Теория и методика спортивных игр: учебник
Автор:
Губа В. П.
Год издания: 2020
Издательство: Спорт
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
720
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования поколения 3+ подготовки бакалавров по базовым видам спортивных игр в высших учебных заведениях.
В учебнике обобщен материал прошлых лет, дополненный собственными исследованиями автора в различных видах спортивных игр. Наряду с классическими видами спортивных игр – бадминтон, баскетбол, волейбол, гандбол, настольный теннис, теннис, футбол и хоккей впервые представлены такие относительно «молодые» виды спортивных игр, находящиеся на подъеме в нашей стране, как мини-футбол (футзал), пляжный волейбол и др.
Учебник будет полезен преподавателям, тренерам, аспирантам, студентам при изучении теоретико-методических основ базовых видов спортивных игр в высших учебных заведениях, факультетах переподготовки кадров и ВШТ, где на данные игровые дисциплины отводится большой объем часов.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 7 |
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПОРТИВНЫХ ИГР | 9 |
Глава 1. Введение в дисциплину «Теория и методика спортивных игр» | 9 |
1.1. Предмет и задачи теории спортивных игр | 9 |
1.2. Структура и содержание дисциплины «Теория и методика спортивных игр» | 12 |
1.3. Требования к специалисту по спортивным играм | 14 |
1.4. Материально-техническое обеспечение спортивных игр | 18 |
1.5. Основные понятия и термины в спортивных играх | 25 |
Глава 2. Спортивная игра как вид деятельности | 30 |
2.1. Определение понятий «спорт» и «игра» | 30 |
2.2. Сущность и значение понятия «спортивная игра» | 32 |
2.3. Спортивные игры в системе физического воспитания | 34 |
2.4. Социальная сущность спортивных игр | 35 |
2.5. Систематика спортивных игр | 39 |
2.6. Характеристика игровой деятельности | 44 |
Глава 3. Система соревнований в спортивных играх | 48 |
3.1. Виды соревнований | 48 |
3.2. Организация соревнований по спортивным играм | 51 |
3.3. Способы проведения соревнований в спортивных играх | 54 |
3.4. Основы судейства соревнований по спортивным играм | 60 |
3.5. Анализ игровой деятельности в процессе соревнований | 61 |
Глава 4. Медико-биологическое обеспечение спортивных игр | 64 |
4.1. Физиологическая характеристика спортивных игр | 64 |
4.2. Молекулярно-генетическая характеристика спортивных игр | 68 |
4.3. Спортивное питание в спортивных играх | 71 |
4.4. Восстановительные мероприятия в спортивных играх | 78 |
Глава 5. Отбор и спортивная ориентация в спортивных играх | 85 |
5.1. Понятие спортивного таланта и одаренности в спортивных играх | 85 |
5.2. Организация спортивного отбора в спортивных играх | 91 |
5.3. Понятие «моделирование» и его основные характеристики | 101 |
5.4. Прогнозирование спортивных достижений | 105 |
5.5. Комплектование клубных и сборных команд | 107 |
Глава 6. Психологические аспекты спортивных игр | 114 |
6.1. Характеристика психологических качеств | 114 |
6.2. Психофизиологические аспекты спортивных игр | 120 |
6.3. Оценка психофизиологического состояния спортсменов | 124 |
6.4. Психологическая совместимость игроков в спортивных играх | 134 |
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СПОРТИВНЫХ ИГР | 137 |
Глава 7. Основы методики развития физических качеств и способностей в спортивных играх | 137 |
7.1. Основные закономерности развития физических качеств и способностей в спортивных играх | 137 |
7.2. Принципы развития физических качеств и способностей в спортивных играх | 138 |
7.3. Методика развития силовых способностей в спортивных играх | 142 |
7.4. Методика развития скоростных способностей в спортивных играх | 149 |
