИЕ САМООЧЕВИДНОСТЕЙ (К столетию рождения Ф.М. Достоевского) | 28 |
НА СТРАШНОМ СУДЕ (Последние произведения Л.Н. Толстого) | 127 |
Часть вторая. ДЕРЗНОВЕНИЯ И ПОКОРНОСТИ | 195 |
I. Morituri | 195 |
II. Откровения | 195 |
III. Пределы | 196 |
IV. Философский критерий | 196 |
V. Наука и философия | 197 |
VI. Страшный суд | 197 |
VII. Маски бытия | 198 |
VIII. Подслушанное | 198 |
IX. Комментарий к «подслушанному» | 199 |
X. Сегодня и завтра | 200 |
XI. Идеальное и материальное | 201 |
XII. Школа смирения | 203 |
XIII. Тайна бытия | 204 |
XIV. Смерть и сон | 205 |
XV. Объяснения и действительность | 208 |
XVI. Из чего делаются вопросы | 213 |
XVII. Мораль и пессимизм | 220 |
XVIII. Quasi una fantasia | 226 |
XIX. Две логики | 233 |
XX. Cur Deus homo | 233 |
XXI. Выводы | 241 |
XXII. Гордиевы узлы | 242 |
XXIII. Старые и бывалые | 246 |
XXIV. Жизнь идей | 252 |
XXV. Enfant terrible | 254 |
XXVI. Deus ex machina | 255 |
XXVII. Что такое красота? | 262 |
XXVIII. Liberum arbitrium indifferentiae | 265 |
XXIX. Вопросы и ответы | 272 |
XXX. Познай самого себя | 273 |
XXXI. «Бессознательное» | 277 |
XXXII. В начале было слово | 278 |
XXXIII. Достоевский и бл. Августин | 281 |
XXXIV. Исторические перспективы | 284 |
XXXV. Корысти | 285 |
XXXVI. Переоценка | 286 |
XXXVII. Анамнезис | 287 |
XXXVIII. Очередная задача философии | 289 |
XXXIX. Золотое руно | 291 |
XL. Истина и добро | 291 |
XLI. Из книги судеб | 293 |
XLII. Метафизические истины | 294 |
XLIII. «Иррациональный остаток» бытия | 296 |
XLIV. Идея хаоса | 301 |
XLV. Источники познания | 302 |
XLVI. Вопрос | 304 |
XLVII. Поверхности и глубины | 304 |
XLVIII. Путь к истине | 306 |
XLIX. Sola fide | 308 |
L. Жало смерти | 319 |
LI. Источники «возвышенного» | 321 |
LII. Дерзновения и покорности | 323 |
Часть третья. К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ | 325 |
СЫНОВЬЯ И ПАСЫНКИ ВРЕМЕНИ (Исторический жребий Спинозы) | 325 |
ГЕФСИМАНСКАЯ НОЧЬ (Философия Паскаля) | 360 |
НЕИСТОВЫЕ РЕЧИ (Об экстазах Плотина) | 428 |
ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА? (Об этике и онтологии) | 480 |