Моя жизнь: документально-художественная литература : в двух томах. Том 1
Автор:
Вагнер Р.
Год издания: 2022
Серия:
Мемуары замечательных людей
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
720
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Автобиографический труд гениального немецкого композитора Рихарда Вагнера (1813–1883 гг.) открывает читателю новые, малоизвестные страницы жизни великого музыканта и знакомит с его философско-эстетическими взглядами.
Творчество и музыкальное наследие Вагнера условно разделили историю мировой оперы на два периода — довагнеровский и после, став первым посылом для революционных изменений в развитии оперного жанра. Опережая время, великий реформатор Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру.
В первый том книги «Моя жизнь», ценность которой, по словам самого автора, «заключается в ее неприкрашенной правдивости» вошли ранние воспоминания, рассказ о школьных годах, ближайшем окружении, первых шагах на музыкальном поприще и о том, как совершенствовался его композиторский талант.
Творчество и музыкальное наследие Вагнера условно разделили историю мировой оперы на два периода — довагнеровский и после, став первым посылом для революционных изменений в развитии оперного жанра. Опережая время, великий реформатор Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру.
В первый том книги «Моя жизнь», ценность которой, по словам самого автора, «заключается в ее неприкрашенной правдивости» вошли ранние воспоминания, рассказ о школьных годах, ближайшем окружении, первых шагах на музыкальном поприще и о том, как совершенствовался его композиторский талант.
Часть первая | 21 |
1. Фридрих Вагнер. Страстный интерес к театру. Интимный друг дома Людвиг Гейер. Отчим. Живописный и актерский талант. «Вифлеемское избиение младенцев». Рихард Вагнер-Гейер | 21 |
2. Ранние воспоминания. Мольберты и картины. Наивная пачкотня красками. «Таинственная театральная ложа». Ангел, зашитый в трико. Сахарный крендель. «Menschenhass und Reue» | 24 |
3. Деревня Поссендорф. Пастор Ветцеле. Робинзон, Моцарт, греки. «Нет ли у него таланта к музыке»? Смерть Людвига Гейера. Поссендорф прежде и теперь | 25 |
4. Эйслебен. Бабушка. Красногузки. Магистр Вейсс | 27 |
5. Базарная площадь. Акробаты. С шестом в руках. Духовой оркестр гусарского полка. «Фрейшютц». «Девичий венок». Дядя Адольф. Пожилая девица Жанетта Томэ. В королевских залах. Кошмарные видения. Среди груды книг. «Parnasso Italiano». Гете | 28 |
6. Сестра Розалия. Гимназия св. Креста. Матушка. Воспитание в институте. Веймарский принц. Забавный юмор и хорошее настроение духа. Патетический тон. Ненависть к театру. Речи о Боге | 32 |
7. Интересные знакомства. Пикники, прогулки. Карл Мария фон Вебер. Кукольный театр. Рыцарская драма. «Ich hore schon den Ritter trabsen!» Эмоция ужаса. Склонность к таинственному. Волнующая дымка театральных впечатлений. Нежные детали артистического гардероба. Жуткое сердцебиение. Среди женщин | 36 |
8. Школа, учителя и товарищи. Греческая мифология. Успехи на поприще филологии. Зиллиг. Способность к декламации. Надгробное слово в восьмистрочных стансах. «Мне предназначено быть поэтом». Первые юношеские концепции | 39 |
9. Привязанности. Семья Бэме. Влияние женского элемента. Амалия Гоффман. На руках у девушек. Поездка в Прагу. Ломаный немецкий язык, странные головные уборы. Сестра Оттилия. Семья графа Пахта. Рассказы Гоффмана | 42 |
