Сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : диагностика сенсорно-перцептивной сферы и функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Программа психолого-педагогического сопровождения. Игровые технологии развития: учебно-методическое пособие
Автор:
Шубина К. А.
Год издания: 2023
Издательство: Владос
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
110
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В этом пособии дана диагностика сенсорно-перцептивной деятельности и функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей с ТМНР, представляющая собой описание диагностических ситуаций (примерный порядок проведения пробы) и столбец для конкретизации и дополнения оценки, а также «Комментарии». Для осуществления диагностических проб представлен примерный перечень необходимых стимульных материалов — «диагностический чемоданчик».
| Введение | 8 |
| Часть 1. Диагностические ситуации при обследовании сенсорно-перцептивной деятельности | 10 |
| 1.1. Зрительное восприятие | 10 |
| Зрительное сосредоточение | 10 |
| Зрительное прослеживание | 11 |
| Узнавание и различение объектов | 12 |
| 1.2. Слуховое восприятие | 19 |
| 1.3. Восприятие пространства | 22 |
| 1.4. Тактильное восприятие | 26 |
| Часть 2. Диагностические ситуации при обследовании функциональных возможностей кистей и пальцев рук | 30 |
| 2.1. Определение схватывающей способности кистей рук | 30 |
| 2.2. Определение сформированности орудийных действий с предметами | 32 |
| 2.3. Определение кинетической организации движений | 34 |
| 2.4. Определение зрительно-моторной координации | 36 |
| Часть 3. Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР | 37 |
| 3.1. Формирование умений и навыков различного вида восприятия | 37 |
| Зрительное восприятие | 37 |
| Слуховое восприятие | 38 |
| Тактильное восприятие | 38 |
| 3.2. Функциональные возможности кистей и пальцев рук | 39 |
| Часть 4. Технология развития зрительного восприятия | 42 |
| Направление работы: формировать умение фиксировать взгляд на лице человека | 42 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете | 44 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете | 44 |
| Направление работы: формировние у ребенка умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом | 44 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения прослеживать взглядом за удаленным объектом, движущимся по вертикали, горизонтали, по кругу | 46 |
| Направление работы: учить ребенка фокусировать взгляд на маленьком предмете | 47 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения узнавать и различать цвет объектов | 48 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение узнавать и различать форму объектов | 49 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение узнавать и различать величину объектов | 50 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения переводить взгляд с лица взрослого на игрушку (далее с одного предмета на другой) | 51 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения выделять части предметов, изображений | 52 |
| Направление работы: формировать у ребенка навыки сопоставления идентичных предметов (далее сопоставлять предметы с их фотографиями, предметы с их изображениями, фотографии с символическими изображениями, идентичные изображения, изображения предметов, относящихся к одной категории (похожи, но не идентичны), роизнесенные слова с визуальными стимулами) | 52 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения составлять целое из частей (разрезные картинки из двух фрагментов) | 53 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения выполнять по подражанию несложные постройки | 53 |
| Часть 5. Технология развития слухового восприятия | 55 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука | 55 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука (для детей с нарушениями зрения) | 55 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение локализовать неподвижный (удаленный) источник звука | 56 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения соотносить звук с его источником | 57 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение находить одинаковые по звучанию объекты | 58 |
| Направление работы: обучение ребенка определению расстояния до источника звука (близко, далеко, ближе, дальше) | 59 |
| Направление работы: обучение ребенка определению силы звука (громко, тихо, громче, тише) | 60 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение различать слуховые представления, наполняющие пространство (журчание воды, шум машин/ветра/дождя, тикание часов, голоса животных/птиц, открывание/закрывание двери, передвигание стула, листание книги, передвижение по помещению) | 61 |
| Направление работы: учить ребенка выполнять одноступенчатую инструкцию (далее — двуступенчатую инструкцию) | 63 |
| Направление работы: учить ребенка воспроизводить количество звуков по образцу в пределах трех («Постучи как я») | 63 |
| Часть 6. Технология развития тактильного восприятия | 65 |
| Направление работы: расширять у ребенка тактильные ощущения через прикосновения человека | 65 |
| Направление работы: расширять у ребенка тактильные ощущения через соприкосновения с различными материалами | 65 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через вибрацию, исходящую от объектов | 67 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через давление на поверхность тела | 67 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через положение тела | 69 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через изменение положения тела | 70 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через положение частей тела | 71 |
