Мир, в котором я живу : программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников: учебная (рабочая) программа
Дисциплина:
Дошкольная педагогика
Методы психолого-педагогического исследования
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
Методы психолого-педагогического исследования
Образовательные программы для детей дошкольного возраста
Год издания: 2017
Серия:
Мир, в котором я живу
Издательство: Творческий центр Сфера
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
160
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Парциальная образовательная программа разработана как компонент основной образовательной программы, подготовленной участниками образовательных отношений. Ее главное направление – познавательно-исследовательское развитие детей 0–6 лет. В программе отражены цели, задачи, принципы, способы взаимодействия взрослых и дошкольников, взаимодействие ДОО с семьей, интеграция образовательных областей, а также другие требования ФГОС ДО.
Программа адресована педагогам системы дошкольного образования.
Введение | 3 |
1. Паспорт программы | 4 |
2. Концепция программы | 7 |
3. Целевой раздел | 10 |
3.1. Общие положения | 10 |
3.2. Нормативные документы | 10 |
3.3. Характеристика программы | 11 |
3.4. Становление исследовательской деятельности в дошкольном детстве | 18 |
3.4.1. П ознание как инстинкт | 18 |
3.4.2. Возрастная динамика заполнения банка памяти ребенка | 19 |
3.4.3. Становление познавательно-исследовательской деятельности | 20 |
3.4.4. Вариабельность отношения детей к исследовательской деятельности | 25 |
4. Содержательный раздел | 30 |
4.1. Методический базис программы | 30 |
4.2. Теоретический базис программы | 32 |
4.3. Реализация программы | 41 |
4.3.1. Принципы и подходы к формированию программы | 41 |
4.3.2. Здоровьесбережение и безопасность детей при осуществлении познавательно-исследовательской деятельности | 43 |
4.3.3. Условия реализации программы | 48 |
4.3.4. Освоение навыков экспериментирования | 49 |
4.4. Вариативные формы и средства организации исследовательской деятельности детей | 50 |
4.4.1. Демонстрационные эксперименты | 50 |
4.4.2. Фронтальные эксперименты | 51 |
4.4.3. Случайные и плановые эксперименты | 52 |
4.4.4. Эксперименты как ответы на детские вопросы | 53 |
4.4.5. Р ешение экспериментальных задач | 54 |
4.4.6. Экспериментирование в режимных моментах | 54 |
4.4.7. Экспериментирование в свободной деятельности | 55 |
4.4.8. Конкурсы, викторины, праздники | 55 |
4.4.9. Экспериментирование на моделях | 56 |
4.4.10. Исследовательская деятельность и игра | 56 |
4.4.11. Циклы и модули занятий, проекты | 57 |
4.4.12. Интеграция образовательных областей | 58 |
4.4.13. Взаимодействие ДОО и семьи в познавательно-исследовательском развитии детей | 61 |
4.5. Взаимодействие взрослых и детей во время познавательно-исследовательской деятельности | 62 |
4.5.1. Особенности организации и проведения детского экспериментирования | 62 |
4.5.2. Соблюдение правил безопасности | 69 |
4.5.3. Способы и направления поддержки детской инициативы | 72 |
4.5.4. Типичные недостатки организации детской исследовательской деятельности | 75 |
4.6. Познавательно-исследовательская деятельность в разных возрастных группах | 76 |
4.6.1. Ясельный возраст (0—3 года) | 76 |
4.6.2. Младший дошкольный возраст (3—5 лет) | 88 |
4.6.3. Старший дошкольный возраст (5—7 лет) | 98 |
4.7. Планируемые результаты усвоения программы | 117 |
5. Организационный раздел | 120 |
5.1. Требования к условиям реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования | 120 |
5.1.1. Требования к психолого-педагогическим условиям | 120 |
5.1.2. Требования к кадровым условиям | 121 |
5.1.3. Требования к образовательной среде | 122 |
5.1.4. Требования к объектам исследовательской деятельности | 124 |
5.1.5. Требования к материально-техническим условиям | 127 |
5.1.6. Требования к финансовым условиям | 127 |
5.2. Педагогический контроль за итогами выполнения программы | 128 |
5.2.1. Общие положения | 128 |
5.2.2. Диагностика познавательной деятельности | 128 |
5.2.3. Диагностика исследовательской деятельности | 132 |
5.2.4. Целевые ориентиры как результат возможных достижений в освоении программы | 143 |
Приложения | 145 |
Приложение 1. Учебно-тематическое планирование образовательной деятельности | 145 |
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование реализации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (вариант) | 146 |
Приложение 3. Методические материалы | 149 |
Глоссарий | 150 |
Список использованной и рекомендуемой литературы | 152 |