10. Путешествие пешком. Приветливая корчма. Веселый человек с металлической лирой. «Non plus ultra». Изящный экипаж с прелестными подругами. Припарки из петрушки. Вид на Прагу с возвышения | 45 |
11. В стороне от большой дороги. Театр марионеток. «Геновефа». Компания будущих студентов. «О, Голо, Голо!» Книжный шкаф дяди Адольфа. «Burschenthum». Педантические правила поведения. Эмансипация от школьного и домашнего гнета | 47 |
12. Церковные обряды. Евхаристия. Маленькая комнатка под крышей. Стихи. Колоссальная трагедия. Богатый книготорговец Фридрих Брокгауз. Тон хорошего общества | 50 |
13. Nikolai-Schule. Пример свободной студенческой жизни. Первые этапы развития. Ученый родственник. Высокопарные фразы. «Царь Эдип». Столкновение с советом преподавателей. При свете молний | 53 |
14. «Лейбальд и Аделаида». Музыка | 57 |
15. Вебер и Сассароли. Немецкая и итальянская школа. Отвращение ко всему итальянскому. Узкое, тонкое лицо с затуманенным взором. «Фрейшютц» в исполнении сестер | 61 |
16. Концерты в дрезденском «Большом Саду». Звуки квинты. Хаотические краски. «Фиделио». Бетховен. «Requiem» и «Дон-Жуан» | 64 |
17. Музыкальная наука и финансовые затруднения. Уроки гармонии. Демонское царство. Второй «Крейслер». Груды партитур. Долговязый Флакс и подозрительная женщина. Разочарование | 67 |
18. Первая соната. Квартет. Музикдиректор Кюнлейн. Разрушенная школьная карьера | 71 |
19. Фантазии, сонаты, увертюры. Песня на греческом языке. Чтение | 73 |
20. Девятая симфония. Фортепьянное переложение в две руки. Скрипка. Новое увлечение театром. Шредер-Девриент | 75 |
21. Несравненная артистка. Бури восторга. Разбросанность занятий. Софокл | 78 |
22. Знакомство с историей. Контраст революционной политики и идеальной человечности. Июньская революция в Париже. Ее отголоски в Дрездене. «Фридрих и свобода» | 81 |
23. Студенты и полиция. Насилия и бесчинства. Общий разгром | 83 |
24. Рабочий пролетариат. Студенческие патрули. Охранные отряды молодежи во владениях богатых купцов. Военная квартира матадоров | 86 |
25. Смелые речи саксонского Лафайета. Коммунальная гвардия. Университет. Цвета земляческих корпораций | 88 |
26. Пасхальные каникулы. Красавец Гебгардт. Товарищ Дегело. Выработка корректной внешности. Тщедушный студентик и «старые петухи». Саксонская шапочка. На «кривых саблях». Рапиры в опытных руках | 91 |
27. Фуксы. Бильярдная комната в ресторане. «Коммерс» земляческих корпораций. Смерть Дегело | 96 |
28. Карты. Лицом к лицу с судьбой. Тихий шепот предостережения. Новая фаза серьезного труда | 98 |
29. Мистическая роль оркестра. Музикдиректор Лейпцигского театра Генрих Дорн. Рождество 1830 года — «Новая увертюра». Первое выступление на арене музыки. Фатальные удары литавры. Взрыв веселых чувств в публике. Грустные чувства молодого композитора | 103 |
30. Занятия в университете. Писательский стиль и глубокие проблемы человеческого духа. Лекции Вейсса | 107 |
31. Вейнлих. Фуга. Труднейшие контрапунктические эволюции. «На собственных ногах» | 109 |
32. Трезвость в гармонических и тематических построениях. Лейпцигский Gewandthaus. Исключительный любимей публики дирижер Поленц. Дикие выкрики фанфар и тяжелый ритм. Первые успехи. «Глупая фуга». Большая симфония | 111 |
33. Польское восстание. Битва под Остроленкой. Партии польских эмигрантов. Граф Тышкевич | 115 |
34. Трагический случай в жизни Тышкевича. Историческая дата польской конституции. Трапеза воинов. «Polonia» | 118 |
