Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания) : учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля
Автор:
Матвеев Л. П.
Год издания: 2021
Издательство: Спорт
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
520
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник написан в соответствии с действующей официальной программой общепрофилирующей дисциплины учебного плана для высших учебных заведений физкультурного образования - теории физической культуры и спорта.
В учебнике содержится материал по двум основным разделам данной дисциплины: первый вводит в интегративную теорию физической культуры, а второй раскрывает общие концептуальные и научно-прикладные основы физического воспитания как главного процесса педагогически направленного функционирования физической культуры в обществе.
Учебник рассчитан на бакалаврский уровень образования, но может быть использован и для углубления знаний в соответствии с требованиями следующего уровня высшего образования.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 12 |
Часть первая. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | 15 |
Глава I. Отправные понятия теории физической культуры | 16 |
1. Категория «физическая культура» | 16 |
2. Смежные и частично совпадающие понятия | 23 |
2.1. «Физическое воспитание» и аналогичные понятия | 23 |
2.2. Понятие «спорт» | 25 |
Глава II. Предметные контуры теории физической культуры | 28 |
1. Тенденции формирования теории в системе знаний о физической культуре | 28 |
2. Предмет и место общей теории физической культуры в системе смежных научно-образовательных знаний | 33 |
Глава III. Методологические предпосылки, методы и логика построения исследования в теории физической культуры | 39 |
1. Методологические предпосылки | 39 |
1.1. Комплексность исследовательской методологии | 39 |
1.2. Некоторые современные общенаучные подходы | 40 |
1.3. Основные конкретно-методологические установки в исследовании физической культуры | 47 |
2. Методы получения, первичной обработки и проверки материалов, составляющих информационную основу исследования | 50 |
2.1. Библиографический розыск, сбор и систематизация документальной информации | 50 |
2.2. Опросные методы | 52 |
2.3. Наблюдение и экспериментальные методы | 53 |
2.4. Статистические и другие методы первичной обработки данных | 56 |
3. Логика построения исследования | 58 |
3.1. Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование рабочей гипотезы | 58 |
3.2. Сбор и обработка основного фактического материала, эмпирическая проверка гипотезы | 60 |
3.3. Результирующая разработка теоретических положений | 63 |
Глава IV. Физическая культура как общественное явление. Ее социальные функции и формы | 67 |
1. О социальной природе физической культуры | 67 |
2. О подходах к определению функций и форм физической культуры | 69 |
3. Ориентировочная систематизация специфических функций физической культуры и ее функциональных связей | 73 |
3.1. Специфические функции физической культуры | 73 |
3.2. Общекультурные функции и функциональные связи физической культуры с другими общественными явлениями | 82 |
4. Соотношение видовых и процессуальных характеристик физической культуры | 86 |
Глава V. Системообразующие начала физкультурной практики общества и их воплощение в отечественной системе физической культуры | 90 |
1. Системный аспект понимания физической культуры | 90 |
2. Основы и определяющие черты отечественной системы физической культуры | 93 |
2.1. Главные принципы ориентации системы | 93 |
2.2. Комплексность содержания и его программно-нормативная упорядоченность | 100 |
2.3. Научная обоснованность и методическая отлаженность | 105 |
2.4. Всеобщность системы физической культуры и взаимодействие в ней государственных и общественно-самодеятельных форм организации | 106 |
Часть вторая. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ | 111 |
Раздел 1. Целевая направленность, средства, методы и принципы деятельности по физическому воспитанию (общие кардинальные черты) | 112 |
Глава VI. Конкретизация центральной категории теории физического воспитания и некоторых смежных понятий | 113 |
1. Физическое воспитание как процесс педагогически направленного функционирования физической культуры | 113 |
2. Понятия, отображающие разновидности физического воспитания | 114 |
3. О некоторых понятиях, существенно связанных с уяснением сути физического воспитания | 117 |
Глава VII. Целевые установки в физическом воспитании | 122 |
1. О сущности цели, преследуемой в процессе физического воспитания | 122 |
