Исправление нарушений речевого развития у детей : практическое пособие и рекомендации для логопедов и родителей
Автор:
Лункина Е. Н.
Дисциплина:
Логопедия
Организация и планирование логопедических занятий
Специальная педагогика
Коррекционная педагогика
Организация и планирование логопедических занятий
Специальная педагогика
Коррекционная педагогика
Год издания: 2022
Серия:
Библиотека логопеда
Издательство: Владос
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
273
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии рассматриваются вопросы:
– выявления и устранения нарушений речи у детей;
– основные речевые нарушения и методы их логопедической коррекции;
– общие требования к работе по исправлению дефектов звукопроизношения гласных звуков, смягчения согласных звуков, йотированных звуков, нёбных звуков, шипящих, звуков Рь-Р;
– нарушения средств общения и методы логопедической коррекции дисфонии, брадилалии, заикания, дисграфии, дислексии, коррекции речи умственно отсталых детей, детей с ДЦП, РАС, с нарушениями слуха и зрения.
В приложении приведены современные методы обследования детей от рождения до поступления в школу. Даны упражнения по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной и фонационной гимнастике, а также слоговые таблицы для постановки звуков, упражнения по логопедической ритмике, для развития дикции и голоса, программа развития речи дошкольника 3–6 лет и др.
Пособие предназначено логопедам, педагогам общеобразовательных организаций, родителям детей, у которых имеются различные нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, заикания и недостатков звукопроизношения.
– выявления и устранения нарушений речи у детей;
– основные речевые нарушения и методы их логопедической коррекции;
– общие требования к работе по исправлению дефектов звукопроизношения гласных звуков, смягчения согласных звуков, йотированных звуков, нёбных звуков, шипящих, звуков Рь-Р;
– нарушения средств общения и методы логопедической коррекции дисфонии, брадилалии, заикания, дисграфии, дислексии, коррекции речи умственно отсталых детей, детей с ДЦП, РАС, с нарушениями слуха и зрения.
В приложении приведены современные методы обследования детей от рождения до поступления в школу. Даны упражнения по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной и фонационной гимнастике, а также слоговые таблицы для постановки звуков, упражнения по логопедической ритмике, для развития дикции и голоса, программа развития речи дошкольника 3–6 лет и др.
Пособие предназначено логопедам, педагогам общеобразовательных организаций, родителям детей, у которых имеются различные нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, заикания и недостатков звукопроизношения.
Введение | 6 |
Глава 1. Выявление и устранение нарушений речи у детей | 7 |
Рекомендации по выявлению нарушений речи | 7 |
Советы родителям и педагогам по воспитанию речи у малыша | 9 |
Причины нарушения речи у детей в разные возрастные периоды | 10 |
Эффективность логопедической работы | 11 |
Глава 2. Основные речевые нарушения и методы их логопедической коррекции | 13 |
Алалия | 13 |
Афазия | 16 |
Ринолалия | 19 |
Общее недоразвитие речи (ОНР) | 24 |
Дизартрия | 29 |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФР) | 40 |
Глава 3. Исправление дефектов звукопроизношения | 44 |
Общие требования к работе по исправлению звукопроизношения | 44 |
Часто встречающиеся нарушения звукопроизношения (логопедические диагнозы) | 46 |
Гласные звуки (гласные 1-го ряда: А, У, О, Ы, Э и звук И) | 48 |
Дефекты смягчения согласных звуков и их коррекция | 56 |
Звуки [Мь-М] | 57 |
Звуки [Нь-Н] | 59 |
Нёбные йотированные звуки: согласный звук [Й] и двузвучные гласные [Я, Ю, Е, Ё] | 61 |
Нёбные звуки [К-Кь] (Каппацизм) | 69 |
Нёбные звуки [Г-Гь] (Гаммацизм) | 71 |
Нёбные звуки [Х-Хь] (Хитизм) | 74 |
Звуки [Ть-Т] | 78 |
Звуки [Дь-Д] | 80 |
Звуки [Фь-Ф] | 86 |
Звуки [Вь-В] | 88 |
Звуки [Пь, П] | 92 |
Звуки [Бь-Б] | 94 |
Свистящие звуки [С-Сь] | 98 |
Звуки [Зь-З] | 106 |
Шипящий звук [Ш] | 122 |
Звук [Ж] | 129 |
Звук [Ч] | 137 |
Звук [Щ] | 142 |
Звуки [Ль-Л] | 148 |
Звуки [Рь-Р] | 154 |
Глава 4. Нарушения средств общения и методы их логопедической коррекции | 169 |
Нарушение голоса (дисфония, афония), тренировка поставленного голоса | 169 |
Нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия), его коррекция | 171 |
Заикание, методы его устранения | 175 |
Нарушение письма (дисграфия) и чтения (дислексия) | 180 |
Коррекция речи умственно отсталых детей | 189 |
Логопедическая коррекция при ДЦП (детский церебральный паралич) | 194 |
Нарушения речевого развития при расстройствах аутистического спектра (РАС) | 199 |
Логопедическая коррекция при нарушении слуха у детей | 202 |
Коррекция речи при нарушении зрения у детей | 206 |
Приложение | 211 |
Современные показатели речевого развития детей от рождения до поступления в школу | 211 |
Речевая карта обследования ребенка дошкольного возраста | 220 |
Артикуляционная гимнастика | 227 |
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов | 232 |
Фонационная дыхательная гимнастика | 235 |
Логопедическая ритмика | 238 |
Упражнения для развития голоса | 239 |
Упражнения для развития дикции | 240 |
Пальчиковая гимнастика | 241 |
Физкультминутки | 244 |
Логопедический массаж | 247 |
Иллюстрация коррекционного логопедического занятия на автоматизацию твердого звука [Л] | 249 |
Программа развития речи дошкольника 3–6 лет | 254 |
Стихи про буквы | 257 |
Слоговые таблицы для автоматизации поставленных звуков | 262 |
Слоговая таблица | 264 |
Словарь терминов | 265 |
Список литературы | 271 |