35. Отъезд Тышкевича. Короткая остановка в Дрездене. Здравица «диктатору Польши». Вена | 120 |
36. «Ифигения» и «Zampa». Иоганн Штраус. Волшебный дирижер | 121 |
37. Старый граф Пахта и его красавицы дочери. Излюбленные высшие элементы духа. Дионис Вебер. Музыкальные успехи. Кондитер Хаша. Сатанинские страсти | 124 |
38. «Звуки колокола». Сюжет трагической оперы | 129 |
39. Детали. Черным по черному | 131 |
40. «Ангелочек» | 133 |
41. Генрих Лаубе. В «Клубе портных». Симфония. «Костюшко» | 135 |
42. «Феи» | 137 |
43. Театральный хормейстер. «Вампир» Маршнера и «Роберт-Дьявол» Мейербера. Подземная труба с клапанами. Пустые, аффектированные мелодии. Падение классического вкуса. «Staniera» Беллини | 140 |
44. Веселый молодой кутила Александр Мюллер. Баварское пиво и франконское вино. Экстазные чувства. «Постыдное дело» | 142 |
45. Первая любовь. «Задушевный роман» | 144 |
46. Большая увертюра, симфония C-dur и отрывок новой оперы. Фрейлейн Фриделе. Три тетради партитуры | 147 |
47. Новая опера. Усердные хлопоты Розалии. Гаузер. Старый Бирей | 149 |
48. «Молодая Европа». Полуклассические владыки литературных тронов. «Ромео и Джульетта». Поток волнующих ощущений. Фривольный тон рецензии об «Эврианте». Брожения и кипения в области музыкальной эстетики | 151 |
49. Теодор Апель. Юные боги | 154 |
50. План нового оперного текста. Дикие вольности и невероятные дурачества | 156 |
51. Лаухштедт. Генрих Бетман. Красивая и милая девушка Минна Планер. Неожиданная встреча. Первое впечатление | 160 |
52. Капельмейстер. Фея Амороза. Отсутствие театральной аффектации. Наивно-необузданное поклонение. На карнизе окна. Толерантный поцелуй | 163 |
53. Рудольштадт. Музыка и ревность. Рулетка | 167 |
54. Магдебург. За дирижерским пультом. Холодные и намеренно равнодушные отношения. Сомнительная прелесть поверхностных знакомств. Пунш и устрицы | 170 |
55. Жребий брошен | 173 |
56. «Колумб». Чудеса оркестра. Глубочайшее pianissimo под еле брезжущие фигуры скрипок на высоких нотах. Ликующее великолепие шести труб. Популярность у магдебургской публики | 176 |
57. Шредер-Девриент. Помпезные объявления. Полнейшее фиаско | 178 |
58. Минна в семье Вагнер. Лейпцигская публика. Музыкальное празднество в Дессау. Ненависть ко всему классическому. «Абсалон» | 182 |
59. Ясные дни в саксонской Швейцарии. В поисках хороших оперных певцов | 185 |
60. «Белая Дама». Нюрнберг. Платиновая табакерка и золотое кольцо с печатью. Скудные средства | 188 |
61. Затеи нюрнбергских шутников | 190 |
62. Конец делового путешествия | 194 |
63. Во главе хорошего оперного персонала | 196 |
64. Мысль о женитьбе. Сомнения и тревоги. С экстренной почтой навстречу возлюбленной | 199 |
65. Новая постановка и новый провал | 201 |
66. «Запрет любви» | 204 |
67. Хлопоты о постановке в Лейпциге. Директор Рингельгардт. Конец дирижерской и композиторской карьеры в Магдебурге. Кредиторы. Кенигсбергский театр. Матримониальные планы. Печальное прощание с Розалией | 211 |
68. Жуткие предзнаменования. Последние недели в Магдебурге | 215 |
69. Берлин. Серф. Грядущие печали | 216 |
70. Темные черты в характере Минны. Коммерсант Швабе. Общество Лаубе. Грандиозность больших театральных представлений. Советы умного человека | 218 |
71. Кенигсберг. Абраам Меллер. На посту резервного капельмейстера. Почетный контракт и свадебный бенефис. «Немая из Портичи» | 221 |
