Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс : к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Школа России») : [подходит к учебникам 2019–2021 гг. изд.]: методическое пособие
Автор:
Кутявина С. В.
Год издания: 2021
Серия:
В помощь школьному учителю
Издательство: Вако
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
432
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга доступна только по дополнительной подписке.
Узнать подробнееКнига находится в издательской коллекции:
Коллекция «Русский язык и литературное чтение (ВАКО)» АЭИ «Интермедиатор»
В пособии представлены поурочные разработки по литературному чтению для 4 класса, составленные с учетом требований ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику Л.Ф. Климановой и др. УМК «Школа России» (М.: Просвещение), входящему в действующий федеральный перечень учебников. Помимо подробного плана работы над произведениями, включенными в программу, сценарий каждого урока содержит тексты для речевой разминки, игровые и нестандартные задания, дополнительный материал для учителя.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. 2019-2021 гг. выпуска.
Издание адресовано учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Литературное чтение» в составе УМК Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. 2019-2021 гг. выпуска.
| От автора | 3 |
| Планируемые результаты обучения | 4 |
| Тематическое планирование учебного материала | 8 |
| Урок 1. Введение. Знакомство с учебником | 13 |
| Летописи. былины. жития | 17 |
| Урок 2. Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом | 17 |
| Урок 3. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 21 |
| Урок 4. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 25 |
| Урок 5. Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой | 28 |
| Урок 6. Герой былины — защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 32 |
| Урок 7. События летописи — основные события истории Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников | 36 |
| Урок 8. Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 39 |
| Урок 9. Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | 42 |
| Урок 10. Летопись — источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | 46 |
| Уроки 11—13. Житийная литература. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского. Сергий Радонежский — святой земли Русской | 49 |
| Урок 14. Поговорим о самом главном | 58 |
| Урок 15. Обобщающий урок-игра «Летописи. Былины. Жития» | 60 |
| Урок 16. Проект «Создание календаря исторических событий» | 64 |
| Урок 17. Проверим себя. Оценка достижений | 66 |
| Чудесный мир классики | 69 |
| Урок 18. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 69 |
| Урок 19. А.С. Пушкин. Подготовка сообщения об А.С. Пушкине на основе статьи А. Слонимского | 72 |
| Урок 20. А.С. Пушкин «Няне» | 75 |
| Урок 21. А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..» | 78 |
| Урок 22. А.С. Пушкин «Туча» | 81 |
| Уроки 23—25. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части | 91 |
| Урок 27. М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове на основе статьи А. Шан-Гирея | 94 |
| Уроки 28—30. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев | 97 |
| Урок 31. Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом на основе статьи С. Толстого | 106 |
| Урок 32. Л.Н. Толстой «Детство» | 108 |
| Урок 33. Л.Н. Толстой «Ивины» | 111 |
| Урок 34. Внеклассное чтение. Творчество Л.Н. Толстого | 113 |
| Урок 35. А.П. Чехов. Подготовка сообщения об А.П. Чехове на основе статьи М. Семановой | 116 |
| Урок 36. А.П. Чехов «Мальчики» | 119 |
| Урок 37. А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа — герои своего времени | 121 |
| Урок 38. Поговорим о самом главном | 124 |
| Урок 39. Обобщающий урок-КВН «Чудесный мир классики» | 126 |
| Урок 40. Проверим себя. Оценка достижений | 129 |
| Поэтическая тетрадь | 133 |
| Урок 41. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 133 |
| Урок 42. К. Ушинский «Четыре желания». Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями | 138 |
| Урок 43. Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...» | 142 |
| Урок 44. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко...» | 145 |
| Урок 45. А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» | 148 |
| Урок 46. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Где сладкий шепот.» | 151 |
| Урок 47. И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 154 |
| Урок 48. Н.А. Некрасов «Саша» | 157 |
| Урок 49. И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина | 160 |
| Урок 50. Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи для детей поэтов-классиков XIX — начала XX в.) | 163 |
| Урок 51. Обобщающий урок-игра по разделу «Поэтическая тетрадь» | 166 |
| Урок 52. Проверим себя. Оценка достижений | 168 |
| Литературные сказки | 172 |
