История развития образовательных моделей и технологий: учебник
Год издания: 2021
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
352
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям «Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Педагогика дополнительного образования», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Учебник содержит представление образовательных моделей и технологий в исторической ретроспективе. Дается сравнение различных образовательных моделей и технологий, предоставляющее возможность их выбора, соответствующего условиям обучения и воспитания детей конкретного региона, а также интеграции в мировое образовательное пространство. Учебник знакомит с историей и содержанием образовательных моделей и технологий; позволяет понять, как возникают и развиваются разные формы обучения и воспитания детей в зависимости от культурно-исторических условий. В данном курсе показана взаимосвязь историко-культурного контекста образования и развития тех или иных концепций, технологий, методов обучения.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен студентам бакалавриата и магистратуры, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Учебник содержит представление образовательных моделей и технологий в исторической ретроспективе. Дается сравнение различных образовательных моделей и технологий, предоставляющее возможность их выбора, соответствующего условиям обучения и воспитания детей конкретного региона, а также интеграции в мировое образовательное пространство. Учебник знакомит с историей и содержанием образовательных моделей и технологий; позволяет понять, как возникают и развиваются разные формы обучения и воспитания детей в зависимости от культурно-исторических условий. В данном курсе показана взаимосвязь историко-культурного контекста образования и развития тех или иных концепций, технологий, методов обучения.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезен студентам бакалавриата и магистратуры, слушателям системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
| Введение | 9 |
| 1. Исторический контекст образовательных моделей | 11 |
| 1.1. Эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе | 11 |
| 1.2. Сущность образовательных моделей | 12 |
| 1.3. Педагогическая технология в структуре образовательной модели | 15 |
| 1.4. Классификация педагогических технологий | 17 |
| 2. Архаичные образовательные модели | 22 |
| 2.1. Общая характеристика воспитания в первобытном обществе | 22 |
| 2.2. Образование как способ наследования культуры | 24 |
| 2.3. Содержание и технологии архаичного обучения и воспитания | 25 |
| 3. Древневосточные образовательные модели | 36 |
| 3.1. Школа и воспитание в Древнем Египте | 36 |
| 3.2. Воспитание и обучение в Древней Индии | 37 |
| 3.3. Школьное дело в Древнем Китае | 40 |
| 4. Античные образовательные модели | 44 |
| 4.1. Общая характеристика периодов развития античного воспитания | 44 |
| 4.2. Педагогические взгляды Демокрита | 48 |
| 4.3. Педагогическое мастерство Сократа | 49 |
| 4.4. Педагогические идеи Платона | 51 |
| 4.5. Педагогические идеи Аристотеля | 52 |
| 4.6. Традиции образования в Древнем Риме | 53 |
| 4.7. Педагогические взгляды М. Ф. Квинтилиана | 54 |
| 5. Средневековые образовательные модели | 59 |
| 5.1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии | 59 |
| 5.2. Образование в период раннего Средневековья | 61 |
| 5.3. Общая характеристика рыцарской образовательной модели | 62 |
| 5.4. Общая характеристика средневековых церковных школ | 68 |
| 5.5. Содержание образования в средневековой школе | 71 |
| 5.6. Образование во время развитого Средневековья | 73 |
| 5.7. Возникновение и развитие средневековых университетов | 74 |
| 6. Образовательные модели эпохи Возрождения | 82 |
| 6.1. Общая характеристика эпохи Возрождения | 82 |
| 6.2. Педагогическая мысль эпохи Возрождения | 84 |
| 7. Гуманистическая образовательная модель М. Монтеня | 89 |
| 7.1. Краткая биография М. Монтеня | 89 |
| 7.2. Взгляды М. Монтеня на содержание процесса воспитания | 90 |
| 7.3. Отличительные особенности образовательной модели М. Монтеня | 92 |
| 8. Классно-урочная система обучения Я. А. Коменского | 98 |
| 8.1. Великий дидакт Я. А. Коменский | 98 |
| 8.2. Религиозное воспитывающее обучение по Я. А. Коменскому | 104 |
| 9. Карьерная образовательная модель Дж. Локка | 108 |
| 9.1. Краткая биография Дж. Локка | 108 |
| 9.2. Общая характеристика образовательной модели Дж. Локка | 109 |
| 9.3. Значение педагогических взглядов Дж. Локка | 116 |
| 10. Модель свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо | 119 |
| 10.1. Краткая биография Ж.-Ж. Руссо | 119 |
