Методика обучения биологии в школе: методическое пособие
Автор:
Никишов А. И.
Год издания: 2014
Издательство: Владос
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
185
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В предлагаемом для учителей пособии рассматриваются система биологического образования современной школы, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, методы и методические приемы обучения, основные традиционные и инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, факультативные и элективные занятия, формы и виды внеклассной работы, материальная база обучения биологии.
Предисловие | 3 |
Глава 1. Методика обучения биологии как наука и как учебный предмет | 4 |
Глава 2. Система биологического образования в современной средней школе | 9 |
2.1. Биология как учебный предмет современной средней школы | 9 |
2.2. Факультативные и элективные курсы по биологии | 18 |
Глава 3. Принципы дидактики в методике обучения биологии | 20 |
3.1. Дидактические принципы обучения. Научность и воспитывающее обучение | 20 |
3.2. Принципы доступности, систематичности и преемственности обучения | 25 |
3.3. Принципы наглядности, сознательности и прочности обучения | 29 |
3.4. Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологии | 32 |
Глава 4. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии | 44 |
4.1. Формирование естественнонаучного мировоззрения | 45 |
4.2. Патриотическое и интернациональное воспитание в процессе обучения биологии | 49 |
4.3. Экологическое воспитание в процессе обучения биологии | 51 |
4.4. Эстетическое воспитание | 53 |
4.5. Гигиеническое и половое воспитание | 57 |
Глава 5. Развитие личностных качеств учащихся в процессе обучения биологии | 64 |
5.1. Развитие логического мышления учащихся в процессе обучения | 65 |
5.2. Формирование и развитие у школьников познавательного интереса к изучению живой природы | 73 |
5.3. Развитие у учащихся речи, памяти, внимания в процессе обучения биологии | 74 |
5.4. Формирование и развитие у школьников системы биологических понятий | 78 |
Глава 6. Методы и методические приемы обучения биологии | 95 |
6.1. Определение понятия «метод обучения». Классификация методов обучения биологии | 95 |
6.2. Методы передачи знаний и умений учителем и усвоения их учащимися | 96 |
6.3. Методы самостоятельного получения знаний и умений учащимися | 104 |
6.4. Методические приемы обучения биологии | 112 |
Глава 7. Формы обучения биологии | 113 |
7.1. Общие сведения о формах обучения | 113 |
7.2. Урок как форма обучения биологии | 115 |
7.3. Лабораторные занятия как форма обучения биологии | 121 |
7.4. Лекция и семинар как формы обучения биологии | 127 |
7.5. Экскурсии как форма обучения биологии | 128 |
7.6. Календарное, или перспективное, и тематическое планирование обучения биологии | 135 |
Глава 8. Проверка знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии | 137 |
8.1. Значение, виды и методы проверки знаний и умений учащихся по биологии | 137 |
8.2. Единый государственный экзамен по биологии | 142 |
Глава 9. Инновационные технологии в обучении биологии | 143 |
9.1. Общая характеристика и виды современных педагогических технологий обучения | 143 |
9.2. Модульная технология обучения биологии | 144 |
9.3. Технология программированного обучение биологии | 146 |
9.4. Компьютерные технологии обучения биологии | 149 |
9.5. Метод проектов в отечественной образовательной системе | 154 |
Глава 10. Внеклассная работа по биологии | 158 |
10.1. Общая характеристика внеклассной работы по биологии | 158 |
10.2. Формы и виды внеклассной работы | 161 |
10.3. Содержание и организация внеклассной работы по биологии | 164 |
Глава 11. Материальная база обучения биологии | 170 |
11.1. Состав и значение материальной базы обучения биологии | 170 |
11.2. Биологический кабинет | 172 |
11.3. Учебно-опытный участок | 173 |
Рекомендуемая литература | 181 |