Поурочные разработки по литературному чтению : 4 класс : к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Перспектива») : [подходит к учебникам 2019–2022 гг. изд.]: методическое пособие
Автор:
Кутявина С. В.
Дисциплина:
Методика обучения литературному чтению
Методика и технологии обучения в начальной школе
Педагогика и методика преподавания
Методика и технологии обучения в начальной школе
Педагогика и методика преподавания
Год издания: 2023
Серия:
В помощь школьному учителю
Издательство: Вако
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
368
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга доступна только по дополнительной подписке.
Узнать подробнееКнига находится в издательской коллекции:
Коллекция «Учебная литература для общего образования (ВАКО)» АЭИ «Интермедиатор»Коллекция «Русский язык и литературное чтение (ВАКО)» АЭИ «Интермедиатор»
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению для 4 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др. УМК «Перспектива» (М.: Просвещение). Дополнительный материал для учителя включает краткий обзор биографии и творчества авторов изучаемых произведений, литературные игры, викторины, темы проектов, тексты для диагностики скорости чтения и осознанности восприятия и др. Игровые и нестандартные задания, кроссворды, загадки, тесты позволят повысить активность обучающихся и сделать уроки насыщенными, яркими и интересными.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной 2019–2022 гг. выпуска.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной 2019–2022 гг. выпуска.
От автора | 3 |
Планируемые результаты обучения | 4 |
Тематическое планирование учебного материала | 8 |
Урок 1. Введение. Знакомство с учебником | 13 |
Книга в мировой культуре | 17 |
Урок 2. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | 17 |
Урок 3. Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге | 22 |
Урок 4. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» | 25 |
Урок 5. «Повесть временных лет». Летописец Нестор | 27 |
Урок 6. М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке | 29 |
Урок 7. История книги. Подготовка сообщения о книге | 32 |
Урок 8. Пересказ текста «Удивительная находка» | 35 |
Урок 9. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах | 38 |
Урок 10. Проверочная работа. Проверка техники чтения | 41 |
Истоки литературного творчества | 43 |
Урок 11. Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества | 43 |
Урок 12. Пословицы разных народов | 46 |
Урок 13. Былины. Особенности былинных текстов | 48 |
Урок 14. Былина «Исцеление Ильи Муромца» | 52 |
Урок 15. «Ильины три поездочки» (поэтический вариант) | 55 |
Урок 16. «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины | 58 |
Урок 17. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» | 62 |
Урок 18. Особенности славянского мифа | 65 |
Урок 19. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского | 68 |
Уроки 20–22. Библия – главная священная книга христиан. Милосердный самарянин. Смысл притчи. Из Книги Притчей Соломоновых | 72 |
Урок 23. Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания | 78 |
Урок 24. Самостоятельное чтение. Сказки о животных | 83 |
Уроки 25–28. Сказки «Болтливая птичка», «Три бабочки». Подготовка к спектаклю. Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце» | 85 |
Урок 29. Наш театр. Подготовка сценария | 93 |
Урок 30. Обобщающий урок-игра «Летописи, былины, сказания, жития» | 95 |
Урок 31. Проверочная работа | 98 |
Урок 32. Внеклассное чтение. Урок-дискуссия по теме «Былины» | 101 |
О Родине, о подвигах, о славе | 106 |
Урок 33. Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине | 106 |
Урок 34. В. Песков «Отечество». Т. Коти «Родина моя – бескрайняя Россия». Сравнение текстов о Родине | 109 |
Урок 35. И. Ильин «О России». Н. Языков «Мой друг!..». А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь» | 112 |
Урок 36. Александр Невский. В. Серов «Ледовое побоище» | 114 |
Урок 37. Н. Кончаловская «Слово о побоище Ледовом» | 116 |
Урок 38. Дмитрий Донской. Куликовская битва | 119 |
Урок 39. Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь» | 121 |
Урок 40. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Р. Рождественский «Реквием» | 123 |
Урок 41. А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение» | 125 |
Урок 42. Е. Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений | 128 |
Урок 43. А. Дементьев «Весть о Победе разнеслась мгновенно…» | 131 |
Урок 44. Ф. Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации | 134 |
Урок 45. Мы идем в библиотеку. Историческая литература для детей | 136 |
Урок 46. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» | 138 |
