Я — человек! (курс «Человековедение»: старшеклассникам о самопознании и самовоспитании): учебное пособие
Автор:
Маленкова Л. И.
Год издания: 2020
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
515
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Материал данной книги адресован детям, но может быть использован учителями, ведущими факультативный курс «Человековедение», классными руководителями и воспитателями старшеклассников, а также родителями, помогающими своим детям в нелегком процессе взросления.
О книгах Л. И. Маленковой | 10 |
Введение 1 | 14 |
Введение 2 | 20 |
Раздел I. ЧЕЛОВЕК И НАУКА О НЕМ — ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ | 22 |
§ 1. Что поможет возрождению России! | 22 |
§ 2. Быть человеком — это | 29 |
§ 3. «Духовное развитие» — что бы это значило! | 31 |
§ 4. Как человеку стать Человеком | 38 |
§ 5. Человек в зеркале наук о человеке | 43 |
§ 6. Как «Человековедение» поможет найти ответ на вопрос «Я — человек, но какой?» | 46 |
Раздел II. Я — ЧЕЛОВЕК | 51 |
§ 1. Что такое человек | 51 |
Урок 1. Человек — это | 51 |
Урок 2. Человек — существо мыслящее | 53 |
Урок 3. Удивительное, загадочное, непознанное | 56 |
Урок 4. Что происходит с человеком в отрочестве | 59 |
Урок 5. Если ты — мальчик, если ты — девочка… | 62 |
§ 2. Человек и его тело | 66 |
Урок 1. «Дано мне тело» | 66 |
Урок 2. Визитная карточка человека | 71 |
Урок 3. «Жаворонок», «сова» или «аритмик» | 73 |
Урок 4. Экстраверт — интраверт — амбаверт (урок-практикум) | 75 |
Урок 5. Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис» | 79 |
Урок 6. Маленькие секреты большой памяти | 86 |
§ 3. Индивид — личность — индивидуальность | 94 |
Урок 1. Человек: особь? индивид? личность? индивидуальность | 94 |
Урок 2. Как и почему личность развивается | 100 |
Урок 3. Что человек хочет | 105 |
Урок 4. Что человек может | 109 |
Урок 5. Человек и его темперамент | 112 |
Урок 6. Человек и его характер | 116 |
Урок 7. Человек и его воля | 119 |
§ 4. Я — какой человек! | 121 |
Урок 1. Каждый — индивидуальность | 121 |
Урок 2. О загадочном в психике человека (для самостоятельного чтения) | 123 |
Урок 3. С чего начинается личность? (о пробуждении интереса к себе, своей жизни и самовоспитанию) | 124 |
Урок 4. Какой же я человек? (основы методики самопознания и самоанализа) | 126 |
§ 5. Сам себе — воспитатель | 127 |
Урок 1. Как себя воспитать (о средствах и приемах самовоспитания) | 127 |
Урок 2. Как жить по своей программе | 130 |
Раздел III. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ | 133 |
§ 1. Единственная и настоящая роскошь» | 133 |
Урок 1. Человек среди людей Подумай: | 133 |
Урок 2. Содержание и средства общения | 136 |
Урок 3. Я и моя потребность в общении | 142 |
§ 2. «Я» среди людей | 145 |
Урок 1. Человек в социальной группе | 145 |
Урок 2. Коллектив. Ты в коллективе. Коллективизм | 150 |
Урок 3. Нужен ли я людям | 154 |
Урок 4. Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой | 159 |
Урок 5. «Нет уз святее товарищества» (Н. В. Гоголь) | 162 |
Урок 6. Дружба как ценность. Какой я друг | 163 |
Урок 7. Одиночество: беда? благо | 173 |
Урок 8. Человек, деньги, вещи и ... другие люди | 179 |
Урок 9. Мода — «за» и «против» | 185 |
§ 3. Этикет — «этикетка» или «культура общения» | 190 |
Урок 1. Что такое «культура поведения» | 190 |
Урок 2. Этикет — «ярлык, этикетка» | 195 |
Урок 3. По ступенькам этикета | 201 |
Урок 4. Человек в конфликтной ситуации | 204 |
Урок 5. Я— кто такой | 207 |
