Поурочные разработки по русскому языку : 6 класс : к УМК Т.А. Ладыженской – С.Г. Бархударова : [подходит к учебникам с 2023 г. по н.в.]: методическое пособие
Автор:
Егорова Н. В.
Год издания: 2024
Серия:
В помощь школьному учителю
Издательство: Вако
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
401
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Поурочные методические разработки составлены по обновлённому учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858). Материал соответствует требованиям ФГОС-2021 и ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370). Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей, планируемых результатов и методических приёмов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Предложены различные типы заданий и диктантов, сочинения, изложения, все виды лингвистического анализа, вопросы по теории языка, тесты, в том числе в формате ЕГЭ, лингвистические задачи, индивидуальные задания и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., выпущенным с 2023 г. по н. в.
Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Русский язык» в составе УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., выпущенным с 2023 г. по н. в.
| От автора | 3 |
| Тематическое планирование учебного материала | 4 |
| Общие сведения о языке | 10 |
| Урок 1. Русский язык – один из развитых языков мира , государственный язык РФ и язык межнационального общения | 10 |
| Урок 2. Литературный язык и его нормы | 14 |
| Урок 3. Культура речи | 17 |
| Урок 4. Повторение раздела «Общие сведения о языке» | 20 |
| Повторение изученного в 5 классе | 22 |
| Урок 5. Фонетика. Орфоэпия | 22 |
| Урок 6. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 25 |
| Урок 7. Проверочная работа по темам «Фонетика. Орфоэпия», «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов» | 29 |
| Урок 8. Части речи. Морфологический анализ слова | 30 |
| Урок 9. Орфограммы в окончаниях слов | 33 |
| Урок 10. Проверочная работа по темам «Части речи», «Орфограммы в окончаниях слов» | 35 |
| Урок 11. Словосочетание | 36 |
| Урок 12. Простое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении | 38 |
| Урок 13. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический анализ предложений | 40 |
| Урок 14. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания | 43 |
| Урок 15. Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение» | 47 |
| Уроки 16, 17. Контрольные уроки по разделу «Повторение изученного в 5 классе» | 47 |
| Язык и речь | 49 |
| Урок 18. Речевая ситуация | 49 |
| Урок 19. Монолог. Разновидности монолога | 50 |
| Уроки 20, 21. Диалог, полилог как текст. Виды диалога | 52 |
| Урок 22. Повторение раздела «Язык и речь» | 56 |
| Текст | 57 |
| Урок 23. Текст, его особенности | 57 |
| Урок 24. Тема и главная мысль текста. Заглавие текста | 60 |
| Урок 25. Начальные и конечные предложения текста | 62 |
| Урок 26. Ключевые слова | 64 |
| Уроки 27, 28. Информационная переработка текста. Виды планов | 66 |
| Урок 29. Редактирование текста | 71 |
| Урок 30. Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание природы | 73 |
| Урок 31. Описание местности | 76 |
| Урок 32. Описание помещения | 78 |
| Урок 33. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 81 |
| Урок 34. Повторение раздела «Текст» | 83 |
| Функциональные разновидности языка | 85 |
| Урок 35. Понятие о функциональных разновидностях языка. Научный стиль | 85 |
| Урок 36. Официально-деловой стиль | 88 |
| Урок 37. Учебная конференция | 91 |
| Урок 38. Повторение раздела «Функциональные разновидности языка» | 92 |
| Лексикология и фразеология. Культура речи | 93 |
| Уроки 39, 40. Слово и его лексическое значение | 93 |
| Урок 41. Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение» | 96 |
| Урок 42. Сбор материалов к сочинению. Устное описание картины А.М. Герасимова «После дождя» | 97 |
| Уроки 43, 44. Изобразительно-выразительные средства языка | 99 |
| Урок 45. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления | 103 |
| Урок 46. Профессионализмы | 107 |
| Урок 47. Жаргонизмы. Диалектизмы | 110 |
| Урок 48. Сжатое изложение | 114 |
| Урок 49. Эмоционально окрашенная лексика | 116 |
| Уроки 50, 51. Исконно русские и заимствованные слова | 119 |
| Уроки 52, 53. Новые и устаревшие слова | 124 |
| Уроки 54, 55. Фразеологизмы | 129 |
| Урок 56. Источники фразеологизмов | 132 |
| Урок 57. Лексический анализ слова | 134 |
| Уроки 58, 59. Семинар «Как это по-русски?» | 136 |
| Урок 60. Обобщающий урок по разделу «Лексикология и фразеология. Культура речи» | 141 |
| Урок 61. Контрольная работа по разделу «Лексикология и фразеология. Культура речи» | 142 |
| Словообразование. Орфография. Культура речи | 143 |
| Уроки 62, 63. Морфемика и словообразование | 143 |
| Уроки 64, 65. Основные способы образования слов в русском языке | 147 |
| Уроки 66, 67. Этимология слов | 151 |
| Урок 68. Контрольный урок по теме «Морфемика и словообразование» | 155 |
| Урок 69. Буквы а и о в корне -кас- – -кос- | 157 |
| Уроки 70, 71. Гласные в приставках пре- и при- | 159 |
| Урок 72. Практикум по теме «Гласные в приставках пре- и при-» | 162 |
| Урок 73. Соединительные о и е в сложных словах | 164 |
| Урок 74. Сложносокращённые слова | 165 |
| Урок 75. Правописание слов, начинающихся с пол- и полу- | 168 |
| Урок 76. Морфемный и словообразовательный анализ слова (практикум) | 170 |