7.5. Методика развития выносливости в спортивных играх | 152 |
7.6. Методика развития координации движений в спортивных играх | 157 |
7.7. Методика развития гибкости | 164 |
Глава 8. Основы методики обучения технике и тактике игры в спортивных играх | 167 |
8.1. Основы формирования двигательных умений и навыков | 167 |
8.2. Фазовость технических приемов в спортивных играх | 172 |
8.3. Биомеханические основы технических приемов и тактических действий в спортивных играх | 173 |
8.4. Средства и методы обучения и совершенствования техники и тактики игры в спортивных играх | 182 |
8.5. Структура процесса обучения и особенности его этапов | 188 |
8.6. Основные ошибки при обучении и совершенствовании техники и тактики игры | 194 |
Глава 9. Краткая характеристика и методика обучения технике игры в базовых видах спортивных игр | 196 |
9.1. Техника бадминтона | 196 |
9.2. Техника баскетбола | 206 |
9.3. Техника волейбола | 226 |
9.4. Техника гандбола | 239 |
9.5. Техника мини-футбола (футзала) | 270 |
9.6. Техника настольного тенниса | 306 |
9.7. Техника пляжного волейбола | 320 |
9.8. Техника тенниса | 329 |
9.9. Техника футбола | 343 |
9.10. Техника хоккея | 396 |
Глава 10. Краткая характеристика и методика обучения тактике игры в спортивных играх | 412 |
10.1. Тактика бадминтона | 412 |
10.2. Тактика баскетбола | 423 |
10.3. Тактика волейбола | 448 |
10.4. Тактика гандбола | 476 |
10.5. Тактика мини-футбола (футзала) | 486 |
10.6. Тактика настольного тенниса | 523 |
10.7. Тактика пляжного волейбола | 530 |
10.8. Тактика тенниса | 536 |
10.9. Тактика футбола | 542 |
10.10. Тактика хоккея | 576 |
Глава 11. Методика подготовки спортсменов в спортивных играх | 592 |
11.1. Структура подготовки в спортивных играх | 592 |
11.2. Планирование спортивной тренировки в спортивных играх | 594 |
11.3. Годичный тренировочный цикл в спортивных играх | 599 |
11.4. Тренировочная нагрузка в спортивных играх | 602 |
11.5. Виды спортивной подготовки | 609 |
11.5.1. Физическая подготовка | 609 |
11.5.2. Технико-тактическая подготовка | 611 |
11.5.3. Теоретическая подготовка | 615 |
11.5.4. Психологическая подготовка | 617 |
11.5.5. Игровая и соревновательная подготовка в спортивных играх | 622 |
Глава 12. Методика управления учебно-тренировочным и соревновательным процессом в спортивных играх | 625 |
12.1. Управление тренировочным процессом | 625 |
12.2. Управление соревновательным процессом | 629 |
12.3. Информационное обеспечение тренировочного и соревновательного процесса | 632 |
12.4. Роль тренера в управлении учебно-тренировочным и соревновательным процессом в спортивных играх | 634 |
Глава 13. Воспитательная работа в спортивных играх | 637 |
13.1. Основы воспитания спортсменов в спортивных играх | 637 |
13.2. Планирование воспитательной работы в спортивных играх | 639 |
13.3. Методы воспитания спортсменов в игровых видах спорта | 643 |
13.4. Методические рекомендации по воспитанию спортсменов | 644 |
Глава 14. Организация и методика проведения комплексного контроля в спортивных играх | 646 |
14.1. Понятие и виды комплексного контроля и учета | 646 |
14.2. Методические особенности проведения медико-биологического контроля | 649 |
14.3. Методические особенности проведения контроля спортивной подготовленности спортсменов | 652 |
14.3.1. Контроль физического развития | 658 |
14.3.2. Контроль физической подготовленности | 659 |
14.3.3. Контроль технической подготовленности | 678 |
14.4. Методические особенности проведения углубленного медицинского контроля | 699 |
14.5. Методические особенности проведения психологического контроля | 701 |
14.6. Характеристика фармакологических средств и запрещенных препаратов и методов | 705 |
БИБЛИОГРАФИЯ | 708 |