Математическое развитие детей дошкольного возраста : теория и технологии: учебное пособие
Теоретические основы и методика математического развития дошкольников
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В учебном пособии представлены теоретические основы и методические подходы к развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. Раскрыты дидактические основы математического развития, вопросы формирования пространственных, количественных, геометрических, временных представлений у детей, проектирования работы педагога. Особое внимание уделено современным технологиям математического развития детей. Представлены задания для самостоятельной работы студентов.
Пособие предназначено для студентов факультетов дошкольного и начального образования педагогических университетов, институтов, колледжей, бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей, слушателей системы повышения квалификации.
ВВЕДЕНИЕ | 11 |
МОДУЛЬ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ | 14 |
Тема 1.1. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования детей | 14 |
§ 1. Математика в системе наук. Роль математических знаний в обществе | 14 |
§ 2. Психофизиологические основы математического образования | 22 |
§ 3. Методологические основы математического образования детей дошкольного возраста | 31 |
§ 4. Психолого-педагогические основы математического образования детей дошкольного возраста | 34 |
Тема 1.2. Задачи и содержание математического развития детей дошкольного возраста | 45 |
§ 1. Дидактическая система формирования математических представлений у детей дошкольного возраста | 45 |
§ 2. Дидактические принципы обучения детей дошкольного возраста математике | 46 |
§ 3. Задачи предматематической подготовки детей дошкольного возраста | 52 |
§ 4. Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста | 56 |
Тема 1.3. Формы, методы и средства работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста | 61 |
§ 1. Методы математического развития детей дошкольного возраста | 61 |
§ 2. Средства математического развития детей дошкольного возраста | 70 |
§ 3. Формы организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста | 82 |
МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ И СВОЙСТВАХ ОБЪЕКТОВ | 99 |
Тема 2.1. Развитие представлений детей о свойствах и качествах предметов. Освоение представлений о форме предметов и геометрических фигурах | 99 |
§ 1. Свойства, признаки, качества и отношения объектов | 99 |
§ 2. Познание свойств и отношений детьми дошкольного возраста | 103 |
§ 3. Генезис представлений о форме и геометрических фигурах у детей | 106 |
§ 4. Технологии формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста | 109 |
Тема 2.2. Освоение пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве в дошкольном возрасте | 127 |
§ 1. Соотношение понятий: пространственная ориентация, пространственные представления, пространственное мышление | 127 |
§ 2. Генезис пространственных представлений у детей дошкольного возраста | 134 |
§ 3. Развитие ориентировок в пространстве у детей дошкольного возраста | 138 |
§ 4. Содержание и организация развития пространственных ориентировок у детей | 140 |
§ 5. Моделирование пространственных отношений | 146 |
§ 6. Формирование основ конструктивного мышления у детей | 153 |
МОДУЛЬ 3. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ОВЛАДЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ | 178 |
Тема 3.1. Особенности освоения детьми представлений о величинах и овладения измерительной деятельностью | 178 |
§ 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин | 178 |
§ 2. Генезис представлений детей о величинах | 181 |
§ 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей | 183 |
§ 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста | 185 |
§ 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте | 191 |
Тема 3.2. Формирование представлений о временных отношениях у детей | 198 |
§ 1. Время как величина. Свойства времени | 198 |
§ 2. Особенности восприятия времени | 200 |
§ 3. Технологии развития представлений о времени у детей | 203 |
МОДУЛЬ 4. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 214 |
Тема 4.1. Теоретические основы методики формирования количественных представлений у детей | 214 |
§ 1. Концептуальные подходы к формированию количественных представлений у детей | 214 |
§ 2. Теоретические основы методики формирования количественных представлений | 220 |
§ 3. Развитие представлений о множествах и натуральных числах у детей | 234 |
Тема 4.2. Общая характеристика технологий развития представлений о множествах, натуральных числах и действиях над ними у детей дошкольного возраста. Развитие представлений о множестве и натуральном числе | 246 |
§ 1. Содержание развития количественных и числовых представлений у детей | 246 |
§ 2. Общая характеристика технологий развития у детей количественных представлений | 251 |
§ 3. Технологии формирования представлений о множестве | 253 |
§ 4. Технологии формирования представлений о числе | 264 |
Тема 4.3. Технологии развития представлений о натуральных числах, действиях над ними и счетной деятельности у детей дошкольного возраста | 270 |
§ 1. Технологии формирования счетной деятельности | 270 |
§ 2. Обучение делению предметов на равные части. Знакомство с дробями | 273 |
§ 3. Формирование представления о сохранении количества | 276 |
§ 4. Моделирование количественных отношений | 277 |
МОДУЛЬ 5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 283 |
Тема 5.1. Современные технологии математического развития детей дошкольного возраста | 283 |
§ 1. Проблема совершенствования математического образования детей дошкольного возраста | 283 |
§ 2. Современные образовательные технологии: теоретические аспекты | 286 |
§ 3. Экспертиза технологий | 297 |
§ 4. Проектирование технологии | 301 |
§ 5. Современные технологии математического развития детей | 305 |
§ 6. Игровые технологии математического развития детей | 306 |
§ 7. Проблемно-игровые технологии математического развития детей | 324 |
§ 8. Проблемно-игровые технологии с использованием рабочих тетрадей | 338 |
§ 9. Проблемно-игровые технологии с элементами моделирования | 341 |
§ 10. Учебно-игровые технологии математического развития детей | 353 |
§ 11. Комбинированные технологии математического развития детей | 363 |
§ 12. Интегрированные технологии | 370 |
Тема 5.2. Технологии работы над элементами математической логики и комбинаторики | 403 |
§ 1. Особенности освоения элементов логики детьми дошкольного возраста | 403 |
§ 2. Освоение детьми представлений об алгоритмах | 409 |
§ 3. Методика работы над элементами математической логики | 411 |
§ 4. Обучение детей решению комбинаторных задач | 426 |
§ 5. Логико-математические игры | 435 |
Самостоятельная работа студента | 440 |
МОДУЛЬ 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 443 |
Тема 6.1. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста | 443 |
§ 1. Педагогическая диагностика: теоретические аспекты | 443 |
§ 2. Технологические аспекты диагностики математического развития детей | 450 |
Тема 6.2. Планирование работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста | 462 |
§ 1. Планирование работы по математическому развитию детей в ДОУ | 462 |
Тема 6.3. Индивидуальный и дифференцированный подход в математическом образовании детей. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми | 475 |
§ 1. Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста | 475 |
§ 2. Индивидуально-психологические особенности детей и их учет в проектировании образовательного процесса | 486 |
§ 3. Работа со способными к математике дошкольниками как методическая проблема | 502 |
§ 4. Математика как средство коррекции недостатков развития ребенка дошкольного возраста | 508 |
Тема 6.4. Преемственность в работе ДОУ и школы по математическому развитию детей | 516 |
§ 1. Сущность преемственности в работе ДОУ и школы | 516 |
§ 2. Готовность к обучению математике в школе как компонент общей и специальной готовности к школьному обучению | 520 |
§ 3. Программа развития универсальных учебных действий | 526 |
Самостоятельная работа студента | 533 |