72. Прошлое Минны Планер. Светотени. Первые бурные объяснения. Внутренний голос, пророчащий беду | 225 |
73. 24 ноября 1836 года: венчание | 230 |
74. «Rule Britannia» «Счастливое медвежье семейство» | 235 |
75. Тяжелые обстоятельства. Разлады между молодыми супругами. Ссоры | 238 |
76. Богатый купец Дитрих. Английская комфортабельность. Объяснения с опасным человеком. Утро 31 мая 1837 года. Бегство Минны. Тревоги, погоня, примирение. Контракт с директором Рижского театра | 241 |
77. Скромное помещение в Блазевице. Временное затишье. Опять Дитрих. Оттилия. Утешение и помощь | 246 |
78. «Кола ди Риенци». Амалия Планер. «Till Еulenspiegel». Рига | 248 |
79. Популярный писатель Гольтей. Терпимая арена фривольных эксцентричностей | 251 |
80. Пламенный бетховенианец, дирижирующий операми Беллини и Адама. «Национальный гимн». Известия о Минне | 253 |
81. Письмо Минны. Ее приезд. Амалия и Минна | 255 |
82. Контроверзы с Гольтеем. Полутрогательный, полуфривольный жанр | 258 |
83. «Риенци». Историко-комическая опера Дорна | 261 |
84. Смерть Розалии. Идеальные цели | 263 |
85. Катастрофа | 265 |
86. Дорн и знамя немецкой драматической музыки | 268 |
87. Новый путь. Сношения с Парижем. Письмо Скриба. Уроки французского языка | 271 |
88. Ликвидация дел в Риге | 274 |
89. Путешествие в Париж. Ньюфаундлендская собака Роббер. Контрабандистская корчма. Через границу | 276 |
90. На корабле в Лондон. Матрос Коске и неистовство Роббера. Среди лабиринта утесов | 278 |
91. Брезжущая идея «Летучего голландца». Треволнения морского путешествия | 281 |
92. Буря. Лавирование среди опасных мелей. В устье Темзы. Ряды домов и улиц. Лондонский мост. В фиакре | 283 |
93. Лондонские впечатления | 287 |
94. Париж. Мейербер. Первые знакомства | 292 |
95. Андерс. «Gazette Musicale» | 294 |
96. Филолог Лерс. Директор Оперы Дюпоншиль. Новые перспективы. Небольшие вещицы для пения. Знаменитый певец Лаблаш | 297 |
97. Мориц Шлезингер. Полина Виардо, Видман и тенор Большой оперы Дюпон. «Два гренадера». Девятая симфония Бетховена. Внутренний перелом | 302 |
98. Искание протекций. Mont de piete | 304 |
99. Тяжелые мытарства парижской жизни. Художник Китц | 308 |
100. Неиссякаюшая бодрость | 311 |
101. Крах новых надежд | 313 |
102. В фойе Большой оперы. Эдуард Моннэ и Скриб. Непрерывная работа над «Риенци» | 315 |
103. Нищета | 318 |
104. Граф Кушелев. Передряги с издателями | 320 |
105. Журнальные работы | 322 |
106. Заказы Шлезингера. Окончание «Риенци» | 324 |
107. Опера Доницетти «La Favorita». Нищета растет | 326 |
108. «Паломничество к Бетховену» и «Коней одного музыканта». Берлиоз. «Похоронная симфония» | 330 |
109. Большой концерт, устроенный редакцией «Gazette musicale». Провал | 332 |
110. Под Новый год | 334 |
111. От невозможного к непостижимому | 337 |
112. Критическая статья о веберовском «Фрейшютце». Лестное внимание Жорж Занд | 339 |
113. Французская спекуляция на успехе модных течений. Сотрудничество в «Вечерней газете» | 340 |
114. «Europa» | 343 |
115. Леон Пиллэ и «Летучий голландец» | 344 |
116. Ни су в кармане | 346 |
117. Фантастическая фигура из сказок Гофмана | 348 |
118. Холодно и голодно | 351 |
119. Лерс, Дидо и министр Вилльмен | 354 |
120. Галеви | 356 |
121. «Reine de Chypre» | 359 |
122. Немецкая история. Фридрих II. Манфред. Фатима | 362 |
123. Народное сказание о «Тангейзере». «Лоэнгрин». Стремление вернуться в Германию | 366 |
