Креативная педагогика : методология, теория, практика: монография
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга доступна только по дополнительной подписке.
Узнать подробнееКнига находится в издательской коллекции:
Коллекция издательства «Лаборатория знаний» «Педагогика и методика»В монографии представлен анализ состояния современного образования, определены основные проблемы и противоречия в системе профессионального образования, дан парадигмальный анализ традиционных и инновационных подходов к обучению, его организации. Приведены сведения о различных методах активизации творческой деятельности и развития творческих способностей. Рассмотрены философско-методологическое основание креативной дидактики, основные компоненты креативно-ориентированного образовательного процесса: содержание, средства обучения, методы обучения, подходы к их классификации и стандартизации. Приведены критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий. Предложена креативная педагогическая технология обучения и результаты ее апробации по одному из наиболее разработанных направлений профессионального образования — обучению инженерному творчеству.
Книга предназначена для педагогов высшей школы, а также для специалистов, докторантов, аспирантов, ведущих исследования на инновационных педагогических площадках.
Введение | 5 |
Глава 1. Образование в XXI в.: подготовка творчески активных специалистов | 9 |
1.1. Состояние системы образования: проблемы и потребности | 9 |
1.2. Новые цели и задачи образования | 20 |
1.3. Существующие традиционные и инновационные подходы и технологии в образовании | 23 |
Глава 2. Философские и методологические основы креативной педагогики | 40 |
2.1. Место креативной педагогики в системе наук о человеке. Предмет и объект исследования креативной педагогики | 40 |
2.2. Категориальный аппарат креативной педагогики | 46 |
2.3. Подходы к проблеме творчества в познавательной деятельности человека | 53 |
2.4. Методы и средства активизации творческого мышления в процессе обучения | 60 |
2.5. Методы анализа и выявления потребностей человека | 76 |
Глава 3. Сущность креативного педагогического процесса и средства его информационно-технологической поддержки | 88 |
3.1. Цели и задачи креативной педагогики | 88 |
3.2. Содержательный компонент педагогического процесса | 92 |
3.3. Методы и средства обучения | 96 |
3.4. Виды компьютерных средств обучения и их особенности | 113 |
3.5. Классификация образовательных информационных ресурсов | 142 |
3.6. Стандартизация технологий электронного обучения | 157 |
3.6.1. Общие сведения | 157 |
3.6.2. Сопряжение компьютерных средств обучения с системами управления учебным процессом | 159 |
3.6.3. Разработки AICC | 165 |
3.6.4. Разработки IMS | 169 |
3.6.5. Разработки LTSC | 183 |
3.6.6. Разработки ADL | 187 |
Глава 4. Предлагаемая креативная педагогическая технология и ее апробация | 194 |
4.1. Критерии креативности учебных программ, учебников и учебных пособий | 194 |
4.2. Сущность новой креативной педагогической технологии | 197 |
4.3. Средства компьютерной поддержки креативной педагогики | 204 |
4.3.1. Система интеллектуальной информационной поддержки учебного процесса, основанного на креативной педагогике | 204 |
4.3.2. Виртуальный фонд естественно-научных и научно-технических эффектов «Эффективная физика» | 213 |
4.3.3. Межотраслевая Интернет-система поиска и синтеза физических принципов действия преобразователей энергии | 223 |
4.3.4. Автоматизированная система поиска и синтеза структур бизнес-процессов коммерциализации результатов научно-технической деятельности | 234 |
4.3.5. Инструментальные средства мониторинга социально-экономических характеристик на основе организации социологических опросов в Интернете | 247 |
4.4. Апробация креативной педагогической технологии | 260 |
Литература | 298 |
Список аббревиатур | 309 |
Приложение | 313 |