Занимательная информатика: практическое пособие для любителей
Автор:
Златопольский Д. М.
Дисциплина:
Вычислительная техника
Вычислительная техника и информационные технологии
Информатика
Информационные технологии
Вычислительная техника и информационные технологии
Информатика
Информационные технологии
Год издания: 2021
Класс:
Издательство: Лаборатория знаний
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
427
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга во многом аналогична популярным книгам «Занимательная физика» Я. И. Перельмана, «Математические чудеса и тайны» М. Гарднера, «В царстве смекалки» Е. И. Игнатьева, «Математическая смекалка» Б. А. Кордемского и др. Она содержит большое количество разнообразных занимательных логических задач и головоломок, интересных фактов и полезных программ, простейших компьютерных игр, фокусов и др. Материалы книги охватывают широкий круг вопросов информатики, вычислительной техники и информационных и коммуникационных технологий (системы счисления, кодирование информации, логика, основы программирования, Интернет и др.). Эти материалы можно использовать как в учебном процессе, так и для внеклассной работы с учащимися.
Для учащихся 5—11 классов и их родителей, а также для учителей информатики и для всех, кто интересуется информатикой.
Для учащихся 5—11 классов и их родителей, а также для учителей информатики и для всех, кто интересуется информатикой.
Предисловие | 9 |
1. Двоичная система — не только в компьютере! | 13 |
1.1. Штрихкод | 13 |
1.2. Двоичное кодирование в фотоаппарате | 17 |
1.3. Повар и пицца | 19 |
1.4. Градуировка весов | 19 |
1.5. Серебряная цепочка | 19 |
1.6. Семь кошельков | 20 |
1.7. Волшебная таблица | 20 |
1.8. Семь табличек | 21 |
1.9. Волшебная карточка | 23 |
1.10. Фокус | 24 |
1.11. Как отгадать число? | 25 |
1.12. Аесли солгать? | 25 |
1.13. Пять мешков с фальшивыми монетами | 25 |
1.14. Найти фальшивую монету | 26 |
1.15. Двоичная система и «Ханойские башни» | 28 |
1.16. Задача Иосифа Флавия—частный случай | 29 |
1.17. Игра «ним» | 29 |
1.18. «Шоколадка» | 33 |
2. Перемещение предметов и… животных | 34 |
2.1. Выкатить шарики | 34 |
2.2. Восемь монет | 35 |
2.3. Шесть монет | 36 |
2.4. Еще две задачи на перекладывание монет | 36 |
2.5. Задачи со спичками | 37 |
2.6. Переставить шашки | 37 |
2.7. Девять шашек | 39 |
2.8. «Уголки» | 40 |
2.9. Перемещение лошадей | 41 |
2.10. В зоопарке | 41 |
2.11. Перестановка коней | 42 |
2.12. Перемещаем карточки, или Как апельсинпревратить в собаку | 42 |
2.13. Еще 8 задач на перемещение карточек | 43 |
2.14. Упорядочить карточки | 45 |
2.15. Сортировка, или «По ранжиру—стройся!» | 45 |
2.15.1. Сортировка выбором | 46 |
2.15.2. Сортировка вставками | 48 |
2.15.3. Сортировка обменом | 50 |
2.16. Ханойские башни | 52 |
3. 64 задачи для Водомера | 56 |
4. Взвешиваем всё — от крупы до золотых монет | 62 |
4.1. Взвешивание крупы | 62 |
4.2. Как отмерить 9 кг гвоздей? | 63 |
4.3. Как отмерить 1 кг сахара? | 63 |
4.4. Неправильные весы | 63 |
4.5. Потерянная гиря | 63 |
4.6. 19 гирек | 63 |
4.7. Как оставить себе золотую монету? | 63 |
4.8. Три монеты, одна—фальшивая | 64 |
4.9. 81 монета, одна—фальшивая | 64 |
4.10. 101 монета, одна—фальшивая | 64 |
4.11. 51 монета, одна—фальшивая | 64 |
4.12. Антиквар и 99 монет | 64 |
4.13. 61 монета, две—фальшивые | 65 |
4.14. 103 монеты, две—фальшивые | 65 |
