Вечное в русской философии: аудиоиздание
Год издания: 2024
Серия:
Послушайте!
Издательство: Директ-Медиа
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В своей книге русский философ и религиозный мыслитель Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954 гг.) рассуждает о характерных чертах русской философии. Он рассматривает возможные пути выхода из кризиса гуманизма применительно к России. Основываясь на творческом наследии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, автор отмечает немаловажное значение такого явления как “русская стихия”.
ВВЕДЕНИЕ | |
I. МНОГООБРАЗИЕ СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА | |
II. ВОЛЬНОСТЬ ПУШКИНА(Индивидуальная свобода) | |
III. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ | |
1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс | |
2. Постановка проблемы свободы и необходимости | |
3. Решение антиномии свободы и необходимости | |
4. Основные категории свободы. Система ценностей | |
IV. МЕТАФИЗИКА СВОБОДЫ | |
1. Закон и Царствие Божие | |
2. Закон и Благодать | |
3. Противоборство плоти и противоборство духа | |
4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие | |
5. Божественный зов, обращенный к свободе | |
6. Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии | |
7. Две свободы: отрицательная и положительная свобода в произволе, и свобода в добре | |
8. Свобода воли и творческий произвол | |
9. Сублимация свободы, как разрешение ее антиномизма | |
10. Христианское решение проблемы свободы | |
11. Истинный смысл сублимации | |
V. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ | |
1. Александр I и Л. Толстой | |
2. Греховность власти в Библии | |
3. Божественность власти | |
4. Антиномия власти | |
5. Ошибочные решения антиномии власти | |
6. Решение антиномии власти | |
7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей | |
VI. ТРАГИЗМ ВОЗВЫШЕННОГО | |
1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм | |
2. Ступени бытия | |
3. Ошибка материализма – спекуляция на понижение | |
4. Пафос профанации | |
5. Профанация и обличение | |
6. Ценность небоскреба и ценность возвышенного | |
7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей | |
8. Трагизм бытия и его относительное преодоление | |
9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма | |
VII. ДВА ПУТИ СПАСЕНИЯ | |
1. Мудрость и символ спасения | |
2. Две установки. Диалектика трагизма | |
3. Сублимация и синтез | |
4. Три вида соотношения противоположностей | |
5. Поток становления и универсальная гармония | |
6. Установка индуизма. Мир, как противоречие | |
7. Освобождение от противоположностей как путь спасения | |
8. Трансцендентность самости | |
9. Пессимизм индусского мировоззрения | |
10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии | |
11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения | |
VIII. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ | |
IX. САМОПОЗНАНИЕ | |
1. Задача самопознания | |
2. Трансцендентность и имманентность самости | |
3. Открытие самости | |
4. Два подхода: Восток и Запад | |
5. Чудо самости | |
6. «Откуда мы и куда идем?» | |
7. Я и ничто | |
8. Аналитическая психология. Я и самость | |
9. Очевидность и непознаваемость самости | |
10. Чувство «человека в себе» | |
11. Самость как постулат | |
12. Богоподобие самости | |
13. Два толкования богоподобия самости | |
14. Зависимость от Абсолютного | |
X. ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ФИЛОСОФИИ И В РЕЛИГИИ | |
1. Сердце как скрытая глубина человека | |
2. Сердце как орган религиозного опыта | |
3. Сердце в индийской мистике | |
4. Христианская любовь и буддийское сострадание | |
5. Два типа индийской мистики | |
XI. ЧТО ТАКОЕ Я САМ | |
1. Богочеловеческая проблема | |
2. Абсурд психологизма | |
3. Тайна творения | |
4. Соизмеримость между человеком и Абсолютным | |
5. Точка зрения христианской антропологии | |
6. Иерархическая структура человека | |
7. Свет сознания и мощь свободы | |
8. Творческая свобода | |
9. Богоподобие человека – всеобъемлюще | |
XII. ПАСКАЛЬ | |
1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума | |
2. Логика сердца. Теория ценностей | |
3. Три ступени персональных ценностей | |
4. Переживание потустороннего. «Пари Паскаля» | |
5. Величие и ничтожество человека | |
XIII. ДЕКАРТ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ | |
1. Основная интуиция Декарта | |
2. Земля объектов и солнце субъекта | |
3. Солипсизм и его преодоление | |
4. Аксиома зависимости | |
5. Иррациональность связи с Абсолютным | |
6. Две части философии Декарта | |
XIV. БЕССМЕРТИЕ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ | |
1. Библия о загробной судьбе человека | |
2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла | |
3. Предрассудок «просвещения» | |
4. Что такое «душа» | |
5. Подсознание не верит в смерть | |
6. Учение о коллективно-бессознательном | |
7. Сознание и Кронос | |
8. Память и история | |
9. «Перевоплощение» и взаимопроницаемость душ | |
10. Кто «перевоплощается» | |
11. Память и тождество лиц в «перевоплощении» | |
12. Космическая память, идея Кармы и идея будущих возможностей развития | |
13. Смысл символа «перевоплощения» | |
14. Бессмертие души и воскресение мертвых |