Урок 47. Секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | 140 |
Урок 48. Проверочная работа | 142 |
Урок 49. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 143 |
Жить по совести, любя друг друга | 150 |
Урок 50. Вводный урок по содержанию раздела. А. Толстой «Детство Никиты» | 150 |
Уроки 51, 52. А. Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа | 153 |
Урок 53. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов | 158 |
Уроки 54–56. А. Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести. Создание текста по аналогии | 162 |
Урок 57. М. Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа | 169 |
Урок 58. Н. Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника | 171 |
Урок 59. Ю. Нагибин «Заброшенная дорога» | 175 |
Урок 60. Мы идем в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе | 177 |
Урок 61. Б. Емельянов «Мамины руки». Смысл рассказа | 180 |
Уроки 62, 63. И. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи». Соотнесение содержания текста с пословицей | 182 |
Уроки 64, 65. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование | 186 |
Урок 66. Секреты страны Литературии. Проверочная работа | 190 |
Литературная сказка | 194 |
Урок 67. Вводный урок по содержанию раздела | 194 |
Уроки 68–72. Собиратели народных сказок. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки. Герои сказки | 197 |
Уроки 73–76. Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро. «Мальчик с пальчик». Герои сказки. Особенности сюжета зарубежных сказок. «Спящая красавица». Представление книги | 208 |
Уроки 77–84. Сказки Г.Х. Андерсена. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой. Герои сказки. Отзыв о книге. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки. Судьба героев сказки. «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии | 217 |
Урок 85. Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки» | 233 |
Урок 86. И. Токмакова «Сказочка о счастье» | 237 |
Уроки 87–90. С. Аксаков «Аленький цветочек». Герои сказки. Особенности литературной сказки. Ш. Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок | 239 |
Урок 91. Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печет пирог» | 249 |
Уроки 92, 93. Секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога | 252 |
Урок 94. Урок-игра «Крестики-нолики» | 256 |
Урок 95. Проверочная работа | 258 |
Великие русские писатели | 259 |
Урок 96. Вводный урок по содержанию раздела | 259 |
Уроки 97–99. А. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина» | 261 |
Уроки 100–105. А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки. Герои произведения. Составление плана. Волшебные предметы и помощники в сказке. В. Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок | 267 |
Урок 106. Внеклассное чтение. Урок-КВН по сказкам А. Пушкина | 280 |
Уроки 107, 108. А. Пушкин «Осень». Е. Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи. «Гонимы вешними лучами…». Средства художественной выразительности для создания образа весны | 283 |
Урок 109. Ф. Тютчев «Еще земли печален вид…». А. Куинджи «Ранняя весна» | 288 |
Урок 110. И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» | 290 |
Урок 111. Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон» | 294 |
Уроки 112–117. М. Лермонтов. «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гете В. Брюсова. Сравнение текстов. «Тифлис», «Дары Терека»; «Крестовая гора», «Утес». Сравнение произведений литературы и живописи. «Песнь про царя Ивана Васильевича…». «Бородино». Особенности художественного и исторического текстов | 296 |
Уроки 118–120. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л. Толстой «Maman», «Ивины» (из повести «Детство»). Герои произведения | 310 |
Уроки 121, 122. И. Никитин «Вечер ясен и тих…», «Когда закат прощальными лучами». Средства художественной выразительности для создания картины. И. Левитан «Тишина» | 318 |
Уроки 123, 124. И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…», «Еще и холоден и сыр…» | 322 |
Урок 125. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом | 326 |
Урок 126. Проект «Мы идем в музей. Подготовка к экскурсии» | 329 |
Урок 127. Самостоятельное чтение. Л. Толстой «Смерть Олега» | 331 |
Урок 128. Басни Л. Толстого. Специфические особенности басни как жанра | 334 |
Уроки 129, 130. Л. Толстой «Петя Ростов». Пересказ | 336 |
Урок 131. Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование | 341 |
Урок 132. Секреты страны Литературии. Контрольная работа | 344 |
Литература как искусство слова | 346 |
Уроки 133, 134. Обобщение по курсу литературного чтения | 346 |
Урок 135. Урок-отчет «Путешествие по страницам любимых книг» | 350 |
Урок 136. Урок-игра «Литературные тайны» | 356 |