Социальная педагогика : социальное воспитание: учебник
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: социальное воспитание» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодежью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
Предисловие | 7 |
Раздел I. Основы социального воспитания и его виды | 14 |
Глава 1. Социальное воспитание: сущность и содержание | 14 |
1.1. Сущность и содержание социального воспитания | 14 |
1.2. Социальное воспитание с позиции государства (общества) | 20 |
1.3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как их субъектов | 28 |
Глава 2. Деструктивное социально-обусловленное воспитание подрастающего поколения, его назначение, сущность и содержание | 34 |
2.1. Асоциальное и антисоциальное воспитание подрастающего поколения, их деструктивное социально-обусловленное назначение | 34 |
2.2. Деструктивное субъектное воспитание несовершеннолетних — «черная педагогика», его причины, сущность и содержание | 42 |
Глава 3. Неформальное, естественное воспитание подрастающего поколения | 53 |
3.1. Истоки понимания естественного воспитания растущего человека | 53 |
3.2. Сущность и содержание неформального, естественного, средового воспитания растущего человека | 57 |
3.3. С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко о педагогизации среды жизнедеятельности воспитанников | 63 |
Глава 4. Формальное и внеформальное воспитание обучающихся общеобразовательной организации | 69 |
4.1. Формальное воспитание обучающихся, его сущность, содержание и особенности организации | 69 |
4.2. Внеформальное воспитание детей и подростков | 77 |
Глава 5. Целенаправленное воспитание ребенка, его сущность и содержание | 86 |
5.1. Целенаправленное воспитание воспитанника, его сущность и содержание | 86 |
5.2. Требования, предъявляемые к субъекту целенаправленного воспитания | 91 |
5.3. Реализация целенаправленного воспитания субъектом и пути ее совершенствования | 98 |
Глава 6. Со-бытийность и ее влияние на воспитание растущего человека | 104 |
6.1. Со-бытийность в жизни несовершеннолетнего, ее сущность и формы проявления | 104 |
6.2. Виды со-бытийности и их воспитательное влияние на несовершеннолетнего | 110 |
Раздел II. Воспитание несовершеннолетних в семье | 119 |
Глава 7. Родители как субъект социального воспитания и рекомендации им как воспитателям | 119 |
7.1. Родители как субъект социального воспитания своих детей | 119 |
7.2. Ошибки и недостатки в воспитании родителями своих детей | 125 |
7.3. Некоторые рекомендации родителям по воспитанию своих детей | 130 |
Глава 8. Воспитание ребенка в семье и пути повышения ее воспитательных возможностей | 137 |
8.1. Особенности воспитания ребенка в семье | 137 |
8.2. Основные причины негативной направленности в воспитании ребенка в семье | 142 |
8.3. Пути повышения воспитательных возможностей семьи | 148 |
Глава 9. Воспитание ребенка в приемной семье и пути повышения ее воспитательных возможностей | 153 |
9.1. Привлечение и подготовка приемных родителей к приему и воспитанию ребенка | 153 |
9.2. Адаптация ребенка и приемной семьи | 158 |
9.3. Пути повышения воспитательных возможностей приемной семьи | 163 |
Глава 10. Индивидуальное воспитание ребенка | 172 |
10.1. Истоки индивидуально-ориентированного воспитания ребенка в семье | 172 |
10.2. Социально-педагогические проблемы и трудности привлечения к индивидуальному воспитанию няни и домашнего воспитателя | 176 |
10.3. Индивидуализация в процессе семейного образования | 184 |
Глава 11. Совоспитатели и совместность в воспитании несовершеннолетнего | 189 |
11.1. Совоспитатели несовершеннолетнего и их характеристика | 189 |
11.2. Совместность в воспитании воспитанника, ее сущность и особенности проявления | 195 |
Раздел III. Воспитание обучаемых в образовательных организациях | 205 |
Глава 12. Педагог, воспитатель и другие субъекты социального воспитания | 205 |
12.1. Педагог как субъект социального воспитания, его место и роль в повышение своего воспитательного воздействия | 205 |
12.2. Социальный педагог, воспитатель и другие субъекты воспитания несовершеннолетних | 214 |
Глава 13. Классный руководитель — субъект социального воспитания обучаемых образовательной организации | 223 |
13.1. Классный руководитель образовательной организации, его место и роль в воспитании обучаемых | 223 |
13.2. Особенности воспитательной работы классного руководителя с обучаемыми класса | 230 |
13.3. Пути повышения воспитательной роли классного руководителя | 238 |
Глава 14. Воспитание в дошкольной и общеобразовательной организации | 242 |
14.1. Воспитание, система воспитания и воспитательная система в образовательной организации, их сущность и содержание | 242 |
14.2. Воспитание детей в период дошкольного образования | 249 |
14.3. Воспитание детей в период начального общего образования | 254 |
14.4. Некоторые проблемы воспитания обучающихся в период основного общего и среднего общего образования | 256 |
Глава 15. Воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути его совершенствования | 264 |
15.1. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ее влияние на их воспитание | 264 |
15.2. Пути повышения воспитательной роли организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 269 |
Глава 16. Формирование детского воспитательного коллектива и повышение его воспитательной роли | 282 |
16.1. Группа, коллектив и их социально-педагогическая характеристика | 282 |
16.2. Формирование детского воспитательного коллектива | 288 |
16.3. Повышение социально-педагогической роли воспитательного коллектива | 299 |
Глава 17. Профессиональное воспитание студентов | 307 |
17.1. Понятие, сущность и содержание профессионального воспитания студентов | 307 |
17.2. Профессиональное воспитание студентов вуза, колледжа | 315 |
17.3. Пути совершенствования профессионального воспитания студентов | 321 |
Раздел IV. Коррекция и исправление воспитательной деятельности и воспитанности несовершеннолетних | 326 |
Глава 18. Коррекция в социальной педагогике, типичные отклонения, требующие социально-педагогической коррекции | 326 |
18.1. Сущность коррекции в социальной педагогике | 326 |
18.2. Коррекция недостатков характера, преимущественно обусловленных эмоциональными особенностями ребенка | 335 |
Глава 19. Коррекция воспитательной деятельности в семье | 348 |
19.1. Воспитательная деятельность в семье, ее сущность и содержание | 348 |
19.2. Сущность коррекции воспитательной деятельности родителей в семье | 354 |
19.3. Коррекция воспитательной деятельности и взаимоотношений подростка и родителей | 362 |
Глава 20. Исправление и перевоспитание человека | 369 |
20.1. Сущность и содержание исправления и перевоспитания | 369 |
20.2. Исправительно-воспитательный процесс | 374 |
20.3. Основные направления, методы, средства и формы перевоспитания осужденных | 384 |
20.4. Особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных | 390 |
Литература | 396 |