§ 4. Когда общение — роскошь (о нравственных качествах, определяющих успешность общения) | 217 |
Урок 1. Добро, доброта, добрый | 217 |
Урок 2. Гуманизм и гуманность | 223 |
Урок 3. Великодушие | 227 |
Урок 4. О равнодушии и равнодушных | 230 |
Урок 5. Достоинство личности: гордость + скромность | 234 |
Урок 6. Застенчивость: хорошо ли? Плохо ли | 237 |
Урок 7. Эгоизм, эгоцентризм, индивидуализм | 240 |
Урок 8. «Совесть, стыд — это «гнев», обращенный вовнутрь» (К. Маркс) | 241 |
Урок 9. А что еще | 246 |
Раздел IV. Я И МОЯ СЕМЬЯ (этика и психология семейной жизни) | 248 |
§ 1. Я в моей родительской семье | 248 |
Урок 1. Что такое семья? Зачем она человеку | 248 |
Урок 2. Зачем человеку ... родители | 254 |
Урок 3. О маме и об отце | 264 |
Урок 4. Извечные проблемы — отцы и дети | 273 |
Урок 5. Какой я сын? Какая я дочь | 278 |
§ 2. Я — будущий семьянин | 279 |
Урок 1. Нужно ли готовить себя к будущей семейной жизни? Когда и как | 279 |
Урок 2. Мужественность и женственность | 290 |
Урок 3. Любовь как высшее человеческое чувство | 296 |
Урок 4. «Про это» (Физиология и культура интимных отношений) | 301 |
Урок 5. О вечных дисгармониях и противоречиях любви | 304 |
Урок 6. Свадьба — всему начало | 319 |
Урок 7. Как самому построить свой дом | 324 |
Урок 8. Слагамые тепла и уюта | 329 |
§ 3. Семья и дети | 338 |
Урок 1. Азы семейного воспитания | 338 |
Раздел V. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ | 350 |
§ 1. Человек, его жизнь и философия жизни | 350 |
Урок 1. Человек — и его мировоззрение | 350 |
Урок 2. Размышляя о... дураках | 352 |
Урок 3. Что значит «философское» осмысление жизни | 358 |
Урок 4. Жизнь — это | 365 |
Урок 5. В чем смысл жизни | 369 |
Урок 6. Как стать счастливым | 373 |
Урок 7. Как жить, когда трудно | 379 |
§ 2. Человек в мире парадоксов | 382 |
Урок 1. Жизнь полна парадоксов | 382 |
Урок 2. Как разрешать парадоксы | 387 |
Урок 3. Две стороны магнита, или о «пользе» и «вреде» одних и тех же явлений | 390 |
Урок 4. Мы знаем, время растяжимо | 395 |
Урок 5. Научно-технический прогресс, цивилизация и человек (самодискуссия с позиций оптимиста и пессимиста) | 398 |
§ 3. Явления жизни — вокруг | 403 |
Урок 1. Социальная сущность человека | 403 |
Урок 2. Человек и экономика | 407 |
Урок 3. Человек и его дело | 407 |
Урок 4. Ты и твой досуг | 413 |
Урок 5. Человек и искусство | 414 |
Урок 6. Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна | 418 |
Урок 7. Сын (дочь) своей нации | 425 |
§ 4. «... не поле перейти» (о трудностях и невзгодах жизни) | 426 |
Урок 1. Человек, его здоровье и болезни | 426 |
Урок 2. «Безобразное» в природе и жизни человека | 434 |
Урок 3. В мире соблазнов | 439 |
Урок 4. Человек и его ошибки | 444 |
Урок 5. Вредные привычки или болезни | 446 |
Урок 6. Есть ли у меня ... враги | 448 |
Урок 7. «С кем поведешься...» Какой выбор сделаешь | 452 |
Урок 8. Человек и его судьба | 454 |
§ 5. Человек в экстремальных условиях | 457 |
Урок 1. Что такое — экстремальная ситуация | 457 |
Урок 2. Мысли, навеянные практикой жизни | 461 |
Урок 3. Если случилась беда | 466 |
§ 6. Сам себя воспитать должен! | 470 |
Урок 1. «Научитесь приставать к себе» (А. С. Макаренко) | 470 |
Урок 2. Как себя воспитать | 472 |
ЛИРИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ | 481 |
Юные поэты о себе и о жизни | 481 |
Взрослые — о себе и о жизни | 491 |
Стихи СКЛЯРОВА Ю. А | 491 |
Стихи КАРПЕНКО П. С | 497 |
Стихи ГАФТ В. И | 508 |
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ | 513 |