4.15. 10 монет: 5 золотых и 5 серебряных | 65 |
4.16. Шесть монет, две—фальшивые | 65 |
4.17. Странные весы | 65 |
4.18. 6 монет, 2 фальшивые, не очень точные весы | 66 |
4.19. 8 монет, 2 фальшивые | 66 |
4.20. Разложить 22 монеты на две кучки | 66 |
4.21. Мешок с фальшивыми монетами | 66 |
4.22. Еще один мешок с фальшивыми монетами | 66 |
4.23. 12 мешков с золотыми монетами | 67 |
4.24. 101 монета, 50 фальшивых | 67 |
4.25. Пять кучек по 5 монет | 67 |
4.26. Экспертиза фальшивых монет | 67 |
4.27. 201 монета, 50 фальшивых | 68 |
4.28. Случай в тюрьме для пиратов | 68 |
4.29. Три пары монет | 68 |
4.30. 20 металлических кубиков | 68 |
4.31. Двенадцать монет | 69 |
5. Маневры, переходы, переезды | 70 |
5.1. Формирование состава | 70 |
5.2. Перестановка вагонов | 72 |
5.3. Иопять формирование состава | 72 |
5.4. Перестановка вагона и цистерны | 73 |
5.5. Ночной переход по мосту | 73 |
5.6. Переход по пустыне | 73 |
5.7. Задача о лифте | 74 |
6. Пляшущие человечки и лысина раба | 75 |
6.1. ШифрЦезаря | 76 |
6.2. Буратино и шифровка | 77 |
6.3. Машина для расшифровки из бумаги | 77 |
6.4. «Тарабарская грамота» | 78 |
6.5. Карл пишет Кларе | 78 |
6.6. Номера вместо букв | 78 |
6.7. Однажды в поезде | 79 |
6.8. Расшифровка текста | 79 |
6.9. Частотный анализ | 79 |
6.10. Что такое «лягяня»? | 80 |
6.11. Шифр Вижинера | 81 |
6.12. Послание будущим издателям | 81 |
6.13. Перестановочный шифр | 81 |
6.14. Шифрование двумя цифрами | 83 |
6.15. Шифр Тритемиуса | 84 |
6.16. Три письма | 86 |
6.17. Шифрование текста с помощью таблиц | 86 |
6.18. Игра в прятки, или Что такое стеганография | 89 |
7. Числовые ребусы и кросснамберы | 96 |
7.1. Ребусы со звездочками | 96 |
7.2. Ребусы в четверичной системе счисления | 98 |
7.3. Числовой ребус в шестеричной системе счисления | 98 |
7.4. Числовые ребусы в двенадцатеричной системе счисления | 99 |
7.5. Числовой ребус в системе счисления с неизвестным основанием | 101 |
7.6. Кросснамберы | 101 |
8. На пальцах и в уме | 108 |
8.1. Рука человека как счетная машина | 108 |
8.2. Возведение двузначных чисел в квадрат | 111 |
8.3. Еще восемь приемов быстрого счета | 112 |
8.4. Извлечение корня—не на пальцах и не в уме | 115 |
8.5. Извлечение кубического корня в уме | 120 |
8.6. Сокращенное вычисление среднего арифметического | 121 |
9. Семь полезных программ, и не только | 123 |
9.1. Превратим компьютер в будильник | 123 |
9.2. Как установить на программу пароль | 125 |
9.3. Каким днем недели был день вашего рождения | 128 |
9.4. «Звездное небо» | 130 |
9.5. Проверка скорости реакции человека | 131 |
9.6. Биологические ритмы | 134 |
9.7. Обмен значениями между переменными | 139 |
9.8. Рекурсия | 140 |
10. Ваш помощник—калькулятор | 143 |
10.1. Вычисление процентов | 144 |
10.2. Память калькулятора | 145 |
10.3. Автоматическая память | 147 |
10.4. Использование клавиши обратного числа | 149 |
10.5. Калькулятор-«переводчик» | 150 |
10.6. Фокус с датой рождения | 152 |
11. Компьютерные фокусы | 153 |
11.1. Компьютер отгадывает день рождения | 153 |
11.2. Компьютер отгадывает дату рождения | 154 |
11.3. Компьютерные фокусы на отгадывание чисел | 156 |
11.4. Компьютерный фокус «Отгадай число» | 161 |
11.5. Фокус «Отгадывание названий» | 166 |
11.6. Варианты фокуса «Отгадывание названий» | 169 |
11.7. Игра-упражнение «Поймай слово» | 172 |
11.8. «Отгадыватель мыслей» | 174 |
