Поурочные разработки по литературе : 5 класс : к УМК под ред. В.Я. Коровиной : [подходит к учебникам с 2023 г. по н.в.]: методическое пособие
Автор:
Егорова Н. В.
Год издания: 2024
Серия:
В помощь школьному учителю
Издательство: Вако
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
335
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Поурочные методические разработки составлены по учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс» (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников (приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858). Материал соответствует требованиям ФГОС-2021 и ФОП ООО (приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370). Помимо подробных сценариев уроков в книгу включены комментарии к вопросам, которые могут вызвать затруднения у школьников, анализ художественных произведений, справочная информация, а также викторины, литературные игры, тесты и ключи к ним. Особое место отводится изучению теории литературы, разъяснению значений литературоведческих терминов.
Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва , В.И. Коровина, выпущенным с 2023 г. по н. в.
Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литература»: в составе УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва , В.И. Коровина, выпущенным с 2023 г. по н. в.
| От автора | 3 |
| Тематическое планирование учебного материала | 4 |
| Урок 1. Введение. Книги и их роль в жизни человека | 9 |
| МИФОЛОГИЯ | 14 |
| Мифы народов России и мира | 14 |
| Урок 2. Античные мифы и легенды. Мифы Древней Греции. Образ Геракла | 14 |
| Урок 3. Подвиги Геракла («Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид») | 18 |
| Урок 4. Легенда об Арионе. Славянская мифология | 24 |
| ФОЛЬКЛОР | 29 |
| Малые жанры фольклора | 29 |
| Уроки 5, 6. Малые жанры фольклора. Пословицы, поговорки, загадки | 29 |
| Сказки народов России и народов мира | 44 |
| Урок 7. Понятие о сказке. Русские народные сказки | 44 |
| Урок 8. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | 46 |
| Урок 9. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» и ее художественный мир | 49 |
| Урок 10. Татарская сказка «Шурале» и французская сказка «Волшебницы». Общие черты народных сказок | 53 |
| Урок 11. Сказки о животных и бытовые сказки | 57 |
| Урок 12. Внеклассное чтение. Мои любимые народные сказки | 59 |
| Урок 13. Контрольная работа по теме «Фольклор» | 61 |
| ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 63 |
| Урок 14. Басни. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова | 63 |
| Урок 15. И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок» | 67 |
| Урок 16. И.А. Крылов. Басня «Квартет» | 71 |
| Урок 17. И.А. Крылов. Басня «Волк на псарне» | 73 |
| Урок 18. Басенный мир И.А. Крылова | 76 |
| Урок 19. А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы | 79 |
| Урок 20. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимнее утро» | 82 |
| Урок 21. А.С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Няне» | 85 |
| Урок 22. А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» | 89 |
| Урок 23. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов | 91 |
| Урок 24. Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | 95 |
| Урок 25. Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь | 97 |
| Урок 26. Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | 101 |
| Урок 27. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История создания | 102 |
| Урок 28. М.Ю. Лермонтов. «Бородино». Особенности повествования . Взгляд рядового воина на исторические события | 106 |
| Урок 29. Композиция и идейное содержание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 108 |
| Урок 30. Контрольная работа по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» | 112 |
| Урок 31. Н.В. Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 114 |
| Урок 32. Картины народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | 118 |
| Урок 33. Приключения кузнеца в поисках черевичек | 121 |
| Урок 34. Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством» | 127 |
| ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 131 |
| Урок 35. Детство И.С. Тургенева. Начало литературной деятельности . История создания рассказа «Муму» | 131 |
| Урок 36. Герасим в доме барыни | 134 |
| Урок 37. Герасим и Татьяна | 138 |
| Урок 38. Герасим и Муму | 141 |
| Урок 39. Богатырский поступок | 144 |
| Урок 40. Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | 148 |
| Урок 41. Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности. Поэма «Мороз, Красный нос» | 150 |
| Урок 42. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | 153 |
| Урок 43. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник» | 156 |
| Урок 44. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды | 159 |
| Урок 45. Жилин и горцы | 163 |
| Урок 46. Жилин и Костылин | 165 |