2. Основные задачи | 125 |
2.1. Задачи по оптимизации развития физических качеств человека, его двигательных способностей, состояния здоровья и телосложения | 125 |
2.2. Специфические образовательные задачи | 127 |
2.3. Общепедагогические задачи в физическом воспитании | 128 |
3. Аспекты и формы конкретизации задач, решаемых в процессе физического воспитания | 129 |
3.1. Основные аспекты конкретизации задач | 129 |
3.2. Формы количественной конкретизации задач в физическом воспитании | 133 |
Глава VIII. Обобщенная характеристика средств и методов направленного воздействия в процессе физического воспитания | 138 |
1. Специфические средства и методы | 138 |
1.1. Физические упражнения как средство физического воспитания | 138 |
1.1.1. Исходное определение; содержание и форма физического упражнения | 138 |
1.1.2. Техника физических упражнений | 142 |
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий | 142 |
1.1.2.2. Некоторые характеристики и правила технического выполнения физических упражнений | 144 |
1.1.3. Эффекты упражнения | 152 |
1.1.4. Классификация физических упражнений | 156 |
1.2. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса упражнения | 158 |
1.2.1. Нагрузка при выполнении физических упражнений | 158 |
1.2.2. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнений | 166 |
1.3. Специфические методы физического воспитания | 170 |
1.3.1. Методы строго регламентированного упражнения | 170 |
1.3.2. Игровой и соревновательный методы | 180 |
2. Общепедагогические и другие средства и методы в физическом воспитании | 184 |
2.1. Методы вербального (речевого) воздействия | 184 |
2.2. Методы идеомоторного и психорегулирующего упражнения | 185 |
2.3. Средства и методы обеспечения наглядности | 186 |
2.4. Аппаратурно-методическое обеспечение и другие компоненты «искусственной управляющей среды» | 187 |
2.5. Роль естественно-средовых и гигиенических факторов в физическом воспитании | 189 |
Глава IX. Принципы, регламентирующие деятельность в физическом воспитании | 192 |
1. Значение общих принципов в ориентации практики физического воспитания | 192 |
2. Основные требования к реализации в физическом воспитании общеметодических принципов | 193 |
3. Принципы, выражающие специфические закономерности построения физического воспитания | 202 |
3.1. Непрерывность процесса физического воспитания и системность чередования в нем нагрузок и отдыха | 202 |
3.2. Постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий и адаптивное сбалансирование их динамики | 206 |
3.3. Циклическое построение системы занятий | 210 |
3.4. Возрастная адекватность направлений физического воспитания | 214 |
Раздел 2. Теоретико-методические основы обучения и воспитания в процессе физического воспитания | 219 |
Глава X. Основы обучения двигательным действиям | 220 |
1. Направленность и структура процесса обучения в физическом воспитании | 220 |
1.1. Двигательные умения и навыки как результат обучения; закономерности их формирования | 220 |
1.2. Целевые установки в обучении двигательным действиям | 228 |
1.3. Предпосылки и общий порядок построения процесса обучения | 231 |
2. Особенности этапов обучения | 234 |
2.1. Первый этап (начальное разучивание действия) | 234 |
2.1.1. Решаемые задачи | 234 |
2.1.2. Типичные средства и методы | 235 |
2.1.3. Определяющие черты методики | 236 |
2.2. Второй этап (углубленное разучивание действия) | 243 |
2.2.1. Решаемые задачи | 243 |
2.2.2. Типичные средства и методы | 243 |
2.2.3. Определяющие черты методики | 245 |
2.3. Третий этап (результирующая отработка действия) | 248 |
2.3.1. Решаемые задачи | 248 |
2.3.2. Типичные средства и методы | 249 |
2.3.3. Определяющие черты методики | 251 |
2.4. Проблема перестройки двигательного навыка | 258 |
Глава XI. Воспитание двигательно-координационных способностей | 260 |
1. Объект и задачи | 260 |
1.1. Комплексный характер способностей, определяющих качество координации движений | 260 |
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания двигательно-координационных и некоторых связанных с ними способностей | 264 |
2. Средства и отличительные черты методики | 266 |
2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей | 266 |
2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей | 270 |
2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие | 270 |
2.2.2. Пути воспитания способности к рациональному мышечному расслаблению | 273 |
2.2.3. Пути воспитания способности точно соблюдать и регулировать пространственные параметры движений | 276 |
