Арт-портал
Лаборатория чтения
Школьный портал

Физика как способ размышлять: практическое пособие

Дисциплина: Физика
Год издания: 2020
Издательство: Образовательные проекты
Возрастное ограничение: 16+
Объем (стр.): 656

Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.

Книга находится в тематической коллекции:

Коллекция литературы для уроков физики и внеурочной деятельности

Автор этой книги, Михаил Георгиевич Иванов, – директор и создатель (вместе с Ж.И. Алфёровым и И.А. Меркуловым) лицея «Физико-техническая школа». Первые части книги «Физика как способ размышлять» обращены к конкретным разделам курса физики. Но в них автор старался представить физику школьникам и их учителям не как область определённых знаний, а как способ взгляда на мир, форму разговора с миром. Этот способ раскрывается в умении подходить к решению самых разных жизненных задач при помощи построения и испытания мысленных или реальных моделей.
«Моя задача – задать такие вопросы, после ответа на которые предмет обсуждения станет ясным», – пишет автор. В его вопросах, задаваемых по ходу книги (а их здесь более 700), и в ответах на эти вопросы (их несколько меньше) может увлечённо разбираться и заинтересованный семиклассник, и девятиклассник, и абитуриент вуза. Для кого-то из учителей физики или руководителей физических кружков эта книга может стать практическим пособием, а для кого-то – поводом для размышления над целями и возможностями своей преподавательской деятельности.
«Физика как способ размышлять» – своего рода введение в физику, которым воспользоваться не поздно никогда.

 

Физический взгляд на мир, физические вопросы, окружающие нас в реальности сопровождают читателя практически на каждой странице книге. Автор рассуждает, задает себе и нам вопросы, которые заставляют и порассуждать вместе. Автор утверждает  “.. я полагаю, что с физикой должны знакомиться все люди, без исключения”. И делает всё, чтобы с физикой знакомиться было интересно.

Теоретический блок формулируется через постановку задач, вопросов, экспериментов. Все размышления поддерживаются схемами, чертежами, рисунками. Изложение сложных вопросов становится понятным и хорошо запоминается.

Вопросы, озвученные на страницах книги могут подтолкнуть школьников к проведению своих экспериментов, проектов, исследовательских работ.

В книге есть интересный “Педагогический комментарий”. выделяются последовательные акценты в изучении физики. автор рассуждает о том, как сформировать свою систему составления лекции/урока по физике, собственные критерии и предпочтения. формулируются 22 предложения к организации учебного материала. еще один интересный момент - рассуждения автора “Физика в преподавании математики, математика в преподавании физики“.

Представлено в книге и  описание метода контроля и определения уровня знаний - многоуровневый множественный выбор.

Отдельного внимания заслуживает глава “Правила чтения в разных обстоятельствах” в которой акцент делается на умении работать с физической научной литературой.

Автор рассуждает и о профессии учителя, об эффекте привыкания, об оптимальном возрасте учителя и др.

Читать, размышлять, где-то соглашаться, где-то спорить с автором - все просто интересно!

Елена Сухорукова,
кандидат педагогических наук, Почетный работник сферы образования Российской Федерации, заведующая кафедрой математики, информатики, физики Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

Рекомендуем посмотреть

Арт-портал
Лаборатория чтения
Школьный портал