124. Принятие «Риенци» к постановке | 369 |
125. Прощание с друзьями | 370 |
Часть вторая | 373 |
126. На немецкой границе. Horselberg. Дрезден. Свидание с матерью | 373 |
127. Берлин. Свидание с Мейербером. Мендельсон. Лейпциг. У шурина Германа Брокгауза. Двести талеров. Старый друг Апель | 375 |
128. Генерал-директор Люттихау и капельмейстер Райсигер. Davidchen. Веселые беседы за картошкой с селедкой. Фердинанд Гейне. Предварительные подготовки и постановка «Риенци». Купюры | 378 |
129. Кюстнер. Старший брат Альберт. Пошлые условия театрального быта. Пятнадцатилетняя падчерица Иоанна. «Роза, как ты хороша». «Под дубом» | 381 |
130. В богемских горах. На развалинах романтического Шрекенштейна. Трехактная опера «Гора Венеры». Шредер-Девриент. Рутина сознательно рассчитанных эффектов. Разлагающее влияние театральной среды. Мучительные занятия | 383 |
131. Тихачек. Старый набросок. Недоверчивая супруга капельмейстера. Репетиции «Риенци». Зильбергрош | 388 |
132. Комбинированные спевки. Успех. Стакан вина и ломоть хлеба. Канун первого представления. Человек, которого ждет необыкновенная судьба | 391 |
133. В партер-ложе. Переполненный театральный зал. Бурные аплодисменты. Отчаяние. На следующий день. Сокращения партитуры. Нагромождение музыкальных невозможностей. Протест Тихачека | 393 |
134. «Величие Риенци». «Падение Риенци». Зависть | 398 |
135. Разрыв с рецензентами. Смерть Растрелли. «Летучий голландец». Баритон Вехтер. Мать Шредер-Девриент. Горячий разговор о музыке. Увертюра «Рюи Блаза». Рекламация бюргеровской «Леоноры» | 401 |
136. Встреча с Францем Листом | 405 |
137. Выяснившееся недоразумение | 407 |
138. Сердечные тревоги в жизни Шредер-Девриент. «Летучий голландец» на сцене. «О, Боже, Вагнер, что вы наделали?» Успех великой артистки | 409 |
139. Уменьшающийся приток публики. Причины успеха «Риенци». Балет | 413 |
140. Дрезденский капельмейстер Его Величества | 416 |
141. Торжественное заседание, присяга. На аудиенции у монарха. Тонкая критика «Летучего голландца» | 419 |
142. Полоса забот. Кредиторы | 421 |
143. Новая эра в местной журнальной критике. Дирижирование собственными произведениями. Огорчения Райсигера | 423 |
144. Скрипач Карл Липинский. Фальшь и бесстыдство | 426 |
145. Август Рёкель. Первое знакомство | 429 |
146. Врач Антон Пузинелли. Мария фон Кенеритц. Ида фон Люттихау | 432 |
147. Дрезденский Liedertafel. План перенесения праха Вебера из Лондона. Композиция для предстоящего празднества | 435 |
148. Открытие памятника королю Фридриху-Августу. Хор для мужских голосов. Контрапунктический фокус Мендельсона. Стихотворный текст «Тангейзера». Создание прочной оседлости | 437 |
149. «Германская мифология» Гримма. Смутная постройка из скудных обломков погибшего мира. В открытом экипаже | 439 |
150. Нарядная капельмейстерская квартира. Библиотека | 442 |
151. Постановка «Летучего голландца» в Берлине. Взрыв горячего энтузиазма. Мендельсон | 444 |
152. Второе представление «Летучего голландца». После спектакля. Странный посетитель. Сцена из фантастических рассказов Гоффмана | 448 |
153. «Риенци» на гамбургской сцене. Бенефисный подарок. Попугай | 450 |
154. Клавираусцуги. Аранжировки | 453 |
155. Денежные затруднения. Лист в уборной Тихачека. Альвина Фромман | 454 |
156. Инсценировка «Армиды». Знаменитый композитор и знаменитый рецензент. Хор нимф в третьем действии | 457 |
157. Рутина. Восьмая симфония Бетховена. Ритм вальса | 459 |
