Организация инклюзивной образовательной среды в ДОО: учебно-методическое пособие
Год издания: 2019
Серия:
Управление детским садом
Издательство: Творческий центр Сфера
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
112
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Основная цель данного практического пособия — помочь развить профессиональные компетенции специалистам образовательных организаций, обеспечивающих условия для внедрения инклюзии и развития инклюзивной среды. В книге представлены примеры реализации инклюзивного дошкольного образования, практические рекомендации по созданию инклюзивной образовательной среды, характеристика дизонтогенезов, описана деятельность дошкольных инклюзивных и адаптационных групп (групп кратковременного пребывания) для детей с ограниченными возможностями здоровья, тенденции и основные направления развития дошкольного и школьного образования воспитанников с особыми образовательными потребностями в отечественной и зарубежной практике.
Адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО, студентам профильных колледжей и вузов.
Адресовано педагогическим работникам и руководителям ДОО, студентам профильных колледжей и вузов.
| Введение | 3 |
| Современный этап развития инклюзивной образовательной практики в России | 6 |
| Общие положения | 6 |
| Нарушение развития и пути оптимального психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка | 9 |
| О дизонтогенезах | 14 |
| Дизонтогенезы с гиперфункцией стволовых структур (дисфункция уровня А, по Н.А. Бернштейну) | 18 |
| Дизонтогенезы со стволовой гиперфункцией | 19 |
| Стволовая гипофункция вследствие грубого анатомического дефекта | 20 |
| Глобальная гидроцефалия | 21 |
| Синдром выраженного коркового дефицита с гиперфункцией подкорковых структур — псевдокататония | 21 |
| Гиперфункция уровня праксисов в «поле» | 23 |
| Лобно-височный синдром (синдром лобно-височного дефицита) | 23 |
| Умственная отсталость («дефицитарные» дети) | 24 |
| Эпилептиформные моторные и сенсорные синдромы (расстройства) | 25 |
| Аффективно-эмоциональное нарушение | 25 |
| Аутизм | 26 |
| Шизотипический диатез | 26 |
| Дизонтогенетические расстройства, сочетающиеся с нарушениями в шейном отделе и кранио-цервикальном сочленении | 29 |
| Синдром выпуклой деформации лобной области лица и широкой переносицы | 30 |
| Инклюзивное образование: понятие, принципы, основания | 33 |
| Понятие инклюзии в образовании | 33 |
| Принципы современного инклюзивного образования | 36 |
| Инклюзивная практика в детском саду | 38 |
| Зарубежная практика: из опыта Германии | 38 |
| Организационная модель инклюзивной практики в детском саду в России | 41 |
| Управление инклюзивным детским садом | 41 |
| Группы кратковременного пребывания | 44 |
| Условия реализации инклюзивной практики в детском саду | 48 |
| Организация предметно-развивающей среды | 50 |
| Организация отношений между участниками образовательного процесса | 52 |
| Инклюзивный образовательный процесс в ДОО | 53 |
| Диагностика индивидуальных особенностей детей | 53 |
| Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов развития ребенка и составление ИОПР | 54 |
| Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей | 55 |
| Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы | 56 |
| Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном детском саду | 60 |
| Использование видеонаблюдения при приеме детей в ДОО и семейном консультировании | 70 |
| Организация видеонаблюдения | 75 |
| Схемы видеонаблюдения | 75 |
| Анализ и интерпретация результатов видеодиагностики | 77 |
| Междисциплинарный подход и вариативность в инклюзивном образовании | 86 |
| Особенности работы педагога-психолога в междисциплинарной команде инклюзивного детского сада | 86 |
| Адаптационный период | 86 |
| Годовое планирование: долговременные и текущие цели | 87 |
| Диагностика, запросы | 88 |
| Работа и текущая координация | 89 |
| Основные принципы работы с семьей | 90 |
| Служба ранней помощи и игра | 91 |
| Групповое инклюзивное занятие | 91 |
| Группа кратковременного пребывания «Особый ребенок» как путь к интеграции в инклюзивную группу | 98 |
| Режим работы группы «Особый ребенок» | 100 |
| Структура занятий | 100 |
| Содержание педагогического процесса | 101 |
| Сотрудничество с родителями | 107 |
| Модели интеграции | 108 |
| Принцип командной работы | 109 |
| Список использованной и рекомендуемой литературы | 110 |






