Триз-педагогика для малышей : конспекты занятий для воспитателей и родителей: практическое пособие
Автор:
Гин С. И.
Год издания: 2018
Издательство: Галактика
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
139
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии представлены рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 5–6 летнего возраста с использованием достижений ТРИЗ-педагогики. Данное педагогическое направление основано на закономерностях теории решения изобретательских задач и ставит своей целью обучение навыку решения творческих открытых задач.
В процессе обучения происходит развитие творческого мышления (вариативности, диалектичности, системности и др.); развитие творческого воображения (оригинальности, гибкости, продуктивности и др.), развитие творческой речи (умения придумывать сравнения, загадки, истории и др.); развитие творческой личности (стремления к новизне, поисковой активности, любознательности и др.).
Подробные разработки занятий, включающие в себя описание каждого этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей и способов их преодоления, окажутся полезными не только для начинающих воспитателей, но и для опытных педагогов, заинтересованных в обновлении дошкольного образования.
Также данная книга предназначена родителям, ориентированным на использование современных методик развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
В процессе обучения происходит развитие творческого мышления (вариативности, диалектичности, системности и др.); развитие творческого воображения (оригинальности, гибкости, продуктивности и др.), развитие творческой речи (умения придумывать сравнения, загадки, истории и др.); развитие творческой личности (стремления к новизне, поисковой активности, любознательности и др.).
Подробные разработки занятий, включающие в себя описание каждого этапа, примерные схемы диалогов, анализ возможных трудностей и способов их преодоления, окажутся полезными не только для начинающих воспитателей, но и для опытных педагогов, заинтересованных в обновлении дошкольного образования.
Также данная книга предназначена родителям, ориентированным на использование современных методик развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
От автора | 6 |
Введение | 8 |
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми пятого года жизни (первый год обучения) | 13 |
Рекомендации по проведению занятий | 15 |
Занятие 1. Тема: Противоречия в погоде | 15 |
Занятие 2. Тема: Противоречия в предметах | 17 |
Занятие 3. Тема: Противоречия в предметах (продолжение) | 19 |
Занятие 4. Тема: Противоречия в ситуациях | 21 |
Занятие 5. Тема: Противоречия в размерах | 22 |
Занятие 6. Тема: Противоречия в количестве | 24 |
Занятие 7. Тема: Противоположные признаки | 26 |
Занятие 8. Тема: Обобщающее занятие по противоречиям | 28 |
Занятие 9. Тема: Подсистемы человека | 29 |
Занятие 10. Тема: Подсистемы предметов: объект «Чайник» | 30 |
Занятие 11. Тема: Подсистемы предметов: объект «Машина» | 32 |
Занятие 12. Тема: Обобщающее занятие по подсистемам | 33 |
Занятие 13. Тема: Метод маленьких человечков (ММЧ) | 35 |
Занятие 14. Тема: Твердые и жидкие человечки | 37 |
Занятие 15. Тема: Газообразные человечки | 39 |
Занятие 16. Тема: «Цветные» человечки | 41 |
Занятие 17. Тема: Обобщающее занятие по ММЧ | 43 |
Занятие 18. Тема: Функции подсистем | 45 |
Занятие 19. Тема: «Системный лифт» | 47 |
Занятие 20. Тема: Надсистемы и подсистемы объекта | 49 |
Занятие 21. Тема: Обобщающее занятие по надсистемам и подсистемам | 51 |