158. «Пасторальная симфония». Капельмейстер Морлакки | 461 |
159. Король саксонский и император Николай. Приветственная песня королю. Ярость Люттихау | 462 |
160. Пильнитц. Веселые легионы певцов и музыкантов. Королева. Эволюция с хором. Завтрак на зеленых лужайках. Длинный человек с сухой, жесткой физиономией | 465 |
161. Спонтини, Мейербер и генерал Львов на представлении «Риенци». «Весталка» | 468 |
162. Переговоры с Спонтини. Накануне генеральной репетиции. Гордый старик с походкой испанского гранда. Дирижерская палочка с белыми пуговицами из слоновой кости | 470 |
163. Спонтини у дирижерского пульта | 472 |
164. Оркестровые концепции | 475 |
165. Подчеркнутая резкость ритмического акцента. Превосходная атмосфера. Страх альтистов. Два бледных старца. Эдуард Девриент. Перемена декорации | 479 |
166. Шредер-Девриент и Иоганна Вагнер. Искусственные эффекты. Переигрывание | 480 |
167. Интимные черты характера Спонтини | 483 |
168. На постановке «Антигоны». Расчеты Спонтини. Прощание с необыкновенным человеком | 487 |
169. Генрих Маршнер | 491 |
170. «Сон в ночь под Рождество». Творения Хиллера | 495 |
171. Перенесение праха Вебера | 498 |
172. На католическом кладбище. В роли оратора | 502 |
173. Партитура «Тангейзера». Издание клавираусцуга | 504 |
174. Препирательства по поводу постановки «Тангейзера» | 507 |
175. Первые неясные очертания «Мейстерзингеров». Экскурсия в Эгер | 509 |
176. Сомнения великой артистки | 511 |
177. Состязание певцов. Концерт или драматическое соперничество на почве поэзии? Скупость инструментовки в оркестровом аккомпанементе. «О, Солон, Солон!» | 513 |
178. Миттервурцер | 516 |
179. Иоганна Вагнер. Ожидание декораций | 517 |
180. Калерис, племянница русского канцлера. Издатель берлинской музыкальной газеты К. Гайярд. Сестра книготорговца Фроммана в Иене | 519 |
181. Эскизная обработка роли Венеры. Трогательное выступление Вольфрама. Тихачек в роли Тангейзера. Хёрзельберг в красноватом тумане. Неуспех постановки | 521 |
182. Рецензенты. Печать | 525 |
183. Земпер. Рёкель | 527 |
184. Второе представление «Тангейзера» | 528 |
185. Доктор Герман Франк. Проницательная статья о «Тангейзере» на страницах большой политической газеты. Разоблаченные репутации | 530 |
186. Фердинанд Хиллер. Роберт Шуман. Текст, скомбинированный по Геббелю и Тику | 533 |
187. Директор картинной галереи Шнорр. Знаменитый ваятель Хэнель. Ритшель. Страстные споры с Земпером | 536 |
188. Гуцков. Применение музыки к мелодраматическим эффектам | 538 |
189. Бертольд Ауэрбах. Зеленая куртка и охотничья шапка. Аффектации швабского мужика | 542 |
190. Еврей, который сердечно и искренно говорил о своем еврействе. Мировая история как проблема прославления иудаизма. Патетическая декламация. Через много лет. Соприкосновение с лицами, имеющими вес в мире искусства. Текст «Лоэнгрина» | 543 |
191. Глубокая критика трагических моментов «Лоэнгрина». «Штар неправ, Лоэнгрин прав» | 545 |
192. Критическая и поэтическая отделка стихов. История, саги и литература | 547 |
193. Вздохи королевского саксонского капельмейстера | 548 |
194. Постановка Девятой симфонии Бетховена | 551 |
195. Генеральная репетиция | 555 |
196. Комический случай. Услуги ростовщиков. Ходатайство перед королем о ссуде | 556 |
197. Луи Шпор | 558 |
198. Отпуск на три месяца. Ганс фон Бюлов. Работа над «Лоэнгрином» | 560 |
199. «Ифигения в Авлиде». Режиссерские функции. Жизненность драматического действия | 562 |
