Физика как способ размышлять: практическое пособие
Автор этой книги, Михаил Георгиевич Иванов, – директор и создатель (вместе с Ж.И. Алфёровым и И.А. Меркуловым) лицея «Физико-техническая школа». Первые части книги «Физика как способ размышлять» обращены к конкретным разделам курса физики. Но в них автор старался представить физику школьникам и их учителям не как область определённых знаний, а как способ взгляда на мир, форму разговора с миром. Этот способ раскрывается в умении подходить к решению самых разных жизненных задач при помощи построения и испытания мысленных или реальных моделей.
«Моя задача – задать такие вопросы, после ответа на которые предмет обсуждения станет ясным», – пишет автор. В его вопросах, задаваемых по ходу книги (а их здесь более 700), и в ответах на эти вопросы (их несколько меньше) может увлечённо разбираться и заинтересованный семиклассник, и девятиклассник, и абитуриент вуза. Для кого-то из учителей физики или руководителей физических кружков эта книга может стать практическим пособием, а для кого-то – поводом для размышления над целями и возможностями своей преподавательской деятельности.
«Физика как способ размышлять» – своего рода введение в физику, которым воспользоваться не поздно никогда.
Физический взгляд на мир, физические вопросы, окружающие нас в реальности сопровождают читателя практически на каждой странице книге. Автор рассуждает, задает себе и нам вопросы, которые заставляют и порассуждать вместе. Автор утверждает “.. я полагаю, что с физикой должны знакомиться все люди, без исключения”. И делает всё, чтобы с физикой знакомиться было интересно.
Теоретический блок формулируется через постановку задач, вопросов, экспериментов. Все размышления поддерживаются схемами, чертежами, рисунками. Изложение сложных вопросов становится понятным и хорошо запоминается.
Вопросы, озвученные на страницах книги могут подтолкнуть школьников к проведению своих экспериментов, проектов, исследовательских работ.
В книге есть интересный “Педагогический комментарий”. выделяются последовательные акценты в изучении физики. автор рассуждает о том, как сформировать свою систему составления лекции/урока по физике, собственные критерии и предпочтения. формулируются 22 предложения к организации учебного материала. еще один интересный момент - рассуждения автора “Физика в преподавании математики, математика в преподавании физики“.
Представлено в книге и описание метода контроля и определения уровня знаний - многоуровневый множественный выбор.
Отдельного внимания заслуживает глава “Правила чтения в разных обстоятельствах” в которой акцент делается на умении работать с физической научной литературой.
Автор рассуждает и о профессии учителя, об эффекте привыкания, об оптимальном возрасте учителя и др.
Читать, размышлять, где-то соглашаться, где-то спорить с автором - все просто интересно!
Елена Сухорукова,
кандидат педагогических наук, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, заведующая кафедрой математики, информатики, физики Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского






