Классный руководитель (воспитатель): практические материалы: учебно-методическое пособие
Автор:
Маленкова Л. И.
Год издания: 2020
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
361
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга адресована школьному педагогу, занятому процессом воспитания учащихся (классному руководителю, воспитателю, учителю-предметнику, лидеру детских движений и объединений). Она является составной частью методического комплекта «Воспитать человека».
В данном методическом пособии дается содержательный материал для воспитательной работы педагога, работающего с использованием рабочей тетради классного воспитателя на печатной основе и исповедующего прогрессивные идеи современной теории и методики воспитания, изложенные кратко во вкладыше к ней — «Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности». При этом стержнем организации воспитания учащихся является процесс стимулирования воспитателем самопознания и самовоспитания старшеклассников, их разностороннего развития и самоактуализации.
В данном методическом пособии дается содержательный материал для воспитательной работы педагога, работающего с использованием рабочей тетради классного воспитателя на печатной основе и исповедующего прогрессивные идеи современной теории и методики воспитания, изложенные кратко во вкладыше к ней — «Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности». При этом стержнем организации воспитания учащихся является процесс стимулирования воспитателем самопознания и самовоспитания старшеклассников, их разностороннего развития и самоактуализации.
| ВВЕДЕНИЕ | 7 |
| Раздел I. Я — ЧЕЛОВЕК (ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕКО3НАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ) | 11 |
| § 1. Что такое человек | 11 |
| 1. Человек и наука о нем — человековедение | 11 |
| 2. Человек — это | 16 |
| 3. Существо мыслящее | 19 |
| 4. Удивительное, загадочное, непознанное | 22 |
| 5. Что происходит с человеком в отрочестве | 25 |
| 6. Если ты — мальчик, если ты — девочка... (Как зарождаются и развиваются мужественность и женственность) | 29 |
| § 2. Человек и его сущность | 36 |
| 1. «Дано мне тело» | 36 |
| 2. Внешность — визитная карточка человека | 38 |
| 3. «Жаворонок», «сова» или «аритмик» | 41 |
| 4. Экстраверт — интроверт — амбаверт (урок-практикум) | 44 |
| 5. Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис» | 47 |
| 6. Маленькие секреты большой памяти | 53 |
| § 3. Индивид — личность — индивидуальность | 59 |
| 1. Человек: особь? Индивид? Личность? Индивидуальность | 59 |
| 2. Как и почему личность развивается | 64 |
| 3. Что человек хочет? (направленность личности) | 68 |
| 4. Что человек может? (задатки и способности) | 72 |
| 5. Что человек есть на самом деле? (темперамент) | 75 |
| 6. Что человек есть на самом деле? (характер) | 76 |
| 7. Человек и его воля | 82 |
| § 4. Я — какой человек | 85 |
| 1. Каждый — индивидуальность | 85 |
| 2. С чего начинается личность? (о пробуждении интереса к себе, к самопознанию и самовоспитанию) | 88 |
| 3. Как себя воспитать (о средствах и приемах самовоспитания) | 90 |
| 4. Как жить по своей программе | 93 |
| Раздел II. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ (ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ) | 96 |
| § 1. Единственная и настоящая роскошь | 96 |
| 1. Человек среди людей | 96 |
| 2. Содержание и средства общения | 100 |
| 3. Я и моя потребность в общении | 104 |
| 4. Нужен ли я людям | 108 |
| § 2. «Я» среди людей | 114 |
| 1. Человек в социальной группе | 114 |
| 2. Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой | 119 |
| 3. Дружба как ценность. Какой я друг | 122 |
| 4. Одиночество: беда? Благо | 131 |
| 5. Человек в конфликтной ситуации | 136 |
| § 3. Этикет — «этикетка» или «культура общения» | 139 |
| 1. Что такое «культура поведения» | 139 |
| 2. Этикет — «ярлык, этикетка». Так ли | 143 |
| 3. По ступенькам этикета | 147 |
| 4. Мода — «за» и «против» | 149 |
| § 4. Когда общение — роскошь (о нравственных качествах человека, определяющих успешность общения) | 153 |
| 1. Добро, доброта, добрый | 153 |
| 2. Гуманизм и гуманность | 156 |
| 3. Великодушие и равнодушие | 159 |
| 4. Достоинство личности: гордость + скромность | 163 |
| 5. Совесть, стыд — это «гнев, обращенный вовнутрь» | 166 |
| 6. А что еще | 169 |
| Раздел III. Я И МОЯ СЕМЬЯ (ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ) | 170 |
| § 1. Я в моей родительской семье | 170 |
| 1. Что такое семья? Зачем она человеку | 170 |
| 2. Зачем человеку родители | 172 |
| 3. О маме и об отце | 177 |
| 4. Извечная проблема — «отцы и дети» | 182 |
| 5. Какой я сын? Какая я дочь | 187 |
| § 2. В преддверии будущей семейной жизни | 189 |
| 1. Нужно ли готовить себя к будущей семейной жизни? Когда и как | 189 |
| 2. Любовь как высшее человеческое чувство | 198 |
| 3. О вечных дисгармониях и противоречиях любви | 205 |
| § 3. Я — будущий семьянин | 216 |
| 1. Как самому построить свой дом | 216 |
| 2. Слагаемые тепла и уюта (как создать благоприятный нравственно-психологический климат в семье) | 220 |
| 3. Азы семейного воспитания | 225 |
| Раздел IV. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ | 232 |
| § 1. Человек, его жизнь и философия жизни | 232 |
| 1. Что значит «философское осмысление жизни» | 232 |
| 2. Жизнь — это | 237 |
| 3. В чем смысл жизни | 241 |
| 4. Как стать счастливым | 245 |
| 5. Как жить, когда трудно | 255 |
| § 2. Человек в мире парадоксов | 261 |
| 1. Жизнь полна парадоксов | 261 |
| 2. Как разрешать жизненные противоречия | 265 |
| 3. Мы знаем, время растяжимо | 268 |
| 4. Научно-технический прогресс, цивилизация и человек | 271 |
| § 3. Явления жизни — вокруг | 277 |
| 1. Социальная сущность человека | 277 |
| 2. Человек и его дело | 281 |
| 3. ... и братья наши меньшие | 285 |
| 4. Ты и твой досуг | 288 |
| 5. Человек и искусство | 289 |
| 6. Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна | 292 |
| § 4. «...не поле перейти» (о трудностях и невзгодах жизни) | 298 |
| 1. Человек, его здоровье и болезни | 298 |
| 2. «Безобразное» в природе и жизни человека | 305 |
| 3. В мире соблазнов | 309 |
| 4. Человек и его ошибки | 313 |
| 5. Вредные привычки или болезни | 316 |
| 6. Есть ли у меня враги | 321 |
| 7. «С кем поведешься...». Какой выбор сделаешь | 326 |
| 8. Человек и его судьба | 329 |
| § 5. Человек в экстремальных условиях | 331 |
| 1. Экстремальная ситуация: как из нее выйти | 331 |
| 2. Если случилась беда | 335 |
| § 6. Сам себя воспитать должен! | 341 |
| 1. «Научитесь приставать к себе» (А. С. Макаренко) | 341 |
| 2. Как себя воспитать | 345 |
| ЛИТЕРАТУРА | 353 |
| «ЗОЛОТАЯ ПОЛОЧКА» ВЗРОСЛЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (книги, которые помогут в самопознании и самовоспитании) | 353 |
| КНИГИ В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ (оригинальные идеи, конкретные технологии воспитания, организационные формы, сценарии, разработки) | 356 |
| СПЕЦИАЛЬНЫЕ АЛЬМАНАХИ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ КЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ | 358 |
| ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ | 359 |




