Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: учебно-методическое пособие
Год издания: 2019
Серия:
Управление детским садом
Издательство: Творческий центр Сфера
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
112
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Основная цель данного практического пособия — помочь развить профессиональные компетенции специалистам образовательных организаций, обеспечивающих условия для внедрения инклюзии и развития инклюзивной среды. В книге представлены примеры реализации инклюзивного дошкольного образования, практические рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды, характеристика дизонтогенезов, описана деятельность дошкольных инклюзивных и адаптационных групп (групп кратковременного пребывания) для детей с ограниченными возможностями здоровья, тенденции и основные направления развития дошкольного и школьного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями в отечественной и зарубежной практике.
Адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО, студентам профильных колледжей и вузов.
Адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО, студентам профильных колледжей и вузов.
Введение | 3 |
Современный этап развития инклюзивной образовательной практики в России | 6 |
Общие положения | 6 |
Нарушение развития и пути оптимального психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка | 9 |
О дизонтогенезах | 14 |
Дизонтогенезы с гиперфункцией стволовых структур (дисфункция уровня А, по Н.А. Бернштейну) | 18 |
Дизонтогенезы со стволовой гиперфункцией | 19 |
Стволовая гипофункция вследствие грубого анатомического дефекта | 20 |
Глобальная гидроцефалия | 21 |
Синдром выраженного коркового дефицита с гиперфункцией подкорковых структур — псевдокататония | 21 |
Гиперфункция уровня праксисов в «поле» | 23 |
Лобно-височный синдром (синдром лобно-височного дефицита) | 23 |
Умственная отсталость («дефицитарные» дети) | 24 |
Эпилептиформные моторные и сенсорные синдромы (расстройства) | 25 |
Аффективно-эмоциональное нарушение | 25 |
Аутизм | 26 |
Шизотипический диатез | 26 |
Дизонтогенетические расстройства, сочетающиеся с нарушениями в шейном отделе и кранио-цервикальном сочленении | 29 |
Синдром выпуклой деформации лобной области лица и широкой переносицы | 30 |
Инклюзивное образование: понятие, принципы, основания | 33 |
Понятие инклюзии в образовании | 33 |
Принципы современного инклюзивного образования | 36 |
Инклюзивная практика в детском саду | 38 |
Зарубежная практика: из опыта Германии | 38 |
Организационная модель инклюзивной практики в детском саду в России | 41 |
Управление инклюзивным детским садом | 41 |
Группы кратковременного пребывания | 44 |
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду | 48 |
Организация предметно-развивающей среды | 50 |
Организация отношений между участниками образовательного процесса | 52 |
Инклюзивный образовательный процесс в ДОО | 53 |
Диагностика индивидуальных особенностей детей | 53 |
Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка и составление ИОПР | 54 |
Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей | 55 |
Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы | 56 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном детском саду | 60 |
Использование видеонаблюдения при приеме детей в ДОО и семейном консультировании | 70 |
Организация видеонаблюдения | 75 |
Схемы видеонаблюдения | 75 |
Анализ и интерпретация результатов видеодиагностики | 77 |
Междисциплинарный подход и вариативность в инклюзивном образовании | 86 |
Особенности работы педагога-психолога в междисциплинарной команде инклюзивного детского сада | 86 |
Адаптационный период | 86 |
Годовое планирование: долговременные и текущие цели | 87 |
Диагностика, запросы | 88 |
Работа и текущая координация | 89 |
Основные принципы работы с семьей | 90 |
Служба ранней помощи и игра | 91 |
Групповое инклюзивное занятие | 91 |
Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» как путь к интеграции в инклюзивную группу | 98 |
Режим работы группы «Особый ребенок» | 100 |
Структура занятий | 100 |
Содержание педагогического процесса | 101 |
Сотрудничество с родителями | 107 |
Модели интеграции | 108 |
Принцип командной работы | 109 |
Список использованной и рекомендуемой литературы | 110 |