200. Режиссерские функции. Жизненность драматического действия. Салонные вечера в доме Хиллера. Греческая литература. «История немецкого драматического искусства» Эдуарда Девриента | 563 |
201. Отказ от прямого участия в делах дирекции театра. План реорганизации музыкальной капеллы. Напряженные отношения с Люттихау | 566 |
202. «Дидаскалии» Дройзена. Яков Гримм. «Исследования» Монэ. Окончание «Лоэнгрина» | 569 |
203. Посвящение «Тангейзера» Фридриху Вильгельму IV. Королевский музыкальный интендант граф Редерн. План атаки на Берлин. Рекомендация саксонской королевы. Хлопоты о личном свидании с королем. Тик | 572 |
204. Постановка «Риенци» в Берлине. Отчаянные усилия | 576 |
205. Новые знакомства. Речи о возрождении оперного жанра | 577 |
206. Рухнувшее упование | 581 |
207. Приятная неожиданность. Крест над всеми берлинскими надеждами. Смерть Мендельсона | 583 |
208. Угнетенное настроение | 585 |
209. Опера Фердинанда Хиллера. Иллюзия успеха | 587 |
210. Повышение оклада и отзыв Люттихау | 589 |
211. Организация оркестровых концертов | 590 |
212. Смерть матери | 592 |
213. Близость политического переворота. Энтузиазм Рёкеля. Симфония Мендельсона | 593 |
214. Король и народные массы. Вена и Берлин. Джесси Лоссо | 597 |
215. Ход событий. Воззвание к немецким князьям и народам. Франкфуртский парламент. Академический легион во главе народа. «Немецкий союз» и «Отечественный союз» | 599 |
216. Перелом в характере Рёкеля. Статья на политическую тему без подписи. На трибуне | 602 |
217. Ужасающее впечатление | 604 |
218. В Вене | 605 |
219. Проект федеративного объединения театров. Грильпарцер | 608 |
220. На обратном пути через Прагу | 610 |
221. Интриги Люттихау | 612 |
222. Приезд Листа. Переговоры с кредиторами | 615 |
223. Революционная карьера Рёкеля. Новый мировой порядок, воздвигнутый на учении Прудона | 618 |
224. Основы организации театра. Министры и влиятельные члены парламента. Уединенные прогулки | 619 |
225. Фридрих Барбаросса | 621 |
226. Миф о Нибелунгах. Благодарственное чествование короля в Пильнице. Ужин после концерта. Чествование памяти Вебера | 623 |
227. Общая тревога. Плакаты с воззваниями. «Красная республика». Толпа беглецов из Вены. «Товарищи». Декорация «Лоэнгрина» | 625 |
228. «Смерть Зигфрида». Указания Девриента | 628 |
229. Неуверенность реакции в своей полной победе. Объяснение с Люттихау | 630 |
230. Вербное воскресение 1849 года. Оберфейерверкер | 634 |
231. Михаил Бакунин | 635 |
232. «Обезглавьте его!» | 637 |
233. Антикультурная дикость и чистейший идеализм человечности | 640 |
234. Приближение катастрофы. Вихрь депутаций, демонстрации толпы. Призыв к восстанию | 642 |
235. Дрезденская революция. Бегство в Швейцарию | 645 |
236. «Переговоры о перемирии...» | 646 |
237. «На следующий день...» | 653 |
238. «Когда мы вместе с Минной продвигались по направлению к горам в экипаже...» | 656 |
239. «Я был до такой степени охвачен впечатлениями пережитого...» | 668 |
240. Яков Зульцер и Франц Гагенбух | 674 |
241. Париж. Встреча с старыми друзьями. Письма Минны | 676 |
242. Цюрих | 683 |
243. Заработки пером. «Искусство и революция» | 686 |
244. Минна | 689 |
245. Фейербах | 691 |
246. Письмо из Бордо. Юлия Риттер | 695 |
247. Опять Париж | 698 |
248. В гостях у г-жи Лоссо | 702 |
249. Романтические осложнения | 706 |
250. Дело чести | 710 |
251. Финал. Поездка в Цюрих | 715 |