Вечное в русской философии: аудиоиздание
Год издания: 2024
Серия:
Послушайте!
Издательство: Директ-Медиа
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В своей книге русский философ и религиозный мыслитель Борис Петрович Вышеславцев (1877-1954 гг.) рассуждает о характерных чертах русской философии. Он рассматривает возможные пути выхода из кризиса гуманизма применительно к России. Основываясь на творческом наследии А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, автор отмечает немаловажное значение такого явления как “русская стихия”.
| ВВЕДЕНИЕ | |
| I. МНОГООБРАЗИЕ СВОБОДЫ В ПОЭЗИИ ПУШКИНА | |
| II. ВОЛЬНОСТЬ ПУШКИНА(Индивидуальная свобода) | |
| III. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ | |
| 1. Значение этой проблемы в жизни. Русские материалисты и Маркс | |
| 2. Постановка проблемы свободы и необходимости | |
| 3. Решение антиномии свободы и необходимости | |
| 4. Основные категории свободы. Система ценностей | |
| IV. МЕТАФИЗИКА СВОБОДЫ | |
| 1. Закон и Царствие Божие | |
| 2. Закон и Благодать | |
| 3. Противоборство плоти и противоборство духа | |
| 4. Свобода как корень сатанинского зла и свобода как богоподобие | |
| 5. Божественный зов, обращенный к свободе | |
| 6. Этика благодати как этика свободы. Ее проблема в современной философии | |
| 7. Две свободы: отрицательная и положительная свобода в произволе, и свобода в добре | |
| 8. Свобода воли и творческий произвол | |
| 9. Сублимация свободы, как разрешение ее антиномизма | |
| 10. Христианское решение проблемы свободы | |
| 11. Истинный смысл сублимации | |
| V. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ | |
| 1. Александр I и Л. Толстой | |
| 2. Греховность власти в Библии | |
| 3. Божественность власти | |
| 4. Антиномия власти | |
| 5. Ошибочные решения антиномии власти | |
| 6. Решение антиномии власти | |
| 7. Идеал безвластной организации и иерархия ценностей | |
| VI. ТРАГИЗМ ВОЗВЫШЕННОГО | |
| 1. Материализм и духовность. Русская мысль и марксизм | |
| 2. Ступени бытия | |
| 3. Ошибка материализма – спекуляция на понижение | |
| 4. Пафос профанации | |
| 5. Профанация и обличение | |
| 6. Ценность небоскреба и ценность возвышенного | |
| 7. Соотношение категорий бытия и ступеней ценностей | |
| 8. Трагизм бытия и его относительное преодоление | |
| 9. Христианская вера в абсолютную разрешимость трагизма | |
| VII. ДВА ПУТИ СПАСЕНИЯ | |
| 1. Мудрость и символ спасения | |
| 2. Две установки. Диалектика трагизма | |
| 3. Сублимация и синтез | |
| 4. Три вида соотношения противоположностей | |
| 5. Поток становления и универсальная гармония | |
| 6. Установка индуизма. Мир, как противоречие | |
| 7. Освобождение от противоположностей как путь спасения | |
| 8. Трансцендентность самости | |
| 9. Пессимизм индусского мировоззрения | |
| 10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии | |
| 11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения | |
| VIII. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФИИ | |
| IX. САМОПОЗНАНИЕ | |
| 1. Задача самопознания | |
| 2. Трансцендентность и имманентность самости | |
| 3. Открытие самости | |
| 4. Два подхода: Восток и Запад | |
| 5. Чудо самости | |
| 6. «Откуда мы и куда идем?» | |
| 7. Я и ничто | |
| 8. Аналитическая психология. Я и самость | |
| 9. Очевидность и непознаваемость самости | |
| 10. Чувство «человека в себе» | |
| 11. Самость как постулат | |
| 12. Богоподобие самости | |
| 13. Два толкования богоподобия самости | |
| 14. Зависимость от Абсолютного | |
| X. ЗНАЧЕНИЕ СЕРДЦА В ФИЛОСОФИИ И В РЕЛИГИИ | |
| 1. Сердце как скрытая глубина человека | |
| 2. Сердце как орган религиозного опыта | |
| 3. Сердце в индийской мистике | |
| 4. Христианская любовь и буддийское сострадание | |
| 5. Два типа индийской мистики | |
| XI. ЧТО ТАКОЕ Я САМ | |
| 1. Богочеловеческая проблема | |
| 2. Абсурд психологизма | |
| 3. Тайна творения | |
| 4. Соизмеримость между человеком и Абсолютным | |
| 5. Точка зрения христианской антропологии | |
| 6. Иерархическая структура человека | |
| 7. Свет сознания и мощь свободы | |
| 8. Творческая свобода | |
| 9. Богоподобие человека – всеобъемлюще | |
| XII. ПАСКАЛЬ | |
| 1. Бесконечно великое и бесконечно малое. Границы разума | |
| 2. Логика сердца. Теория ценностей | |
| 3. Три ступени персональных ценностей | |
| 4. Переживание потустороннего. «Пари Паскаля» | |
| 5. Величие и ничтожество человека | |
| XIII. ДЕКАРТ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ | |
| 1. Основная интуиция Декарта | |
| 2. Земля объектов и солнце субъекта | |
| 3. Солипсизм и его преодоление | |
| 4. Аксиома зависимости | |
| 5. Иррациональность связи с Абсолютным | |
| 6. Две части философии Декарта | |
| XIV. БЕССМЕРТИЕ, ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ | |
| 1. Библия о загробной судьбе человека | |
| 2. Смерть есть друг и враг. Решение у ап. Павла | |
| 3. Предрассудок «просвещения» | |
| 4. Что такое «душа» | |
| 5. Подсознание не верит в смерть | |
| 6. Учение о коллективно-бессознательном | |
| 7. Сознание и Кронос | |
| 8. Память и история | |
| 9. «Перевоплощение» и взаимопроницаемость душ | |
| 10. Кто «перевоплощается» | |
| 11. Память и тождество лиц в «перевоплощении» | |
| 12. Космическая память, идея Кармы и идея будущих возможностей развития | |
| 13. Смысл символа «перевоплощения» | |
| 14. Бессмертие души и воскресение мертвых |







