Игровая педагогика : таблица развития, подбор и описание игр: методическое пособие
Год издания: 2024
Издательство: Теревинф
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
154
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Авторы, специалисты с большим опытом психолого-педагогической работы с детьми, представляют свой взгляд на игровую педагогику.
Первая часть книги посвящена концепции игровых эпох и ступеням установления эмоционального контакта с ребенком; описывается, как проанализировать игровое поведение ребенка и определить, на каком этапе развития он находится, какие игры этому этапу соответствуют. Во второй части представлена разработанная авторами таблица развития. В третьей части на примере работы с особым ребенком иллюстрируется использование таблицы для составления программы игровых занятий. В четвертой части собраны и подробно описаны разнообразные игры для каждого этапа развития.
Методика авторов дает возможность подобрать игры как для нормативно развивающихся детей от рождения до 7 лет, так и для детей с различными особенностями развития (РАС, ЗПР, СДВГ, ДЦП, множественные нарушения и др.).
Книга адресована педагогам, психологам, воспитателям детских садов и родителям.
Первая часть книги посвящена концепции игровых эпох и ступеням установления эмоционального контакта с ребенком; описывается, как проанализировать игровое поведение ребенка и определить, на каком этапе развития он находится, какие игры этому этапу соответствуют. Во второй части представлена разработанная авторами таблица развития. В третьей части на примере работы с особым ребенком иллюстрируется использование таблицы для составления программы игровых занятий. В четвертой части собраны и подробно описаны разнообразные игры для каждого этапа развития.
Методика авторов дает возможность подобрать игры как для нормативно развивающихся детей от рождения до 7 лет, так и для детей с различными особенностями развития (РАС, ЗПР, СДВГ, ДЦП, множественные нарушения и др.).
Книга адресована педагогам, психологам, воспитателям детских садов и родителям.
| Концепция игровых эпох | 7 |
| Введение | 7 |
| Значение игры в жизни ребенка | 8 |
| Игровые эпохи | 9 |
| Развитие диалога с ребенком: ступени эмоционального контакта | 15 |
| Как пользоваться таблицей | 18 |
| Таблица развития: игровые эпохи и этапы | 19 |
| Первая игровая эпоха | 20 |
| Вторая игровая эпоха | 27 |
| Третья игровая эпоха | 31 |
| Пример использования таблицы для составления программы занятий | 33 |
| Начало занятий. Саше 3 года | 34 |
| Продолжение занятий. Саше 3 г. 4 мес. | 43 |
| Конец учебного года. Саше 3 г. 9 мес. | 53 |
| Описание игр для каждого этапа развития | 63 |
| Игры первой игровой эпохи (0–12 мес.) | 64 |
| 1-й этап (0–3 мес.) | 64 |
| 1.1 Игры лицом к лицу | 64 |
| 1.2 Сенсорные игры | 65 |
| 1.2.1 Развитие зрительного внимания | 65 |
| 1.2.2 Развитие слухового внимания | 66 |
| 1.2.3 Развитие обоняния | 67 |
| 1.2.4 Развитие вкусовых ощущений | 67 |
| 1.2.5 Развитие вестибулярных ощущений – ритмичные игры в одном темпе | 68 |
| 1.3 Игры на перемещение в пространстве | 69 |
| 1.4 Игры на формирование контроля за положением головы | 70 |
| 1.5 Тактильно-ритмичные игры | 71 |
| 1.5.1 Игра на поверхностную чувствительность | 71 |
| 1.5.2 Игры на глубокую чувствительность (без напряжения) | 71 |
| 1.6 Игры на формирование координации «рука-глаз», «рука-рука», «рука-рот» | 72 |
| 2-й этап (3–6 мес.) | 73 |
| 2.1 Ритмичные игры | 73 |
