Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы) : традиционные подходы и нестандартные приемы: методическое пособие
Автор:
Бурина Е. Д.
Год издания: 2024
Серия:
Мастер-класс логопеда
Издательство: КАРО
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
192
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии представлены методические приемы, позволяющие в доступной и увлекательной форме объяснить детям с нарушением навыка письма трудные орфографические и пунктуационные правила. Предлагаемая система работы помогает преодолеть дисграфию и дизорфографию у школьников, повысить их успеваемость. В приложении даны справочные таблицы, лексический материал для игр и примерное планирование занятий по преодолению дизорфографии у учащихся 5-го класса средней школы.
Пособие адресовано логопедам, учителям русского языка и родителям школьников.
Пособие адресовано логопедам, учителям русского языка и родителям школьников.
| Введение | 5 |
| Как поддержать интерес детей к логопедическим занятиям | 8 |
| Практические советы по преодолению дисграфии | 18 |
| Общие принципы и подходы к работе | 18 |
| Артикуляторно-акустическая форма дисграфии | 21 |
| Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая) | 23 |
| Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза | 26 |
| Аграмматическая дисграфия | 38 |
| Оптическая дисграфия | 43 |
| Практические советы по преодолению дизорфографии | 51 |
| Общие принципы и подходы к работе | 51 |
| Планирование работы по преодолению дизорфографии | 73 |
| Работа над правописанием исторических (традиционных) сочетаний букв | 74 |
| Работа над правописанием слов с суффиксами -к-, -чик, -очк- (-ечк-), -чик (-чиц-), -щик (-щиц-), -ник (-ниц-), -ичн-, -чат-, -н- | 78 |
| Работа над правописанием существительных с суффиксами -от-, -ость, -ств-, -изн-, -изм | 83 |
| Работа над правописанием прилагательных с суффиксами -лив-, -чив-, -ев-, -ив-, -ов- | 87 |
| Работа над правописанием суффиксов существительных со значением профессии, места жительства, предназначения | 92 |
| Работа над правописанием слов с суффиксами -ин-, -инк- | 96 |
| Работа над правописанием прилагательных с безударными окончаниями | 99 |
| Работа над правописанием безударных гласных в корне слова | 103 |
| Подготовительный этап работы над правописанием безударной гласной в корне | 103 |
| Основной этап работы над правописанием безударной гласной в корне | 105 |
| Способ проверки «Смотри в корень» | 106 |
| Способ проверки «Объясни значение слова» | 111 |
| Слова-«ловушки». Работа с корнями-омофонами | 111 |
| Способ проверки «Измени форму слова» | 115 |
| Способ проверки «Ищи родственников» | 117 |
| Правописание -тся и -ться в глаголах | 121 |
| Работа над правописанием безударных окончаний -е, -и у существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 126 |
| Работа над правописанием безударных гласных в личных окончаниях глаголов | 129 |
| Работа над правописанием слов с приставками | 132 |
| Работа над правописанием слов с приставками при- и пре- | 136 |
| Работа над правописанием безударных гласных -а, -о в окончаниях существительных женского и среднего рода и глаголов прошедшего времени | 138 |
| Практические советы по формированию пунктуационной грамотности | 141 |
| Работа над составом предложения | 141 |
| Работа над постановкой знаков препинания в предложениях с союзом и | 146 |
| Работа над постановкой тире между подлежащим и сказуемым | 147 |
| Работа над постановкой знаков препинания при обращении | 150 |
| Литература | 154 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | 156 |
| Приложение 1. Примерное планирование занятий по преодолению дизорфографии у учащихся 5-го класса средней школы | 156 |
| Приложение 2 | 174 |
| Таблица 1. Проверь написание безударной гласной способом «Смотри в корень» | 174 |
| Таблица 2. Проверь написание безударной гласной способом «Объясни значение слова» | 175 |
| Таблица 3. Проверь написание безударной гласной способом «Измени форму слова» | 176 |
| Таблица 4. Проверь написание безударной гласной способом «Ищи родственников» | 177 |
| Таблица 5. Суффиксы в разных частях речи | 178 |
| Таблица 6. «Читай — объясняй — разбирай». Правописание суффиксов | 180 |
| Приложение 3. Игра «Словарные корни» | 181 |
| Приложение 4. Игра «Домино» | 183 |
| Приложение 5. Игра «Я иду в магазин» | 184 |
| Приложение 6. Игра «Части речи и члены предложения» | 186 |






