Психология образования : современный вектор развития: монография
Автор:
Дисциплина:
Психология и педагогика
Психология развития человека в образовании
Педагогика и психология инклюзивного образования
Педагогическая психология
Психология развития человека в образовании
Педагогика и психология инклюзивного образования
Педагогическая психология
Год издания: 2020
Издательство: Издательство Уральского университета
Научный редактор:
Малых С.Б., Тихомирова Т.И.
Ответственный редактор:
Ершова И.А.
Объем (стр.):
792
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В монографии представлены результаты теоретических и эмпирических исследований в области психологии образования, систематизированные по основным актуальным вопросам, с которыми сталкивается система образования на современном этапе ее развития. Рассмотрены вопросы, связанные с методологическими аспектами психологии образования, психологической безопасностью и психологическим благополучием субъектов образования, особое внимание уделено проблемам реализации инклюзивного образования, особенностям профессионального развития педагога и междисциплинарным исследованиям современного детства.
Монография будет интересна всем, кто занимается научной и практической психологией, а также студентам и аспирантам психологических факультетов.
Монография будет интересна всем, кто занимается научной и практической психологией, а также студентам и аспирантам психологических факультетов.
Предисловие (А. А. Печеркина) | 3 |
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Развитие самосознания и формирование социально зрелой личности как проблема психологии образования (Б. Ю. Берзин, В. А. Архипова) | 9 |
Непрерывное образование: возрастной аспект проявлений «Я» (самооценка, самоотношение, самоактуализация) (Н. С. Глуханюк, М. Н. Юртаева) | 23 |
Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов — представителей социoномических и технономических групп профессий) (Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова, Т. Д. Буковей) | 42 |
Постнеклассическая парадигма в образовании: возможности и ограничения (Л. В. Карапетян) | 60 |
Онлайн-формат и традиционное обучение: сравнительный анализ психологических предикторов успешности студентов (М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев, В. В. Савельев) | 76 |
Подходы к трактовке психолого-педагогических взаимодействий: ретроспективный анализ (Е. В. Коротаева) | 88 |
Аксиология цифрового образования: назад в будущее? (С. Н. Костромина) | 98 |
Навигационные характеристики цифровых текстов как фактор успешного информационного поиска обучающихся (Т. С. Леднева, А. И. Ковалев) | 120 |
Психологические механизмы развития правового самосознания личности: теоретико-методологические аспекты (Р. Р. Муслумов) | 139 |
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ | |
Подходы к изучению психологического благополучия (Г. И. Борисов) | 157 |
Психологическое благополучие студентов с позиции субъектно-ресурсного подхода (на примере студентов-психологов) (Н. Е. Водопьянова) | 175 |
Субъектность как предиктор психологического благополучия одаренных подростков (Е. Н. Волкова, И. В. Волкова) | 199 |
Здоровый образ жизни и жизнестойкость современных студентов (Д. А. Галочкина, М. Е. Пермякова) | 216 |
Вузовский этикет и этикетное поведение в вузе: современная ситуация и перспективы изучения (О. И. Даниленко) | 228 |
Конструктивное отношение к себе как профессионалу и благополучие личности (С. В. Духновский) | 245 |
Личностные факторы адаптации студентов к новой социокультурной среде (Е. А. Столярчук, М. А. Круглова) | 258 |
Психологическое благополучие студентов Беларуси (Г. А. Фофанова) | 277 |
Активная жизненная позиция как фактор психологического благополучия студентов (Е. А. Хохолева, С. Д. Липатова) | 294 |
Проблема профессиональной идентичности студентов-психологов в современном вузе (М. В. Чумаков, И. В. Васильева) | 307 |
Исследование толерантности к неопределенности у юношей и девушек старшего подросткового возраста в связи с их личностными особенностями (Е. П. Шаньгина, О. С. Виндекер) | 322 |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА | |
Методика профессионально-ориентированного автобиографирования как средство сопровождения профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов (Е. Г. Белякова) | 337 |
Развитие рефлексивной компетентности педагога общеобразовательного учреждения (Т. И. Гречухина, А. В. Усачева) | 356 |
Проектирование карьерной стратегии современных педагогов в условиях цифровизации (Е. М. Громова, Д. И. Беркутова, Т. А. Горшкова) | 371 |
Профессионализм педагога. Теория поколений: кому у кого учиться? (М. Н. Дудина) | 391 |
Структурно-уровневая периодизация профессионального становления личности (Ю. П. Поварёнков) | 407 |
Особенности саморазвития педагогов и психологов с профессиональными деформациями (О. Б. Полякова) | 418 |
Социально-психологические аспекты развития кризиса утраты профессиональной деятельности у педагогов в период поздней зрелости (Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, Т. Д. Буковей) | 440 |
Раздел 4. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |
Психологические особенности влияния кибербуллинга на молодежь (Е. В. Аверкиева) | 454 |
Малый город как пространство образования: психологические аспекты (Т. Ю. Быстрова) | 468 |
Проблема подросткового буллинга: актуальные направления современных исследований и организация помощи (Е. Н. Волкова, А. А. Реан, И. В. Волкова) | 477 |
Просоциальное поведение и психологическое благополучие учащейся молодежи (П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева) | 491 |
Наружная реклама как фактор искажения реального образа города в представлении молодежи (Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук) | 508 |
Жестокое обращение с детьми: понятие, последствия и направления профилактики (Н. А. Томина, Н. Г. Церковникова) | 520 |
Раздел 5. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА | |
Трансформация представлений о школе у учащихся на разных этапах школьного курса обучения (О. Ю. Зотова, Л. В. Тарасова) | 538 |
Выбор как фактор саморазвития личности (И. В. Иванова) | 550 |
Эмоционально-поведенческие проблемы подростков, обучающихся в различных образовательных средах (М. М. Лобаскова, Ю. С. Измайлова) | 571 |
Связь символической и несимволической оценки количества в условиях контроля визуальных параметров (Ю. А. Маракшина, А. О. Tабуева, Ю. В. Кузьмина, М. М. Лобаскова) | 587 |
Влияние семьи на самоопределение современных учащихся при выборе STEM-профессии в цифровую эпоху: концептуальные аспекты (Е. П. Масленникова, В. И. Исматуллина) | 600 |
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
Социально-психологические условия становления субъектности учебных групп (на примере дефектологического факультета) (Н. А. Котелевцев) | 606 |
Занятия в инклюзивной коррекционно-развивающей группе как способ развития коммуникативных навыков и навыков саморегуляции у детей с ограниченными возможностями здоровья (ментальные и поведенческие нарушения) (Ю. В. Мягкова) | 624 |
Модель психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в период их адаптации к обучению в вузе (Н. А. Степанова) | 641 |
Развитие жизнестойкости у юношей и девушек с интеллектуальными нарушениями в организациях профессионального образования (Л. В. Токарская, М. Н. Черемных) | 659 |
Коммуникативное единство педагогического коллектива в условиях инклюзивного образования в детском саду (С. Г. Шабас) | 675 |
Аннотации | 692 |
Abstracts | 731 |
Авторский коллектив | 765 |
Contributors | 775 |