Глава XII. Воспитание силовых, скоростных и комплексных способностей скоростно-силового характера | 281 |
1. Воспитание собственно силовых и некоторых комплексных способностей с выраженным проявлением силы | 281 |
1.1. Объект и задачи при воспитании силовых и некоторых комплексных способностей | 281 |
1.2. Средства и определяющие черты методики воспитания собственно-силовых способностей | 291 |
1.2.1. Средства | 291 |
1.2.2. Основы методики | 296 |
1.3. Варианты направленных воздействий на силовые свойства двигательных способностей | 302 |
1.4. Особенности средств и методики воспитания скоростно-силовых способностей | 312 |
1.5. К общей характеристике процесса | 316 |
2. Воспитание скоростных способностей | 318 |
2.1. Виды и показатели скоростных способностей, тенденции развития и задачи по их воспитанию | 318 |
2.2. Средства и определяющие черты методики | 322 |
2.2.1. Особенности средств и методики воспитания быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям | 322 |
2.2.2. Особенности средств и методики воспитания быстроты, определяющей скоростные характеристики движений | 326 |
2.3. К общей характеристике процесса | 331 |
Глава XIII. Воспитание выносливости | 333 |
1. Выносливость и задачи по ее воспитанию | 333 |
1.1. Сущность, показатели и типы выносливости | 333 |
1.2. Задачи, решаемые в процессе воспитания выносливости | 338 |
2. Средства и отличительные черты методики | 344 |
2.1. Средства и методы воспитания общей выносливости | 344 |
2.1.1. Средства | 344 |
2.1.2. Методы | 348 |
2.2. Особенности средств и методики воспитания специфической выносливости | 353 |
2.2.1. Особенности средств | 353 |
2.2.2. Особенности методики | 354 |
2.3. Сочетание различных сторон воспитания выносливости; система занятий | 361 |
Глава XIV. Направленное воздействие в процессе физического воспитания на осанку, гибкость и некоторые свойства телосложения | 364 |
1. Воспитание осанки | 364 |
1.1. Объект и задачи | 364 |
1.2. Средства и особенности методики | 369 |
2. Направленное воздействие на гибкость тела | 374 |
2.1. Объект и задачи | 374 |
2.2. Средства и особенности методики | 379 |
3. Некоторые аспекты регулирования мышечной и «пассивной» массы тела | 383 |
3.1. Задачи и критерии | 383 |
3.2. Предпочтительные средства и методы | 388 |
3.2.1. Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики | 388 |
3.2.2. Предпочтительные виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела | 391 |
Глава XV. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания | 397 |
1. Решающие факторы направленного формирования личности | 397 |
1.1. Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий | 397 |
1.2. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого | 398 |
1.3. Воспитывающая роль физкультурного коллектива | 400 |
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания | 401 |
2.1. Связь с нравственным и трудовым воспитанием | 401 |
2.2. Связь с интеллектуальным и эстетическим воспитанием | 407 |
2.3. Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании | 411 |
Раздел 3. Формы построения занятий, планирование и контроль в физическом воспитании | 418 |
Глава XVI. Формы построения занятий | 419 |
1. Разнообразие и общие черты форм построения занятий | 419 |
2. Урочные формы занятий | 424 |
2.1. Первостепенное значение урочных форм в педагогически направленной организации занятий | 424 |
2.2. Логика и методика построения урока | 425 |
2.3. Анализ урока | 438 |
3. Особенности отдельных (не урочных) форм занятий в физкультурной практике | 441 |
3.1. Малые формы | 442 |
3.2. Крупные формы самодеятельных занятий тренировочного и физкультурно-рекреативного характера | 446 |
3.3. Соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании | 449 |
Глава XVII. Планирование и контроль в физическом воспитании | 452 |
1. Планирование и контроль как инструменты оптимального управления процессом физического воспитания | 452 |
2. Планирование | 454 |
2.1. Предпосылки к планированию | 454 |
2.2. Масштабы и предметные аспекты планирования | 456 |
2.3. Особенности форм и способов перспективного, этапного и краткосрочного планирования | 462 |
2.3.1. Формы и способы перспективного планирования | 462 |
2.3.2. Этапное планирование | 472 |
2.3.3. Краткосрочное (оперативно-текущее) планирование | 486 |
3. Контроль | 493 |
3.1. Общие черты контроля в процессе физического воспитания | 493 |
3.2. Особенности оперативно-текущего, циклового и этапного контроля | 505 |