Классный руководитель (воспитатель): практические материалы: учебно-методическое пособие
Автор:
Маленкова Л. И.
Год издания: 2020
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
16+
Объем (стр.):
361
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Книга адресована школьному педагогу, занятому процессом воспитания учащихся (классному руководителю, воспитателю, учителю-предметнику, лидеру детских движений и объединений). Она является составной частью методического комплекта «Воспитать человека».
В данном методическом пособии дается содержательный материал для воспитательной работы педагога, работающего с использованием рабочей тетради классного воспитателя на печатной основе и исповедующего прогрессивные идеи современной теории и методики воспитания, изложенные кратко во вкладыше к ней — «Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности». При этом стержнем организации воспитания учащихся является процесс стимулирования воспитателем самопознания и самовоспитания старшеклассников, их разностороннего развития и самоактуализации.
В данном методическом пособии дается содержательный материал для воспитательной работы педагога, работающего с использованием рабочей тетради классного воспитателя на печатной основе и исповедующего прогрессивные идеи современной теории и методики воспитания, изложенные кратко во вкладыше к ней — «Классный воспитатель: педагогические основы и методика деятельности». При этом стержнем организации воспитания учащихся является процесс стимулирования воспитателем самопознания и самовоспитания старшеклассников, их разностороннего развития и самоактуализации.
ВВЕДЕНИЕ | 7 |
Раздел I. Я — ЧЕЛОВЕК (ОСНОВЫ ЧЕЛОВЕКО3НАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ) | 11 |
§ 1. Что такое человек | 11 |
1. Человек и наука о нем — человековедение | 11 |
2. Человек — это | 16 |
3. Существо мыслящее | 19 |
4. Удивительное, загадочное, непознанное | 22 |
5. Что происходит с человеком в отрочестве | 25 |
6. Если ты — мальчик, если ты — девочка... (Как зарождаются и развиваются мужественность и женственность) | 29 |
§ 2. Человек и его сущность | 36 |
1. «Дано мне тело» | 36 |
2. Внешность — визитная карточка человека | 38 |
3. «Жаворонок», «сова» или «аритмик» | 41 |
4. Экстраверт — интроверт — амбаверт (урок-практикум) | 44 |
5. Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис» | 47 |
6. Маленькие секреты большой памяти | 53 |
§ 3. Индивид — личность — индивидуальность | 59 |
1. Человек: особь? Индивид? Личность? Индивидуальность | 59 |
2. Как и почему личность развивается | 64 |
3. Что человек хочет? (направленность личности) | 68 |
4. Что человек может? (задатки и способности) | 72 |
5. Что человек есть на самом деле? (темперамент) | 75 |
6. Что человек есть на самом деле? (характер) | 76 |
7. Человек и его воля | 82 |
§ 4. Я — какой человек | 85 |
1. Каждый — индивидуальность | 85 |
2. С чего начинается личность? (о пробуждении интереса к себе, к самопознанию и самовоспитанию) | 88 |
3. Как себя воспитать (о средствах и приемах самовоспитания) | 90 |
4. Как жить по своей программе | 93 |
Раздел II. Я И ДРУГИЕ ЛЮДИ (ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ) | 96 |
§ 1. Единственная и настоящая роскошь | 96 |
1. Человек среди людей | 96 |
2. Содержание и средства общения | 100 |
3. Я и моя потребность в общении | 104 |
4. Нужен ли я людям | 108 |
§ 2. «Я» среди людей | 114 |
1. Человек в социальной группе | 114 |
2. Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой | 119 |
3. Дружба как ценность. Какой я друг | 122 |
4. Одиночество: беда? Благо | 131 |
5. Человек в конфликтной ситуации | 136 |
§ 3. Этикет — «этикетка» или «культура общения» | 139 |
1. Что такое «культура поведения» | 139 |
2. Этикет — «ярлык, этикетка». Так ли | 143 |
3. По ступенькам этикета | 147 |
4. Мода — «за» и «против» | 149 |
§ 4. Когда общение — роскошь (о нравственных качествах человека, определяющих успешность общения) | 153 |
1. Добро, доброта, добрый | 153 |
2. Гуманизм и гуманность | 156 |
3. Великодушие и равнодушие | 159 |
4. Достоинство личности: гордость + скромность | 163 |
5. Совесть, стыд — это «гнев, обращенный вовнутрь» | 166 |
6. А что еще | 169 |
Раздел III. Я И МОЯ СЕМЬЯ (ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ) | 170 |
§ 1. Я в моей родительской семье | 170 |
1. Что такое семья? Зачем она человеку | 170 |
2. Зачем человеку родители | 172 |
3. О маме и об отце | 177 |
4. Извечная проблема — «отцы и дети» | 182 |
5. Какой я сын? Какая я дочь | 187 |
§ 2. В преддверии будущей семейной жизни | 189 |
1. Нужно ли готовить себя к будущей семейной жизни? Когда и как | 189 |
2. Любовь как высшее человеческое чувство | 198 |
3. О вечных дисгармониях и противоречиях любви | 205 |
§ 3. Я — будущий семьянин | 216 |
1. Как самому построить свой дом | 216 |
2. Слагаемые тепла и уюта (как создать благоприятный нравственно-психологический климат в семье) | 220 |
3. Азы семейного воспитания | 225 |
Раздел IV. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ | 232 |
§ 1. Человек, его жизнь и философия жизни | 232 |
1. Что значит «философское осмысление жизни» | 232 |
2. Жизнь — это | 237 |
3. В чем смысл жизни | 241 |
4. Как стать счастливым | 245 |
5. Как жить, когда трудно | 255 |
§ 2. Человек в мире парадоксов | 261 |
1. Жизнь полна парадоксов | 261 |
2. Как разрешать жизненные противоречия | 265 |
3. Мы знаем, время растяжимо | 268 |
4. Научно-технический прогресс, цивилизация и человек | 271 |
§ 3. Явления жизни — вокруг | 277 |
1. Социальная сущность человека | 277 |
2. Человек и его дело | 281 |
3. ... и братья наши меньшие | 285 |
4. Ты и твой досуг | 288 |
5. Человек и искусство | 289 |
6. Зачем человеку музыка? Какая музыка ему нужна | 292 |
§ 4. «...не поле перейти» (о трудностях и невзгодах жизни) | 298 |
1. Человек, его здоровье и болезни | 298 |
2. «Безобразное» в природе и жизни человека | 305 |
3. В мире соблазнов | 309 |
4. Человек и его ошибки | 313 |
5. Вредные привычки или болезни | 316 |
6. Есть ли у меня враги | 321 |
7. «С кем поведешься...». Какой выбор сделаешь | 326 |
8. Человек и его судьба | 329 |
§ 5. Человек в экстремальных условиях | 331 |
1. Экстремальная ситуация: как из нее выйти | 331 |
2. Если случилась беда | 335 |
§ 6. Сам себя воспитать должен! | 341 |
1. «Научитесь приставать к себе» (А. С. Макаренко) | 341 |
2. Как себя воспитать | 345 |
ЛИТЕРАТУРА | 353 |
«ЗОЛОТАЯ ПОЛОЧКА» ВЗРОСЛЕЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА (книги, которые помогут в самопознании и самовоспитании) | 353 |
КНИГИ В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ (оригинальные идеи, конкретные технологии воспитания, организационные формы, сценарии, разработки) | 356 |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АЛЬМАНАХИ, ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СБОРНИКИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ КЛАССНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ | 358 |
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ | 359 |