Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник
Автор:
Матвеев Л. П.
Год издания: 2020
Издательство: Спорт
Объем (стр.):
344
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В учебнике рассмотрена проблематика теории спорта в самых различных аспектах, а именно: феномен спорта и характер его теории; теория соревновательной деятельности и системы спортивных соревнований; система подготовки спортсмена (выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация, постановка долгосрочных целей), ее содержание, средства и методы, основные закономерности построения и др. Впервые по-новому освещен один из ключевых вопросов теории спорта - спортивные состязания как собственно соревновательная деятельность спортсмена в современных условиях и модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей, факультативно - для студентов бакалавриата вузов физической культуры и спорта, а также тренеров.
Предисловие к шестому изданию | 5 |
Предисловие автора | 7 |
Часть первая. СУЩНОСТЬ ФЕНОМЕНА СПОРТА И ХАРАКТЕР ЕГО ТЕОРИИ | 9 |
Глава первая. НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕНАУЧНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ В ТЕОРИИ СПОРТА | 10 |
1.1. Некоторые межнаучно-интегративные категории, существенные для теории спорта | 10 |
1.2. Категория спорта и некоторые сопряженные понятия | 24 |
Литература | 29 |
Глава вторая. ФЕНОМЕН СПОРТА (СУЩНОСТНЫЙ АСПЕКТ) | 31 |
2.1. Об истоках и определяющих чертах спорта | 31 |
2.2. Многообразие видов спорта | 33 |
2.3. Спортивные результаты как атрибут спорта. Факторы и тенденции их динамики | 36 |
2.4. Социальные функции спорта и направления спортивного движения в обществе | 48 |
2.4.1. Основные функции и функциональные связи спорта в системе социальных явлений | 48 |
2.4.2. Профилирующие направления и разделы в социальной практике спорта. Их особенности и взаимосвязи | 56 |
Литература | 63 |
Глава третья. ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ | 64 |
3.1. Формирование теории спорта | 64 |
3.2. Современная проблематика и методологические аспекты теории спорта | 68 |
3.3. Теория спорта в системе профессионального образования | 76 |
Литература | 78 |
Часть вторая. ТЕОРИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ | 81 |
Глава четвертая. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ (СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНА КАК ЯДРО СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ | 82 |
4.1. Понятийная конкретизация отправных представлений о спортивном соревновании и соревновательной деятельности спортсмена | 82 |
4.1.1. Понятия спортивного соревнования и спортивного состязания | 82 |
4.1.2. Общие черты и структура соревновательной деятельности спортсмена | 85 |
4.2. Аналитическая характеристика направленности, состава и требований соревновательной деятельности спортсмена | 90 |
4.2.1. Конкретная состязательная нацеленность и мотивация спортсмена | 91 |
4.2.2. Техника и тактика соревновательной деятельности спортсмена | 95 |
4.2.3. Особенности проявлений психических и физических качеств спортсмена в соревновательной деятельности | 105 |
4.2.4. Зависимость соревновательной деятельности спортсмена от режима и условий соревнований | 118 |
Литература | 120 |
Глава пятая. ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ | 122 |
5.1. Разновидности соревнований в спорте. Классификационные подходы в их систематизации | 122 |
5.2. Единый спортивный календарь и индивидуализированная система состязаний | 129 |
5.3. Тенденции многолетней динамики соревновательной практики спортсмена | 138 |
Литература | 144 |
Часть третья. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) | 145 |
Глава шестая. ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ, ПЕРВИЧНАЯ СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПОСТАНОВКА ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНА | 146 |
6.1. Исходная позиция в выборе спортивной специализации | 146 |
6.2. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности | 149 |
6.3. Особенности начальной спортивной ориентации | 162 |
6.4. Постановка долгосрочных спортивноподготовительных целей | 165 |
6.4.1. Внешнее выражение и главное содержание целей, реализуемых в процессе подготовки спортсмена | 165 |
6.4.2. Основные аспекты конкретизации долгосрочных спортивно-подготовительных целей | 167 |
6.4.3. Количественное прогнозирование и моделирование при конкретизации спортивноподготовительных целей | 171 |
Литература | 181 |
Глава седьмая. ИНТЕГРАТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ, СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА | 183 |
7.1. Подготовка спортсмена – многосторонний процесс | 183 |
7.2. Подготовительные упражнения спортсмена | 186 |
7.2.1. Упражнение как средство и метод | 186 |
7.2.2. Градации и ведущая классификация упражнений как средств подготовки спортсмена | 188 |
7.2.3. Фазы нагрузки и отдыха в процессе упражнения | 198 |
7.2.4. Методические формы упражнения в подготовке спортсмена | 207 |
7.3. Средства содействия эффективности упражнений спортсмена и другие средства его подготовки | 211 |
Литература | 219 |
Глава восьмая. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА | 220 |
8.1. Общие отправные положения | 220 |
8.2. Специфические черты базовых закономерностей спортивной подготовки и производные от них принципы | 223 |
8.2.1. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация | 223 |
8.2.2. Перманентность и цикличность подготовительносоревновательного процесса | 226 |
8.2.3. Необходимость сочетания в процессе спортивной подготовки тенденций постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций | 232 |
8.2.4. Относительная избирательность и единство различных сторон подготовки спортсмена | 248 |
Литература | 253 |
Глава девятая. МОДЕЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ | 254 |
9.1. О предпосылках и общих контурах рассматриваемого подхода | 254 |
9.2. Модельно-целевой подход при проектировании спортивного макроцикла | 259 |
9.2.1. Проектное моделирование целевой соревновательной деятельности | 259 |
9.2.2. Моделирование сдвигов подготовленности и готовности спортсмена к достижениям в макроцикле | 264 |
9.2.3. Модельное проектирование содержания и структуры спортивного макроцикла | 269 |
9.3. О корректировании модели целевой соревновательной деятельности в процессе практического развертывания спортивной подготовки в макроцикле | 290 |
Литература | 293 |
Заключение | 296 |
1. Вновь о феномене спортивной формы | 296 |
2. К дискуссии об осмыслении структуры спортивной тренировки | 308 |
3. Что это такое – «спорт для всех» | 325 |
Литература | 334 |