Коррекция устрой речи у учащихся начальной школы. Дифференциация звуков Р, Р’ – Л, Л’ : пособие для логопедов и родителей: практическое пособие
Автор:
Шкавро Л. В.
Дисциплина:
Логопедия
Организация и планирование логопедических занятий
Специальная педагогика
Коррекционная педагогика
Организация и планирование логопедических занятий
Специальная педагогика
Коррекционная педагогика
Год издания: 2020
Издательство: Владос
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
105
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Настоящая разработка представляет собой сборник упражнений по диффренциации звуков Р, Р’ — Л, Л’.
Работа в классах коррекционно-развивающего развития предполагает преодоление нарушений речи на фоне недоразвития у детей функций внимания, памяти, мышления. Учёт этой специфики заложен в систему занятий.
Одновременно, на этом же речевом материале решаются задачи по формированию внимания и интереса к словам, их фонетике, лексике, морфологии, грамматике.
Предусмотрены упражнения на совершенствование работы артикуляционного аппарата, движений кисти и пальцев рук.
Пособие адресовано логопедам, работающим в классах коррекционно-развивающего обучения, родителям и воспитателям групп продлённого дня, которые могут помочь ребёнку в отработке материала, учителям — для использования упражнений во фронтальной работе на уроках языка (в том числе письменно) и чтения.
Пособие поможет развитию речи как у детей с задержкой развития, так и у учащихся нормативных классов.
Работа в классах коррекционно-развивающего развития предполагает преодоление нарушений речи на фоне недоразвития у детей функций внимания, памяти, мышления. Учёт этой специфики заложен в систему занятий.
Одновременно, на этом же речевом материале решаются задачи по формированию внимания и интереса к словам, их фонетике, лексике, морфологии, грамматике.
Предусмотрены упражнения на совершенствование работы артикуляционного аппарата, движений кисти и пальцев рук.
Пособие адресовано логопедам, работающим в классах коррекционно-развивающего обучения, родителям и воспитателям групп продлённого дня, которые могут помочь ребёнку в отработке материала, учителям — для использования упражнений во фронтальной работе на уроках языка (в том числе письменно) и чтения.
Пособие поможет развитию речи как у детей с задержкой развития, так и у учащихся нормативных классов.
Введение | 5 |
Раздел I. Артикуляционная гимнастика | 7 |
Раздел II. Дыхательно-голосовая гимнастика | 11 |
Раздел III. Дифференциация изолированных звуков Р, Л | 14 |
Раздел IV. Дифференциация звуков Р, Л в слогах | 17 |
Раздел V. Дифференциация звуков Р, Л в словах | 22 |
1. Слова со звуками Р и Л (отражённое произношение) | 25 |
1.1. Слова по подобию, отличающиеся звуками Р и Л | 25 |
слова с прямым слогом | 25 |
слова с обратным слогом | 26 |
слова со стечением согласных | 27 |
слова со звуками Р' и Л' | 27 |
слова со звуками Р' и Л' в стечениях согласных | 28 |
1.2. Слова, включающие в свой состав одновременно оба звука (Р, Л): | 28 |
2. Слова по подобию (где изменяется или прибавляется только одна буква) | 31 |
2.1. Изменение одной буквы в слове | 31 |
2.2. Прибавление одной буквы в слово | 32 |
3. Обобщающие слова и понятия | 33 |
3.1. Конкретизация обобщающих понятий | 33 |
3.2. Классификация слов с выделением лишнего | 33 |
названия предметов | 33 |
признаки предметов | 34 |
действия предметов | 34 |
4. Родственные слова | 35 |
5. Слова с пропусками букв | 36 |
5.1. Слова с пропусками через одну букву | 36 |
5.2. Слова с пропусками букв Р, Л | 39 |
6. Антонимы | 43 |
6.1. Имена существительные | 43 |
6.2. Имена прилагательные | 44 |
6.3. Глаголы | 45 |
6.4. Наречия | 45 |
7. Словообразование и словоизменение | 46 |
7.1. Образование имён существительных с помощью суффиксов и путём сложения; изменение имён существительных | 46 |
7.2. Образование глаголов с помощью приставок и перехода одной части речи в другую | 49 |
7.3. Образование имён прилагательных с помощью приставок и путём сложения слов | 52 |
8. Конструирование слов | 54 |
8.1. Составление слов из данных слогов | 54 |
8.2. Чтение аннаграм | 55 |
слова, обозначающие предмет | 55 |
слова, обозначающие признак предмета | 55 |
слова, обозначающие действие предмета | 56 |
Раздел VI. Дифференциация звуков Р, Л в словосочетаниях | 57 |
1. Именные словосочетания | 58 |
1.1. Согласование слов при счете | 58 |
1.2. Самостоятельное составление словосочетаний | 60 |
2. Глагольные словосочетания | 63 |
2.1. Спряжение в прошедшем времени | 63 |
Раздел VII. Дифференциация звуков Р, Л в предложениях | 65 |
1. Предложения, не осложнённые заданием | 67 |
1.1. Предложения, насыщенные словами со звуками Р, Л | 67 |
1.2. Предложения, в состав которых входят слова по подобию со звуками Р, Л | 68 |
2. Предложения с пропуском слов | 71 |
2.1. В чистоговорках | 71 |
2.2. В стихах | 73 |
3. Предложения с пропуском в словах букв Р, Л | 75 |
4. Предложения с заданием на словоизменение или словообразование | 77 |
4.1. Образование формы прошедшего времени (мужского и женского рода) от глаголов неопределенной формы с помощью суффикса – л - | 77 |
4.2. Образование притяжательных прилагательных от собственных имён существительных с помощью суффиксов– ин – (- ын -) | 77 |
4.3. Образование глаголов с помощью приставок | 78 |
5. Деформированные предложения | 80 |
6. Предложения со смысловой ошибкой | 81 |
6.1. Простые предложения | 82 |
6.2. Сложносочинённые предложения с элементом сравнения | 81 |
7. Составление самостоятельного высказывания | 83 |
Раздел VIII. Дифференциация звуков Р, Л в связной речи | 87 |
1. Задания на простое воспроизведение | 89 |
1.1. Скороговорки | 89 |
2. Задания, требующие мыслительно-речевой активности | 90 |
2.1. Работа над содержанием повествовательного текста. Подробный пересказ | 90 |
2.2. Краткий пересказ сюжетов знакомых сказок | 91 |
2.3. Составление рассказов по опорным словам | 92 |
2.4. Словесно-логические задачи | 93 |
Раздел IX. Комплексные задания «Прочитай, нарисуй, расскажи» | 94 |
Раздел X. Пальчиковая гимнастика | 102 |