Формы литературной саморефлексии в русской прозе первой трети XX века: монография
Автор:
Хатямова М. А.
Год издания: 2008
Издательство: Языки славянской культуры (ЯСК)
Объем (стр.):
328
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В монографии исследуется феномен «избыточной» литературности как один из основных способов сохранения самоидентичности литературы. Изучение литературоцентричной поэтики прозы русских писателей первой трети XX века Е. Замятина, Б. Зайцева, М. Осоргина, Н. Берберовой открывает семиотический механизм сохранения культуры и конкретизирует понимание исторически изменчивых вариантов саморефлексии русской прозы. Формы литературной саморефлексии, обнаруженные в литературоцентричной поэтике повествования и сюжета в творчестве эстетически разных писателей (метапроза Е. Замятина, М. Осоргина и Н. Берберовой, мифологический сюжет Б. Зайцева, М. Осоргина и Е. Замятина, культуро– и литературоцентричный сюжет в творчестве всех названных авторов), порождают сходство индивидуальных поэтик и позволяют рассматривать литературность как еще один (помимо традиционных – метода, стиля, жанра) закон искусства, основанный на антиэнтропийных принципах организации художественного мира и сохраняющий в литературоцентричных формах самоценность эстетической реальности от деструктивного воздействия социального хаоса.
Введение | 7 |
Глава 1. Несобственно-художественные формы саморефлексии автора (Е. И. Замятин) | 23 |
1.1. Проблема соотношения этического и эстетического в ранней публицистике Е. И. Замятина | 26 |
1.2. «Техника художественной прозы»: концепция диалогического языка. Проблемы повествования | 33 |
1.3. Теория неореализма Е. И. Замятина | 51 |
1.4. Экзистенциальные и психоаналитические мотивы в публицистике Е. И. Замятина второй половины 1920—1930-х годов | 59 |
Глава 2. Литературоцентричное повествование как способ мифологизации прозы: орнаментальный сказ, стилизация, персональное повествование (Е. И. Замятин) | 71 |
2.1. Поэтика орнаментального сказа в ранней прозе Е. И. Замятина | 77 |
2.2. Стилизация в прозе Е. И. Замятина 1910—20-х годов | 115 |
2.3. Семантика персонального повествования в поздних новеллах Е. И. Замятина («Ела», 1928; «Наводнение», 1929) | 142 |
Глава 3. Структура «текст о тексте» как вид литературной саморефлексии (Е. Замятин, М. Осоргин, Н. Берберова) | 159 |
3.1. Метатекстовая структура романа Е. И. Замятина «Мы» (1920) | 161 |
3.2. «Бич Божий»: логика повествования и концепция истории Е. И. Замятина | 182 |
3.3 Метароман M. А. Осоргина «Вольный каменщик» (1935): «сюжет героя» и «сюжет автора» | 204 |
3.4 Структура «текст в тексте» как способ сохранения культуры в повести ?. Н. Берберовой «Аккомпаниаторша» (1934) | 232 |
Глава 4. Аллюзивность как способ трансформации семантики канонического сюжета (Б. Зайцев) | 251 |
4.1 Мифологический языческий код как принцип организации повествования и сюжета в ранних рассказах Б. К. Зайцева | 257 |
4.2 Культуроцентризм «христианского» сюжета в зрелой прозе Б. К. Зайцева («Спокойствие», 1909; «Дальний край», 1912; «Золотой узор», 1925) | 270 |
Заключение | 305 |
Литература | 309 |