| 10.2. Общая характеристика образовательной модели Ж.-Ж. Руссо | 120 |
| 10.3. Значение педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо | 127 |
| 11. Комплексная развивающая образовательная модель И. Г. Песталоцци | 131 |
| 11.1. Краткая биография И. Г. Песталоцци | 131 |
| 11.2. Общая характеристика образовательной модели И. Г. Песталоцци | 132 |
| 11.3. Значение педагогических взглядов И. Г. Песталоцци | 135 |
| 12. Гуманистическая образовательная модель Ф. В. А. Дистервега | 142 |
| 12.1. Краткая биография Ф. В. А. Дистервега | 142 |
| 12.2. Общая характеристика образовательной модели Ф. В. А. Дистервега | 143 |
| 12.3. Значение педагогических взглядов Ф. В. А. Дистервега | 150 |
| 13. Антропологическая образовательная модель К. Д. Ушинского | 154 |
| 13.1. Краткая биография К. Д. Ушинского | 154 |
| 13.2. Общая характеристика антропологической модели К. Д. Ушинского | 155 |
| 13.3. Методы преподавания в начальной школе | 157 |
| 14. Педоцентрическая образовательная модель Дж. Дьюи | 164 |
| 14.1. Краткая биография Дж. Дьюи | 164 |
| 14.2. Общая характеристика образовательной модели Дж. Дьюи | 165 |
| 14.3. Значение педагогических взглядов Дж. Дьюи | 171 |
| 15. Дальтон-план как модель индивидуализированного обучения | 176 |
| 15.1. Педагогические принципы Дальтон-технологии | 176 |
| 15.2. Формы реализации Дальтон-плана | 178 |
| 15.3. Виды организации учебной деятельности по модели Дальтон-плана | 179 |
| 15.4. Лаборатория как форма организации обучения | 181 |
| 16. Воспитательная модель А. С. Макаренко | 187 |
| 16.1. Краткая биография А. С. Макаренко | 187 |
| 16.2. Общая характеристика воспитательной модели А. С. Макаренко | 188 |
| 16.3. Значение педагогических взглядов А. С. Макаренко | 195 |
| 17. Творческая воспитывающая образовательная модель Я. Корчака | 199 |
| 17.1. Краткая биография Я. Корчака | 199 |
| 17.2. Общая характеристика образовательной модели Я. Корчака | 202 |
| 17.3. Значение педагогических взглядов Я. Корчака | 207 |
| 18. Личностно-ориентированная модель В. А. Сухомлинского | 211 |
| 18.1. Краткая биография В. А. Сухомлинского | 211 |
| 18.2. Общая характеристика образовательной модели В. А. Сухомлинского | 213 |
| 18.3. Значение педагогических взглядов В. А. Сухомлинского | 216 |
| 19. Гуманная образовательная модель Ш. А. Амонашвили | 223 |
| 19.1. Краткая биография Ш. А. Амонашвили | 223 |
| 19.2. Общая характеристика образовательной модели Ш. А. Амонашвили | 224 |
| 19.3. Значение педагогических взглядов Ш. А. Амонашвили | 228 |
| 20. Технология поэтапного формирования умственных действий | 235 |
| 20.1. Общая характеристика технологии поэтапного формирования умственных действий | 235 |
| 20.2. Применение технологии поэтапного формирования умственных действий | 239 |
| 20.3. Результативность технологии поэтапного формирования умственных действий | 241 |
| 21. Технологии программированного обучения | 246 |
| 21.1. Общая характеристика программированного обучения | 246 |
| 21.2. Формы программирования | 248 |
| 21.3. Структура технологии программированного обучения | 249 |
| 22. Технология проблемного обучения | 258 |
| 22.1. Цели проблемного обучения | 258 |
| 22.2. Формы проблемного обучения и способы его организации | 259 |
| 22.3. Структура проблемной ситуации | 262 |
| 23. Игра как модель обучения | 270 |
| 23.1. Значение игры | 270 |
| 23.2. Характеристика дидактических игр | 271 |
| 23.3. Дидактические игры в начальной школе | 274 |
| 24. Обучение в сотрудничестве как модель групповой работы | 281 |
| 24.1. Понятие технологии сотрудничества и групповой работы | 281 |
| 24.2. Принципы и структура обучения в сотрудничестве | 283 |
| 24.3. Модель организации групповой работы в начальной школе | 284 |
| 25. Ротационные образовательные модели смешанного обучения | 291 |
| 25.1. Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения | 291 |
| 25.2. Модель «Автономные группы» | 293 |
| 25.3. Модель «Перевернутый класс» | 294 |
| 25.4. Модель «Смена рабочих зон» | 299 |
| 26. Группа образовательных моделей смешанного обучения «Личный выбор» | 303 |
| 26.1. Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения «Личный выбор» | 303 |
| 26.2. Модель «Новый профиль» | 304 |
| 26.3. Модель «Межшкольная группа» | 305 |
| 26.4. Модель «Индивидуальный учебный план» | 306 |
| 27. Модели инновационного обучения | 315 |
| 27.1. Роль инновационного образования в развитии общества | 315 |
| 27.2. Сущность инновационного обучения | 316 |
| 27.3. Группы моделей инновационного обучения | 319 |
| Практико-ориентированные задания по курсу | 326 |
| Заключение | 340 |
| Глоссарий | 342 |
| Литература | 347 |
| Об авторах | 348 |