| Урок 47. Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 167 |
| Урок 48. Сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» | 169 |
| Урок 49. Внеклассное чтение | 171 |
| ЛИТЕРАТУРА XIX–ХХ ВЕКОВ | 172 |
| Стихотворения отечественных поэтов | 172 |
| Уроки 50–52. Стихотворения отечественных поэтов о родной природе и о связи человека с Родиной | 172 |
| Уроки 53, 54. Контрольные уроки по произведениям русских поэтов | 187 |
| Юмористические рассказы отечественных писателей | 191 |
| Урок 55. А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия» | 191 |
| Урок 56. А.П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия» | 195 |
| Урок 57. Наши любимые рассказы А.П. Чехова | 198 |
| Урок 58. М.М. Зощенко. Рассказ «Галоша» | 200 |
| Урок 59. М.М. Зощенко. Рассказ «Елка» | 204 |
| Произведения отечественной литературы о природе и животных | 206 |
| Урок 60. Л.Н. Андреев. Личность писателя. Рассказ «Кусака» | 206 |
| Урок 61. Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака» : «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 209 |
| Урок 62. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Сказка «Теплый хлеб» | 213 |
| Уроки 63, 64. К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 216 |
| Урок 65. А.П. Платонов. Быль и фантастика в рассказе «Никита» | 221 |
| Урок 66. А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя с природой | 224 |
| Урок 67. В.П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». Сюжет и композиция рассказа | 226 |
| Урок 68. Герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» в экстремальной ситуации | 229 |
| Урок 69. Художественное своеобразие рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 232 |
| Урок 70. Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | 234 |
| ЛИТЕРАТУРА XX–ХХI ВЕКОВ | 237 |
| Произведения отечественной литературы на тему «Человек на войне» | 237 |
| Уроки 71, 72. Поэты о Великой Отечественной войне | 237 |
| Урок 73. В.П. Катаев. Слово о писателе. Повесть «Сын полка». Герои повести | 242 |
| Урок 74. Сюжет, темы и идеи повести В.П. Катаева «Сын полка» | 247 |
| Урок 75. Подготовка к сочинению по повести В.П. Катаева «Сын полка» | 250 |
| Урок 76. Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя» | 251 |
| Произведения отечественных писателей на тему детства | 253 |
| Урок 77. В.Г. Короленко. Личность писателя. Повесть «В дурном обществе» | 253 |
| Урок 78. В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Образы города, общества, семьи | 256 |
| Урок 79. Характеристика героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 258 |
| Урок 80. Композиция и идея повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 260 |
| Урок 81. Обучение работе над сочинением | 263 |
| Урок 82. Закрепление изученного материала по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 265 |
| Урок 83. Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | 267 |
| Урок 84. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Смысл названия рассказа | 270 |
| Произведения приключенческого жанра отечественных писателей | 272 |
| Урок 85. Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». Особенности жанра повести | 272 |
| Урок 86. Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». Сюжет и герои повести | 275 |
| ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | 278 |
| Урок 87. Расул Гамзатов. Стихотворение «Журавли». Мустай Карим . Стихотворение «Эту песню мать мне пела…» | 278 |
| ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 281 |
| Урок 88. Ханс Кристиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». Силы добра и зла | 281 |
| Урок 89. Герда в поисках Кая | 285 |
| Урок 90. Испытания продолжаются | 287 |
| Урок 91. Победа добра и любви | 289 |
| Урок 92. Заключительный урок по творчеству Х.К. Андерсена | 291 |
| Зарубежная сказочная проза | 293 |
| Урок 93. Льюис Кэрролл. Сказка «Алиса в Зазеркалье»: игра слов и логики | 293 |
| Зарубежная проза о детях и подростках | 297 |
| Урок 94. Марк Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» | 297 |
| Урок 95. Герой романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» | 298 |
| Уроки 96, 97. Джек Лондон. Рассказ «Сказание о Кише» – уроки взросления | 301 |
| Зарубежная приключенческая проза | 307 |
| Урок 98. Роберт Льюис Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» | 307 |
| Зарубежная проза о животных | 310 |
| Урок 99. Эрнест Сетон-Томпсон. Рассказ «Арно» | 310 |
| Урок 100. Редьярд Киплинг. Рассказ «Рикки-Тикки-Тави» | 313 |
| Урок 101. Итоговый тест по программе 5 класса | 316 |
| Урок 102. Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе | 321 |
| Приложение. ИГРОВЫЕ УРОКИ | 322 |
| Игровой урок по сказкам Х.К. Андерсена | 322 |
| Игровой урок по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера» | 323 |
| Итоговый игровой урок по курсу литературы в 5 классе | 326 |






