Изучение понятия величины в начальной школе: учебное пособие
Автор:
Тихоненко А. В.
Год издания: 2010
Издательство: Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова
Объем (стр.):
268
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В учебном пособии впервые на основе компетентностного подхода к формированию методико-математических понятий рассмотрены математический (теоретический) и методический аспекты формирования общенаучного понятия величины в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке студентов – будущих учителей начальных классов. Предназначено для студентов высших педагогических учебных заведений и учащихся педагогических колледжей, учителей, методистов, слушателей курсов повышения квалификации, а так же тем, кто профессионально занимается разработкой дидактических технологий обучения в теоретическом и практическом планах.
Введение | 6 |
Глава 1. История развития начального образования и его состояние на современном этапе | 7 |
1.1. Методика начального обучения математике в еѐ развитии | 7 |
1.2. Проблема профессиональной компетентности учителя начальных классов на современном этапе развития образования | 12 |
1.3. Дидактические подходы к профессиональной подготовке студентов в процессе формирования общенаучных понятий | 15 |
1.4. Сущность компетентностного подхода в свете современной методологии математического образования и проблемы развития ключевых компетенций | 18 |
Глава 2. Математическая компетентность учителя как основа формирования общенаучного понятия величины в начальной школе | 24 |
2.1. Основные этапы формирования математических понятий | 24 |
2.2. Роль и место теории величин в системе математических знаний младших школьников | 29 |
2.3. Профессиональная подготовка учителя к формированию понятия величины в начальной школе | 37 |
2.4. Информативный компонент технологии изучения величин и их измерений в начальной школе | 43 |
2.4.1. Содержание информативного компонента общенаучного понятия величины в профессиональной подготовке учителя начальной школы | 48 |
2.4.2. Общее понятие величины | 60 |
Глава 3. Теоретические основы изучения величин в профессиональной подготовке учителя начальных классов | 63 |
3.1. Теоретические предпосылки и педагогические условия формирования общенаучного понятия «величина» | 63 |
3.1.1. Аксиоматика положительной скалярной величины | 67 |
3.2. Понятие длины отрезка. Свойства длин отрезков | 70 |
3.3. Понятие площади фигуры, ее измерение. Площадь прямоугольника | 74 |
3.4. Свойства площади плоской фигуры. Равновеликие и равносоставленные фигуры | 79 |
3.5. Способы нахождения площади фигур | 86 |
3.6. Понятие объема тел, свойство объемов тел | 89 |
3.6.1. Объем прямоугольного параллелепипеда | 92 |
3.6.2. Объем прямой треугольной призмы | 93 |
3.7. Понятие массы тела, измерения массы, свойства массы тел. Эволюция единиц измерения массы | 98 |
3.8. Понятие величины угла, измерение углов | 100 |
3.9. Меры времени. Эволюция единиц измерения времени | 101 |
Глава 4. Методика формирования математических понятий | 105 |
4.1. Моделирование учебно-методической деятельности учителя начальной школы в процессе формирования и развития математических понятий | 105 |
4.1.1. Моделирование учебно-методической деятельности учителя при формировании понятия величины в программе В.В. Давыдова | 109 |
4.1.2. Моделирование учебно-методических действий учащихся в процессе изучения понятия величины | 111 |
4.1.3. Методические аспекты формирования понятия величины в программе В.В. Давыдова | 114 |
4.2. Методическая компетентность учителя и формирование ключевых компетенций учащихся в процессе изучения величин и их измерений | 117 |
4.2.1. Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся в процессе изучения геометрических величин | 117 |
4.2.2. Формирование и развитие ключевых компетенций в процессе изучения понятия ломаная линия, длина ломаной линии | 120 |
4.3. Деятельность учителя в процессе формирования понятия длины, единиц ее измерения и развитие ключевых компетенций учащихся | 127 |
4.3.1. Основные требования к формированию понятия длины в начальной школе | 127 |
4.3.2. Методические аспекты формирования понятия длины. Способы измерения длин | 130 |
4.3.3. Сантиметр как единица измерения длины | 137 |
4.3.4. Дециметр как единица измерения длины. Соотношения между сантиметром и дециметром | 141 |
4.3.5. Миллиметр, метр, километр как единицы измерения длины. Таблица мер длины | 145 |
4.3.6. Развитие ключевых компетенций младших школьников при выборе рациональных способов решения задач с геометрическими величинами | 154 |
4.3.7. Информационные технологии в процессе формирования понятия длины | 161 |
4.4. Деятельность учителя по изучению площади плоских фигур, их измерений и формированию ключевых компетенций учащихся | 171 |
4.4.1. Понятие площади фигуры в начальной школе | 171 |
4.4.2. Квадратный сантиметр как единица измерения площади. Площадь прямоугольника | 179 |
4.4.3. Квадратный дециметр, квадратный метр как единицы измерения площади, соотношения между ними | 185 |
4.4.4. Квадратный километр, квадратный миллиметр как единицы измерения площади. Соотношения между ними | 189 |
4.4.5. Ар, гектар как единицы измерения земельных участков. Таблица мер площади | 193 |
4.5. Методическая деятельность учителя в процессе изучения массы, объема тел, их измерений и формирование ключевых компетенций учащихся | 199 |
4.5.1. Понятие массы тела. Килограмм как единица измерения массы | 199 |
4.5.2. Формирование представлений о величине «объем». Измерение объема сосуда | 207 |
4.5.3. Деятельность учителя по систематизации знаний о массе тел. Грамм, центнер, тонна как единицы измерения массы | 213 |
4.6. Деятельность учителя по формированию временных представлений и единиц измерения времени | 225 |
4.6.1. Общие представления о времени. Час, минута как единицы измерения времени | 225 |
4.6.2. Формирование временных представлений: год, месяц, неделя. Календарь | 231 |
4.6.3. Формирование временных представлений «квартал» и «сутки» | 237 |
4.6.4. Секунда как единица измерения времени | 240 |
4.6.5. Век как единица измерения времени. Таблица мер времени | 245 |
4.6.6. Арифметические действия над величинами, выраженными в единицах измерения времени | 247 |
4.6.7. Способы решения задач, связанных с понятием времени | 250 |
4.6.8. Изучение понятий величины (длины) по концентрам в соответствии с программой «Школа России» | 256 |
Заключение | 263 |
Библиографический список | 267 |