Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре: методическое пособие
Автор:
Боженкова Л. И.
Год издания: 2024
Издательство: Лаборатория знаний
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
243
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Цель книги – помочь учителю математики сформировать у учеников универсальные учебные действия при обучении алгебре, что отражает задачу, сформулированную в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Для учителей математики школ, лицеев, колледжей, а также студентов и аспирантов математических факультетов педагогических вузов.
Для учителей математики школ, лицеев, колледжей, а также студентов и аспирантов математических факультетов педагогических вузов.
Введение | 7 |
Глава 1. Основные идеи построения современного российского общего образования и их отражение в обучении математике | 9 |
§ 1. Предпосылки разработки ФГОС второго поколения | 9 |
§ 2. Системно-деятельностный подход – основа реализации ФГОС общего образования | 13 |
§ 3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования | 19 |
Глава 2. Сущность новых образовательных результатов изучения математики в основной школе | 28 |
§ 4. Цели и результаты обучения математике | 28 |
4.1. Цели обучения математике: вчера и сегодня | 28 |
4.2. Виды и содержание результатов освоения ООП школьного курса математики | 32 |
§ 5. Типовые задания для формирования УУД в процессе обучения алгебре | 39 |
5.1. Составление схемы определения понятия (ТЗ №1) | 42 |
5.2. Составление набора объектов для подведения под понятие (ТЗ № 2) | 46 |
5.3. Составление схемы взаимосвязи понятий (ТЗ №3) | 48 |
5.4. Составление предписания для решения задач определённого типа (ТЗ № 4) | 50 |
5.5. Составление информационной схемы (ТЗ № 5) | 53 |
5.6. Составление схемы поиска решения задачи, доказательства теоремы (ТЗ № 6) | 56 |
Глава 3. Планируемые результаты обучения содержательно-методическим линиям курса алгебры и их достижение в условиях реализации ФГОС ООО | 64 |
§ 6. Понятие содержательно-методических линий курса алгебры | 64 |
§ 7. Числовая линия | 67 |
7.1. Введение понятия новых чисел | 70 |
7.2. Сравнение, округление и выполнение действий с числами | 73 |
7.3. О свойствах числовых множеств | 76 |
§ 8. Линия тождественных преобразований | 79 |
8.1. Основные понятия линии тождественных преобразований | 82 |
8.2. Основные тождества и их доказательства | 85 |
8.3. Алгоритмы выполнения тождественных преобразований | 97 |
§ 9. Линия уравнений и неравенств | 102 |
9.1. Основные понятия линии уравнений и неравенств | 105 |
9.2. О введении понятий конкретных типов уравнений | 108 |
9.3. Преобразования и решение уравнений, неравенств, их систем | 115 |
9.4. Регулятивная деятельность учащихся при решении уравнений и неравенств | 121 |
9.5. Уравнения как математические модели процесса решения текстовых задач | 133 |
§ 10. Функциональная линия | 140 |
10.1. Основные понятия функциональной линии | 141 |
10.2. Функция как представитель класса функций и отдельно взятая функция | 146 |
Глава 4. Проектирование процесса обучения алгебре на уровне учебной темы | 162 |
§ 11. Теоретико-деятельностное проектирование процесса обучения алгебре | 162 |
§ 12. Проектирование как составная часть подготовки учителя к обучению теме | 168 |
12.1. Иллюстрация процесса проектирования обучения теме школьного курса алгебры в условиях реализации ФГОС | 169 |
12.2. Система уроков по изучаемой теме | 179 |
12.3. Фрагмент урока ученического целеполагания | 183 |
12.4. Фрагмент урока открытия новой учебной информации и формирования познавательных УУД при решении учебных задач | 186 |
12.5. Схема урока обобщения и систематизации знаний по теме «Уравнения, содержащие знак модуля» | 195 |
§ 13. Оценка достижений учащихся в изучении алгебры в условиях реализации ФГОС | 198 |
Приложения | 204 |
Приложение 1. Результаты российских учащихся в различных международных исследованиях | 204 |
Приложение 2. Связь личностных характеристик ученика с видами результатов освоения ООП | 205 |
Приложение 3. Список универсальных учебных действий (УУД) | 206 |
Приложение 4. Содержание и структура коммуникативной компетентности, формируемой при обучении математике | 209 |
Приложение 5. Общие цели школьного математического образования (1980–2004 гг.) | 211 |
Приложение 6. Предметные результаты освоения ООП предметной области «Математика и информатика» (алгебра) | 213 |
Приложение 7. Приёмы регуляции УПД при освоении математики | 214 |
Приложение 8. Числовая линия | 217 |
Приложение 9. Линия тождественных преобразований | 223 |
Приложение 10. Линия уравнений и неравенств | 226 |
Приложение 11. Таблица для поурочного тематического планирования темы | 227 |
Приложение 12. Логико-дидактический анализ содержания темы школьного курса математики | 228 |
Приложение 13. Карта изучения темы | 229 |
Приложение 14. Таблица для индивидуального планирования изучения темы | 230 |
Приложение 15. Результаты выполнения заданий ОГЭ (модуль «Алгебра») | 231 |
Приложение 16. Указатель таблиц | 232 |
Список литературы | 236 |