| 2.1.1 Вестибулярные ритмичные игры | 73 |
| 2.1.2 Тактильно-ритмичные игры | 74 |
| 2.2 Эмоциональные игры | 75 |
| 2.3 Сенсорные игры для рук | 75 |
| 2.3.1 Игры с различными материалами | 75 |
| 2.3.2 Игра с сенсорными ковриками | 76 |
| 2.4 Игры на формирование дотягивания, хватания и отпускания предмета | 77 |
| 2.5 Игры на изменение положения тела | 77 |
| 2.6 Игры с ногами | 79 |
| 3-й этап (6–9 мес.) | 80 |
| 3.1 Игры на взаимодействие | 80 |
| 3.2 Ритмичные игры | 80 |
| 3.3 Манипуляции с предметами | 82 |
| 3.4 Циркулярные игры | 86 |
| 3.5 Прячем предмет | 87 |
| 3.6 Опора на руки | 87 |
| 3.7 Игры на перемещение в пространстве | 87 |
| 4-й этап (9–12 мес.) | 89 |
| 4.1 Игры на взаимодействие | 89 |
| 4.2 Первые игры на подражание | 90 |
| 4.3 Ритмичные игры с кульминацией | 91 |
| 4.4 Первые игры на локализацию ощущений на теле | 93 |
| 4.5 Прячем игрушку | 94 |
| 4.6 Игры с предметами | 94 |
| 4.6.1 Соотношение предметов | 94 |
| 4.6.2 Предметная функциональная игра | 95 |
| 4.6.3 Игры с различными материалами | 96 |
| 4.7 Игры на перемещение в пространстве, на исследование пространства | 96 |
| 4.8 Игры, помогающие вставать и стоять | 97 |
| 4.9 Игры на баланс | 98 |
| 4.9.1 Баланс в позе сидя | 98 |
| 4.9.2 Баланс стоя | 98 |
| Игры второй игровой эпохи (от 1 до 3 лет) | 100 |
| 5-й этап (от 1 до 2 лет) | 100 |
| 5.1 Игры на подражание | 100 |
| 5.1.1 Подражание отдельным простым действиям взрослого | 100 |
| 5.1.2 Игры на подражание более сложным и точным действиям, а также цепочке действий | 103 |
| 5.1.3 Игры на речевое подражание | 106 |
| 5.2 Подвижные игры, направленные на развитие игрового взаимодействия | 109 |
| 5.3 Сенсорные игры | 111 |
| 5.4 Предметная игра с пространством | 112 |
| 5.4.1 Строительство и ряды | 112 |
| 5.4.2 Собирательство | 113 |
| 5.4.3 Игры на освоение формы, размера | 113 |
| 5.4.4 Отдельные игровые действия с игрушками | 113 |
| 5.4.5 Символические игровые действия | 114 |
| 5.4.6 Исследование предметов по функциям | 115 |
| 5.4.7 Строительство домиков и норок | 115 |
| 5.5 Первые элементы сюжетной игры, простые цепочки действий | 115 |
| 5.6 Игры на развитие самовосприятия | 116 |
| 5.7 Различные игры с пространством | 117 |
| 5.8 Игра со сверстниками | 118 |
| 6-й этап (от 2 до 3 лет) | 119 |
| 6.1 Игры, направленные на результат | 119 |
| 6.2 Усложнение сюжетной игры | 120 |
| 6.3 Дальнейшее развитие сюжетной игры | 121 |
| 6.4 Сюжетные игры с пугающими впечатлениями | 122 |
| 6.5 Наряжаемся перед зеркалом: от неустойчивых ролей к устойчивым | 123 |
| 6.6 Игры на границы | 123 |
| 6.7 Осознание представлений о собственном теле и символическое представление о себе | 125 |
| 6.8 Игры на взаимодействие | 125 |
| 6.9 Фольклорные игры | 126 |
| 6.10 Игры со сверстниками | 128 |
| 6.10.1 Параллельная игра | 128 |
| 6.10.2 Совместная игра | 128 |
| Игры третьей игровой эпохи (от 3 до 6 лет) | 129 |
| 7-й этап (от 3 до 5 лет) | 129 |
| 7.1 Развернутая сюжетная игра | 129 |
| 7.2 От сюжета к ролям | 130 |
| 7.3 Фольклорные игры | 131 |
| 7.4 Дворовые игры | 134 |
| 7.5 Игры со сверстниками | 135 |
| 7.6 Простые настольные игры | 135 |
| 7.7 Исследование пространства | 136 |
| 8-й этап (от 5 до 6 лет) | 138 |
| 8.1 Сюжетно-ролевые игры (со скрытыми правилами) | 138 |
| 8.2 Игры по правилам (со скрытыми ролями) | 140 |
| 8.2.1 Настольные игры | 140 |
| 8.2.2 Дворовые игры | 140 |
| Приложение. Таблица Бразельтона | 149 |
| Литература | 151 |