Занятие 22. Тема: Прошлое | 52 |
Занятие 23. Тема: Будущее человека | 53 |
Занятие 24. Тема: Будущее предметов | 55 |
Занятие 25. Тема: Системный оператор | 56 |
Занятие 26. Тема: Обобщающее занятие по системному оператору | 57 |
Занятие 27. Тема: Анализ сказки по системному оператору | 59 |
Занятие 28. Тема: Использование ресурсов для сочинения сказки | 61 |
Занятие 29. Тема: Другая точка зрения | 63 |
Занятие 30. Тема: Обобщающее занятие за год | 64 |
Календарно-тематическое планирование занятий с детьми шестого года жизни (второй год обучения) | 65 |
Рекомендации по проведению занятий и упражнений | 67 |
Занятие 1-А. Тема: Повторение пройденного | 67 |
Упражнение 1-Б. «Что я вижу?» | 69 |
Занятие 2-А. Тема: Прием фантазирования «Дробление – объединение» | 69 |
Упражнение 2-Б. «Если бы | 71 |
Занятие 3-А. Тема: Метод фокальных объектов (МФО) | 71 |
Упражнение 3-Б. «Необычное в обычном» | 74 |
Занятие 4-А. Тема: «Увеличение – уменьшение» | 74 |
Упражнение 4-Б. «Маленькое в большом» | 77 |
Занятие 5-А. Тема: Свойства и признаки | 78 |
Упражнение 5-Б. «Аналогия» | 80 |
Занятие 6-А. Тема: Развитие ассоциативности | 80 |
Упражнение 6-Б. «Что я знаю, что не знаю» | 82 |
Занятие 7-А. Тема: Развитие ассоциативности (продолжение) | 82 |
Упражнение 7-Б. «Чем похожи, чем отличаются» | 84 |
Занятие 8-А. Тема: Прием «Оживление» | 84 |
Упражнение 8-Б. «Другая точка зрения» | 86 |
Занятие 9-А. Тема: Волшебник Времени | 86 |
Упражнение 9-Б. «Чем отличаются похожие?» | 89 |
Занятие 10-А. Тема: Волшебник Времени (продолжение) | 89 |
Упражнение 10-Б. «Чем похожи различные?» | 92 |
Занятие 11-А. Тема: Морфологический анализ | 92 |
Упражнение 11-Б. «Каким это бывает?» | 94 |
Занятие 12-А. Тема: Прием фантазирования «Наоборот» | 94 |
Упражнение 12-Б. «Путаница» | 96 |
Занятие 13-А. Тема: Прием фантазирования «Бином фантазии» | 96 |
Упражнение 13-Б. «Слова на букву» | 98 |
Занятие 14. Тема: Обобщающее занятие по приемам фантазирования | 98 |
Занятие 15-А. Тема: Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы | 98 |
Упражнение 15-Б. «Увеличиваем предложение» | 100 |
Занятие 16-А. Тема: Рассказ по картинке: системный оператор | 101 |
Упражнение 16-Б. «Составь предложение» | 102 |
Занятие 17-А. Тема: Рассказ по картинке: выразительные средства речи | 103 |
Упражнение 17-Б. «Комплименты» | 105 |
Занятие 18. Тема: Обобщающее занятие по рассказу по картинке | 105 |
Занятие 19-А. Тема: Прогнозирование (объект «Больница») | 106 |
Упражнение 19-Б. «Раньше и сейчас» | 108 |
Занятие 20-А. Тема: Прогнозирование (объект «Самолет») | 108 |
Упражнение 20-Б. «Исчезновения» | 109 |
Занятие 21-А. Тема: Фантазирование (объект «Магазин») | 110 |
Упражнение 21-Б. «Знакомство» | 112 |
Занятие 22-А. Тема: Прием фантазирования: эвроритм (объект «Велосипед») | 112 |
Упражнение 22-Б. «Почемучка» | 114 |
Занятие 23-А. Тема: Прием фантазирования: эвроритм (объект «Мороженое») | 114 |
Упражнение 23-Б. «Вопросы» | 116 |
Занятие 24. Тема: Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов | 116 |
Занятие 25-А. Тема: Понятие о классификации | 117 |
Упражнение 25-Б. «Род – вид» | 120 |
Занятие 26-А. Тема: Классификация животного мира | 120 |
Упражнение 26-Б. «Знатоки» | 122 |
Занятие 27-А. Тема: Сочинение сказок про животных | 123 |
Упражнение 27-Б. «Почемучка» | 125 |
Занятие 28-А. Тема: Классификация растительного мира | 126 |
Упражнение 28-Б. «Вопрошайка» | 129 |
Занятие 29. Тема: Обобщающее занятие за год | 129 |
Теоретический минимум для взрослых | 130 |
Литература | 134 |