Поурочные разработки по русскому языку : 5 класс : к УМК Т.А. Ладыженской – С.Г. Бархударова : [подходит к учебникам с 2019 г. по н.в.]: методическое пособие
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Поурочные методические разработки составлены по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858). Материал соответствует требованиям ФГОС-2021 и ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370). Предлагаемое пособие содержит подробное описание хода уроков с указанием целей и методических приёмов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Предложены различные типы заданий: словарные, объяснительные, распределительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты по типу ЕГЭ, лингвистические задачи, индивидуальные задания и т. д. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, тестам.
Адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов.
Подходит к учебникам «Русский язык»: в составе УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., выпущенным с 2023 г. по н. в.
От автора | 3 |
Тематическое планирование учебного материала | 4 |
Урок 1. Введение в курс 5 класса | 10 |
Общие сведения о языке | 14 |
Урок 2. Богатство и выразительность русского языка | 14 |
Урок 3. Лингвистика как наука о языке | 18 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 21 |
Урок 4. Звуки и буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов | 21 |
Урок 5. Буквы и, у, а после шипящих | 25 |
Урок 6. Части речи | 28 |
Урок 7. Глагол | 29 |
Урок 8. Личные окончания глаголов | 32 |
Урок 9. Имя существительное | 34 |
Урок 10. Имя прилагательное | 36 |
Урок 11. Местоимение | 39 |
Урок 12. Словосочетание. Предложение. Пунктуация | 41 |
Урок 13. Повторение раздела «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | 43 |
Урок 14. Контрольный диктант | 44 |
Язык и речь | 45 |
Урок 15. Язык и общение | 45 |
Урок 16. Виды речи. Речь устная и письменная. Монолог | 48 |
Урок 17. Прямая речь | 49 |
Урок 18. Диалог. Полилог | 52 |
Урок 19. Читаем по-разному. Слушание (аудирование) | 55 |
Урок 20. Повторение раздела «Язык и речь» | 57 |
Текст | 58 |
Урок 21. Что мы знаем о тексте | 58 |
Урок 22. Обучающее изложение | 61 |
Урок 23. Тема текста | 62 |
Урок 24. Главная мысль (идея) текста | 65 |
Урок 25. Абзац | 68 |
Урок 26. Связь предложений в тексте | 70 |
Урок 27. Повествование как функционально-смысловой тип речи | 73 |
Урок 28. Рассказ как разновидность текста | 76 |
Урок 29. Рассказ на основе услышанного | 79 |
Урок 30. Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание предмета | 80 |
Урок 31. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи | 82 |
Урок 32. Доказательства в рассуждении | 84 |
Урок 33. Повторение раздела «Текст» | 86 |
Функциональные разновидности языка | 87 |
Урок 34. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Язык художественной литературы | 87 |
Урок 35. Функциональные стили : научный, официально-деловой, публицистический | 90 |
Cистема языка | 94 |
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Культура речи | 94 |
Урок 36. Фонетика как раздел лингвистики. Гласные звуки | 94 |
Урок 37. Согласные звуки | 96 |
Урок 38. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твёрдые и мягкие | 99 |
Урок 39. Согласные звонкие и глухие | 102 |
Урок 40. Графика. Алфавит | 104 |
Урок 41. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 108 |
Урок 42. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 111 |
Урок 43. Слог. Ударение. Орфоэпия | 113 |
Урок 44. Фонетический анализ слова. Интонация, её функции | 116 |
Урок 45. Повторение темы «Фонетика» | 119 |
Урок 46. Контрольная работа по теме «Фонетика» | 121 |
Урок 47. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола» | 123 |
Орфография | 126 |
Урок 48. Орфография. Орфограмма | 126 |
Урок 49. Раздельное написание предлогов с другими словами | 129 |
Урок 50. Разделительные ъ и ь | 131 |
Урок 51. Повторение раздела «Орфография» | 132 |
Лексикология. Культура речи | 133 |
Урок 52. Слово и его лексическое значение | 133 |
Урок 53. Однозначные и многозначные слова | 138 |
Урок 54. Прямое и переносное значения слов | 140 |
Урок 55. Омонимы | 143 |
Урок 56. Синонимы | 145 |
Урок 57. Синонимы | 148 |
Урок 58. Антонимы | 150 |
Урок 59. Паронимы | 153 |
Урок 60. Словари | 155 |
Урок 61. Основные способы толкования слов | 157 |
Урок 62. Лексический анализ слова | 159 |
Урок 63. Повторение темы «Лексикология». Изложение | 161 |
Урок 64. Проверочная работа по теме «Лексикология» | 163 |
Морфемика. Орфография. Культура речи | 164 |
Урок 65. Понятие о морфеме. Изменение и образование слов | 164 |
Урок 66. Окончание | 166 |
Урок 67. Основа слова | 168 |
Урок 68. Корень слова | 171 |
Урок 69. Суффикс | 173 |
Урок 70. Суффикс | 176 |
Урок 71. Приставка | 178 |
Урок 72. Чередование звуков | 180 |
Урок 73. Беглые гласные | 183 |
Урок 74. Варианты морфем. Морфемный анализ слова | 185 |
Урок 75. Проверочная работа по теме «Варианты морфем» | 189 |
Урок 76. Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными | 190 |
Урок 77. Правописание корней с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными | 193 |
Урок 78. Правописание корней с проверяемыми и непроверяемыми согласными | 197 |
Урок 79. Правописание корней с непроизносимыми согласными | 201 |
Урок 80. Буквы ё – о после шипящих в корне | 203 |
Урок 81. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок | 205 |
Урок 82. Буквы з и с на конце приставок | 208 |
Урок 83. Буквы ы – и после ц | 209 |
Урок 84. Буквы ы – и после приставок | 211 |
Урок 85. Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 213 |
Урок 86. Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 215 |
Урок 87. Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 216 |
Морфология. Орфография. Культура речи | 218 |
Имя существительное | 218 |