12. Моделирование простейших игр на компьютере | 177 |
12.1. Игра «Чет или нечет»? | 177 |
12.2. Игра «Отгадай число» | 182 |
12.3. Игра «Кубик» | 183 |
12.4. Игра «Карты» | 185 |
12.5. Игра «Быки и коровы» | 189 |
12.6. Игра Баше | 191 |
13. Лабиринты | 195 |
13.1. Нить Ариадны | 196 |
13.2. Лабиринт из комнат | 201 |
13.3. Мышьв лабиринте | 202 |
13.4. Разные лабиринты | 202 |
14. Софизмы и парадоксы | 205 |
14.1. 4 руб=40 000 коп | 206 |
14.2. 2х2=5 | 206 |
14.3. 5=1 | 206 |
14.4. 2=3 | 206 |
14.5. 5=6 | 206 |
14.6. 4=8 | 207 |
14.7. Все числа равны между собой | 207 |
14.8. Любое отличающееся от нуля число равно противоположному ему числу | 207 |
14.9. Любое число a равно меньшему числу b | 207 |
14.10. Любое число равно своей половине | 207 |
14.11. Отрицательное число больше положительного | 208 |
14.12. Любое число равно числу, в два раза большему его | 208 |
14.13. Любое число равно нулю | 208 |
14.14. 2 > 3 | 208 |
14.15. Вес слона равен весу комара | 208 |
14.16. Хитрый хозяин гостиницы | 209 |
14.17. Парадокс «Куча» | 210 |
14.18. Парадокс «Мэр города» | 211 |
14.19. Парадокс «Генерал и брадобрей» | 211 |
14.20. Парадокс «Каталог всех нормальных каталогов» | 211 |
15. Жаргонизмы Интернета | 212 |
15.1. Откуда пришла «собачка»? | 212 |
15.2. Что такое «спам» | 215 |
15.3. Смайлики | 216 |
16. Задачи о шапках | 219 |
16.1. Приятели и их шапки | 219 |
16.2. Те же приятели и те же шапки | 220 |
16.3. Зачет по логике | 220 |
16.4. Умный сговор | 220 |
16.5. Три коробки | 221 |
17. Шутки и розыгрыши на компьютере | 222 |
17.1. «Фальшивый» рабочий стол Windows | 222 |
17.2. Невидимая сумма | 223 |
17.3. Необычный результат расчета по формуле в Microsoft Word | 225 |
17.4. Очень важный вывод | 225 |
17.5. Проверка знания таблицы умножения | 226 |
18. Разные задачи | 227 |
18.1. Вкусные ломтики | 227 |
18.2. Три лампочки | 227 |
18.3. Как приготовить эликсир бессмертия | 228 |
18.4. Единственные часы остановились | 229 |
18.5. Древнеегипетская задача | 229 |
18.6. Задача о стрелках | 230 |
18.7. Високосные годы | 230 |
18.8. Почтовые индексы | 233 |
18.9. Десять утверждений | 233 |
18.10. Сказка | 233 |
18.11. Отец сына | 234 |
18.12. Разговор родственников | 234 |
18.13. Кто изображен на портрете? | 234 |
18.14. Слова после чисел | 235 |
18.15. «Ей было 1100 лет» | 235 |
18.16. Непредвиденное затруднение | 235 |
18.17. Пропущенное число | 236 |
18.18. Кощей Бессмертный и Иван Царевич | 236 |
18.19. Бедный торговец (старинная задача) | 236 |
18.20. Может ли такое быть? | 236 |
18.21.Атакое? | 236 |
18.22. Об экономичности систем счисления | 236 |
18.23. Прабабушки и прадедушки | 237 |
18.24. Илья Муромец и Змей Горыныч | 238 |
18.25. Шутники и серьезные | 238 |
18.26. Три очень умных попугая | 238 |
18.27. Умная обезьяна | 239 |
18.28. Импульсы с планеты Кита | 239 |
18.29. 10 единиц и 10 двоек | 239 |
18.30. Еще одна «Шоколадка» (задача-шутка) | 240 |
18.31. Почему трижды? | 240 |
18.32. Детская песенка | 240 |
18.33. Умеете ли вы считать? | 240 |
18.34. Два вопроса | 241 |
18.35. Пятьдесят вопросов | 241 |
Ответы | 248 |
Приложения | 394 |
Приложение 1. Из истории систем счисления | 394 |
Приложение 2. Азбука Морзе | 401 |
Приложение 3. Луи Брайль и его шрифт | 404 |
Приложение 4. Русская семафорная азбука | 406 |
Ответы на дополнительные задания | 410 |
Литература | 423 |