| Уроки 77, 78. Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 173 |
| Уроки 79, 80. Контрольные уроки по разделу «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 176 |
| Морфология. Орфография. Культура речи | 177 |
| Имя существительное | 177 |
| Уроки 81–83. Повторение изученного в 5 классе | 177 |
| Урок 84. Морфологический анализ имени существительного | 181 |
| Уроки 85, 86. Способы образования имён существительных | 183 |
| Уроки 87, 88. Беседа | 187 |
| Уроки 89–91. Обобщающие уроки по теме «Имя существительное» | 190 |
| Уроки 92, 93. Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 194 |
| Имя прилагательное | 195 |
| Уроки 94, 95. Повторение изученного в 5 классе | 195 |
| Урок 96. Описание внешности человека | 199 |
| Урок 97. Способы образования имён прилагательных | 203 |
| Уроки 98–100. Степени сравнения имён прилагательных | 205 |
| Урок 101. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 210 |
| Урок 102. Сочинение – описание природы | 213 |
| Урок 103. Относительные прилагательные | 213 |
| Урок 104. Выборочное изложение | 217 |
| Урок 105. Притяжательные прилагательные | 218 |
| Урок 106. Морфологический анализ имени прилагательного | 221 |
| Урок 107. Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению» | 223 |
| Уроки 108–110. Правописание н и нн в именах прилагательных | 224 |
| Урок 111. Правописание суффиксов -к- и -ск- имён прилагательных | 230 |
| Уроки 112, 113. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 233 |
| Урок 114. Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» | 237 |
| Уроки 115, 116. Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное» | 238 |
| Урок 117. Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 240 |
| Уроки 118, 119. Завершающие уроки по теме «Имя прилагательное» . Публичные выступления | 240 |
| Имя числительное | 241 |
| Урок 120. Имя числительное как часть речи | 241 |
| Уроки 121, 122. Простые и составные числительные. Сложные числительные | 244 |
| Урок 123. Мягкий знак на конце и в середине числительных | 249 |
| Урок 124. Порядковые числительные | 251 |
| Урок 125. Разряды количественных числительных | 253 |
| Уроки 126, 127. Числительные, обозначающие целые числа | 255 |
| Урок 128. Дробные числительные | 258 |
| Урок 129. Собирательные числительные | 260 |
| Урок 130. Употребление числительных в речи | 263 |
| Урок 131. Проверочная работа по теме «Имя числительное» | 265 |
| Урок 132. Морфологический анализ имени числительного | 266 |
| Уроки 133, 134. Обобщающие уроки по теме «Имя числительное» | 267 |
| Урок 135. Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 269 |
| Урок 136. Публичные выступления | 270 |
| Местоимение | 270 |
| Урок 137. Местоимение как часть речи | 270 |
| Уроки 138, 139. Личные местоимения | 273 |
| Урок 140. Возвратное местоимение себя | 276 |
| Урок 141. Сочинение по рисункам | 278 |
| Уроки 142, 143. Вопросительные и относительные местоимения | 278 |
| Урок 144. Неопределённые местоимения | 282 |
| Уроки 145–147. Отрицательные местоимения | 284 |
| Урок 148. Притяжательные местоимения | 288 |
| Урок 149. Рассуждение | 290 |
| Урок 150. Указательные местоимения | 291 |
| Урок 151. Текст и план текста | 293 |
| Урок 152. Определительные местоимения | 295 |
| Урок 153. Местоимения и другие части речи | 298 |
| Урок 154. Морфологический анализ местоимения | 299 |
| Урок 155. Сочинение по картине Л.И. Соломаткина «Петрушка» | 300 |
| Уроки 156, 157. Обобщающие уроки по теме «Местоимение» | 301 |
| Урок 158. Контрольная работа по теме «Местоимение» | 304 |
| Глагол | 304 |
| Уроки 159–161. Повторение изученного в 5 классе | 304 |
| Урок 162. Сочинение по рисункам и данному началу | 309 |
| Урок 163. Способы образования глаголов | 310 |
| Урок 164. Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» | 312 |
| Урок 165. Описание действий | 313 |
| Урок 166. Разноспрягаемые глаголы | 315 |
| Уроки 167–169. Глаголы переходные и непереходные | 318 |
| Урок 170. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 322 |
| Урок 171. Изложение | 324 |
| Уроки 172, 173. Условное наклонение | 325 |
| Уроки 174–176. Повелительное наклонение | 330 |
| Урок 177. Сочинение по рисункам | 337 |
| Уроки 178, 179. Употребление наклонений | 337 |
| Урок 180. Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола» | 341 |
| Уроки 181, 182. Безличные глаголы | 342 |
| Урок 183. Морфологический анализ глагола | 346 |
| Урок 184. Проверочная работа по теме «Морфология глагола» | 348 |
| Уроки 185, 186. Обобщающие уроки по теме «Глагол» | 348 |
| Урок 187. Контрольная работа по теме «Глагол» | 351 |
| Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 352 |
| Уроки 188, 189. Разделы лингвистики. Орфография | 352 |
| Урок 190. Пунктуация | 354 |
| Уроки 191, 192. Лексикология и фразеология | 356 |
| Урок 193. Словообразование | 359 |
| Уроки 194, 195. Морфология | 361 |
| Урок 196. Синтаксис | 365 |
| Уроки 197, 198. Итоговые контрольные уроки | 366 |
| Урок 199. Анализ выполнения контрольных работ | 367 |
| Урок 200. Подведение итогов года | 367 |
| Уроки 201–204 – резервные | 367 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | 368 |
| Приложение 1. Интегрированные уроки | 368 |
| Приложение 2. Игровые материалы | 376 |
| Приложение 3. Индивидуальные задания | 381 |
| Список литературы | 392 |