| Направление работы: расширение у ребенка тактильных ощущений через соприкосновение тела с разными видами поверхностей | 72 |
| Направление работы: формирование у ребенка умение различать свойства материалов | 72 |
| Направление работы: обучение ребенка умению локализовать прикосновения | 74 |
| Направление работы: обучение ребенка умению проектировать локализацию прикосновений | 75 |
| Направление работы: учить ребенка узнавать осязательно знакомые игрушки | 76 |
| Направление работы: учить ребенка узнавать осязательно простые бытовые предметы | 77 |
| Направление работы: учить ребенка осязательно узнавать основные геометрические формы | 77 |
| Направление работы: учить ребенка осязательно узнавать размер предмета | 79 |
| Направление работы: учить ребенка находить пары одинаковых поверхностей | 80 |
| Направление работы: учить ребенка называть разные тактильные поверхности | 81 |
| Направление работы: учить ребенка осязательно определять вес предмета | 82 |
| Направление работы: учить ребенка прослеживать рукой контур изображения | 82 |
| Часть 7. Технология развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук | 84 |
| Направление работы: обучать ребенка удерживать предмет, когда его вкладывают в руку | 84 |
| Направление работы: обучать ребенка раскрывать ладонь при попытке взять предмет | 84 |
| Направление работы: обучать ребенка совершать движения рукой от плеча (пользоваться предплечьями: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо) | 85 |
| Направление работы: учить ребенка целенаправленно тянуть руки к предмету | 86 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение захватывать, удерживать, отпускать предмет | 86 |
| Направление работы: учить ребенка перекладывать предмет из одной руки в другую | 87 |
| Направление работы: учить ребенка захватывать предмет всей ладонью с отведением большого пальца | 88 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения встряхивать предмет, издающий звук | 89 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения толкать предмет от себя | 89 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения тянуть предмет по направлению к себе, вверх | 90 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения вращать предмет | 90 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения нажимать и сжимать предмет | 90 |
| Направление работы: учить ребенка ударять предметом о предмет (держа в каждой руке по кубику, ударять ими друг о друга) | 91 |
| Направление работы: учить ребенка доставать предмет из гнезда / емкости | 91 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения складывать (проталкивать) предметы разной текстуры и формы в емкость с отверстием (диаметр которого равен 2–3 см, 1–1,5 см, 0,5 см) | 92 |
| Направление работы: формирование у ребенка умения перекладывать предметы из одной емкости в другую | 93 |
| Направление работы: учить ребенка снимать кольца со стержня | 93 |
| Направление работы: формировать у ребенка умение закрывать отверстия (круглые, овальные, квадратные, треугольные, четырехугольные, отверстия сложной формы) | 94 |
| Направление работы: учить ребенка выстраивать кубики в горизонтальной плоскости | 95 |
| Направление работы: учить ребенка строить башню из двух (затем трех, четырех, пяти, шести) кубиков | 96 |
| Направление работы: учить ребенка нанизывать кольца (шары, предметы кубической формы со сквозными отверстиями) на толстый стержень, стоящий на статичной опоре (затем находящийся в балансе), на стержень d=1 см, нанизывать резинки на толстый стержень | 96 |
| Направление работы: учить ребенка вставлять 6 маленьких штырьков в доску с гнездами для штырьков | 97 |
| Направление работы: учить ребенка манипулировать предметами, пользуясь обеими руками | 98 |
| Направление работы: учитьребенка нанизывать на пластиковый шнур 4 крупные бусины (затем средние, маленькие бусины) | 99 |
| Направление работы: учить ребенка раскручивать/закручивать крышки, винты сначала рукой, затем отверткой и другими приспособлениями | 99 |
| Направление работы: учить ребенка формировать указательный жест | 100 |
| Направление работы: учить ребенка захватывать предметы тремя пальцами | 100 |
| Направление работы: учить ребенка имитировать движения рук — «ладушки», «до свидания», потирание рук | 101 |
| Направление работы: учить ребенка формировать жест «кольцо» (большой и указательный пальцы), затем жест «зайчик» (указательный и средний пальцы), «класс» (большой палец), «коза» (вытянуть вперед указательный и мизинец), «крыша» (соединить пальцы обеих рук, развести ладони)) | 102 |
| Направление работы: учить ребенка формировать по переменно жесты «кулак—ладошка» одной рукой, затем второй рукой, затем двумя (затем жест «кольцо» избольшого и каждого следующего пальца) | 103 |
| Направление работы: учить ребенка складывать бумагу, имитируя действия взрослого | 103 |
| Направление работы: учить ребенка оставлять карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа. Вызывать интерес к рисованию | 104 |
| Направление работы: учить ребенка держать восковой мелок в правильном положении (затем учить рисовать «каракули» восковым карандашом, вертикальные и горизонтальные линии, имитируя действия взрослого, срисовывать круг) | 104 |
| Литература | 107 |