| Урок 53. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский | 172 |
| Урок 54. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Знакомство с произведением | 176 |
| Уроки 55, 56. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ | 178 |
| Урок 57. П.П. Бажов. Подготовка сообщения о П.П. Бажове | 184 |
| Уроки 58—60. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Герои художественного произведения | 187 |
| Урок 61. С.Т. Аксаков. Подготовка сообщения о С.Т. Аксакове | 192 |
| Уроки 62—65. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 195 |
| Уроки 66,67. Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Обобщающий урок-игра «Крестики-нолики» | 205 |
| Урок 68. Поговорим о самом главном. Проверим себя | 211 |
| Урок 69. Оценка достижений. Контрольная работа за I полугодие | 213 |
| Делу время — потехе час | 216 |
| Урок 70. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.Л. Шварц. Подготовка сообщения о Е.Л. Шварце | 216 |
| Урок 71. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Знакомство с произведением | 220 |
| Урок 72. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения | 222 |
| Урок 73. В.Ю. Драгунский «Главные реки» | 226 |
| Урок 74. Сообщение о творчестве В.Ю. Драгунского. Поговорим о самом главном | 230 |
| Уроки 75, 76. В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Инсценирование произведения | 233 |
| Урок 77. Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе | 239 |
| Урок 78. Обобщающий урок «Делу время — потехе час» | 243 |
| Урок 79. Проверим себя. Оценка достижений | 246 |
| Страна детства | 249 |
| Уроки 80, 81. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения | 249 |
| Уроки 82, 83. К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» | 254 |
| Урок 84. Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко «Елка» | 260 |
| Урок 85. М.И. Цветаева «Наши царства» | 264 |
| Урок 86. М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка.» | 267 |
| Урок 87. С.А. Есенин «Бабушкины сказки» | 269 |
| Урок 88. Обобщающий урок «Страна детства» | 271 |
| Урок 89. Проверим себя. Оценка достижений | 274 |
| Урок 90. Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение | 278 |
| Природа и мы | 283 |
| Урок 91. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 283 |
| Урок 92. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» | 285 |
| Урок 93. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе | 289 |
| Урок 94. С.А. Есенин «Лебедушка» | 292 |
| Уроки 95, 96. М.М. Пришвин «Выскочка» | 295 |
| Урок 97. М.М. Пришвин. Сообщение о жизни и творчестве писателя | 299 |
| Уроки 98, 99. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения | 302 |
| Уроки 100, 101. В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. Составление плана | 307 |
| Урок 102. В.П. Астафьев. Сообщение о жизни и творчестве писателя | 312 |
| Урок 103. Обобщающий урок-конкурс «Природа и мы» | 314 |
| Урок 104. Проверим себя. Оценка достижений | 317 |
| Родина | 319 |
| Урок 105. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 319 |
| Урок 106. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 324 |
| Урок 107. С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому | 326 |
| Урок 108. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...» | 329 |
| Урок 109. Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости | 331 |
| Урок 110. Обобщающий урок «Родина» | 333 |
| Урок 111. Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» | 335 |
| Урок 112. Проект «Они защищали Родину» | 342 |
| Урок 113. Проверим себя. Оценка достижений | 344 |
| Страна Фантазия | 348 |
| Урок 114. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 348 |
| Уроки 115, 116. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа | 351 |
| Уроки 117, 118. Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра | 357 |
| Урок 119. Путешествие по стране Фантазии | 361 |
| Урок 120. Проверим себя. Оценка достижений | 364 |
| Урок 121. Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных) | 368 |
| Зарубежная литература | 372 |
| Урок 122. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания | 372 |
| Уроки 123—125. Дж. Свифт «Путешествия Гулливера». Герои приключенческой литературы | 375 |
| Уроки 126—130. Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. Рассказ о Русалочке. Характеристика героев | 382 |
| Уроки 131, 132. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков | 390 |
| Урок 133. Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг | 394 |
| Урок 134. Контрольная работа за II полугодие | 401 |
| Урок 135. Обобщающий урок «Зарубежная литература» | 408 |
| Урок 136. Урок-игра «Литературные тайны» | 410 |
| ПРИЛОЖЕНИЯ | 416 |
| Приложение 1. Диагностика скорости чтения и осознанности восприятия | 416 |
| Приложение 2. Стихотворное сопровождение для проведения физкультминуток | 419 |