Урок 88. Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное как часть речи | 218 |
Урок 89. Имя существительное как часть речи | 222 |
Урок 90. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 224 |
Урок 91. Имена существительные собственные и нарицательные | 227 |
Урок 92. Род имён существительных | 230 |
Урок 93. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 232 |
Урок 94. Сжатое изложение | 235 |
Урок 95. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 236 |
Урок 96. Типы склонения имён существительных | 238 |
Урок 97. Падеж имён существительных | 240 |
Урок 98. Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе | 243 |
Урок 99. Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе | 245 |
Урок 100. Изложение | 249 |
Урок 101. Множественное число имён существительных | 250 |
Урок 102. Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 253 |
Урок 103. Разносклоняемые имена существительные | 255 |
Урок 104. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя | 257 |
Урок 105. Несклоняемые имена существительные | 259 |
Урок 106. Род несклоняемых имён существительных | 262 |
Урок 107. Имена существительные общего рода | 265 |
Урок 108. Морфологический анализ имени существительного | 268 |
Урок 109. Проверочная работа по темам «Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные», «Имена существительные общего рода» | 270 |
Урок 110. Не с существительными | 270 |
Урок 111. Буквы ч и щ в суффиксе -чик- – -щик- | 273 |
Урок 112. Гласные в суффиксах имён существительных -ек- – -ик- (-чик-) | 277 |
Урок 113. Гласные о – е после шипящих в суффиксах существительных | 280 |
Урок 114. Буквы а // о в корне -лаг- – -лож- | 282 |
Урок 115. Буквы а // о в корнях -гар- – -гор-, -зар- – -зор- | 284 |
Урок 116. Буквы а // о в корне -раст- – -ращ- – -рос- | 286 |
Урок 117. Буквы а // о в корнях -клан- – -клон-, -скак- – -скоч- | 288 |
Урок 118. Повторение темы «Имя существительное» | 290 |
Урок 119. Контрольный диктант | 292 |
Имя прилагательное | 293 |
Урок 120. Имя прилагательное как часть речи | 293 |
Урок 121. Имя прилагательное как часть речи | 295 |
Урок 122. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. Правописание гласных после шипящих в окончаниях имён прилагательных | 299 |
Урок 123. Описание животного | 301 |
Урок 124. Прилагательные полные и краткие | 304 |
Урок 125. Не с прилагательными | 307 |
Урок 126. Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Морфологический анализ имени прилагательного | 310 |
Урок 127. Повторение темы «Имя прилагательное» | 312 |
Урок 128. Контрольный диктант | 314 |
Глагол | 316 |
Урок 129. Глагол как часть речи. Не с глаголами | 316 |
Урок 130. Инфинитив и его грамматические свойства | 319 |
Урок 131. Глаголы совершенного и несовершенного вида | 323 |
Урок 132. Возвратные и невозвратные глаголы. Правописание -тся и -ться в глаголах | 327 |
Урок 133. Правописание корней с чередованием е // и | 331 |
Урок 134. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время | 334 |
Урок 135. Настоящее и будущее время глаголов | 337 |
Урок 136. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 341 |
Урок 137. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 346 |
Урок 138. Правописание мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Употребление времён глагола | 349 |
Урок 139. Употребление времён глагола в устных и письменных рассказах | 352 |
Урок 140. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Морфологический анализ глагола | 354 |
Урок 141. Обобщение по теме «Глагол» | 358 |
Урок 142. Повторение темы «Глагол» | 361 |
Урок 143. Контрольный диктант | 362 |
Урок 144. Контрольная работа по разделу «Морфология. Орфография. Культура речи» | 364 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | |
Урок 145. Понятие о синтаксисе. Пунктуация как раздел лингвистики | 365 |
Урок 146. Словосочетание как единица синтаксиса | 369 |
Урок 147. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Синтаксический анализ словосочетания | 372 |
Урок 148. Предложение и его признаки | 375 |
Урок 149. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения | 379 |
Урок 150. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым | 383 |
Урок 151. Нераспространённые и распространённые предложения | 387 |
Урок 152. Второстепенные члены предложения. Дополнение | 389 |
Урок 153. Определение | 392 |
Урок 154. Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению | 394 |
Урок 155. Простые осложнённые предложения. Предложения с однородными членами | 397 |
Урок 156. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 399 |
Урок 157. Предложения с обращениями | 402 |
Урок 158. Письмо | 405 |
Урок 159. Синтаксический анализ простого осложнённого предложения. Пунктуационный анализ простого предложения | 408 |
Урок 160. Простые и сложные предложения | 411 |
Урок 161. Простые и сложные предложения. Синтаксический анализ сложного предложения | 414 |
Урок 162. Повторение раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 418 |
Урок 163. Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 419 |
Повторение и систематизация изученного | 420 |
Урок 164. Разделы науки о языке | 420 |
Урок 165. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов | 422 |
Урок 166. Употребление букв ъ и ь. Монолог, диалог, полилог | 425 |
Урок 167. Знаки препинания в простых и сложных предложениях и в предложениях с прямой речью | 427 |
Урок 168. Итоговый тест по программе 5 класса | 429 |
Урок 169. Итоговый контрольный диктант | 430 |
Урок 170. Подведение итогов года | 430 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 431 |
Приложение 1. Интегрированные уроки | 431 |
Приложение 2. Игровые уроки | 443 |
Приложение 3. Тесты | 448 |
Приложение 4. Индивидуальные задания (карточки) | 461 |
Список литературы | 472 |