Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности : учебник для студентов средних и высших учебных заведений
Год издания: 2020
Издательство: Директ-Медиа
Возрастное ограничение:
12+
Объем (стр.):
251
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: педагогика становление и развитие личности» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с развитием социально-педагогических знаний, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с развитием социально-педагогических знаний, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
Предисловие | 7 |
Раздел I. Основы становления, социализации личности | 11 |
Глава 1. Педагогика социального развития человека | 11 |
1.1. Сущность и содержание социального развития | 11 |
1.2. Особенности социального развития человека, зона ближайшего и актуального его проявления | 15 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 17 |
Литература | 18 |
Глава 2. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход | 19 |
2.1. Социализация в становлении личности как социальнопедагогическое явление | 19 |
2.2. Особенности социализации человека на разных возрастных этапах | 31 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 33 |
Литература | 33 |
Глава 3. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации, их учет в воспитательной деятельности | 35 |
3.1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации | 35 |
3.2. Учет социализации, десоциализации и ресоциализации в воспитательной деятельности | 39 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 43 |
Литература | 44 |
Глава 4. Источники и движущие силы социального развития и социализации ребенка, их учет в социальнопедагогической работе | 45 |
4.1. Источники социального развития, социализации человека | 45 |
4.2. Движущие силы социального развития, социализации человека | 48 |
4.3. Роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании | 66 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 68 |
Литература | 69 |
Глава 5. Деятельность и ее социально-педагогические возможности | 70 |
5.1. Деятельность и ее социально-педагогический потенциал | 70 |
5.2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность | 76 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 78 |
Литература | 79 |
Глава 6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека | 80 |
6.1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации | 80 |
6.2. Дезадаптация человека, ее причины, необходимость предупреждения и преодоления | 88 |
6.3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками | 95 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 96 |
Литература | 97 |
Раздел II. Норма и отклонения в социальном становлении личности | 98 |
Глава 7. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка | 98 |
7.1. Истоки формирования понимания важности учета детской субкультуры | 98 |
7.2. Сущность и содержание детской субкультуры | 100 |
7.3. Социокультурный мир ребенка и его социальнопедагогическая характеристика | 106 |
7.4. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка | 110 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 116 |
Литература | 116 |
Глава 8. Социальные отклонения в развитии и социализации человека, их причины и пути преодоления | 118 |
8.1. Норма и патология в социальном развитии и социализации человека, причины социальных отклонений | 118 |
8.2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению отклонений в социальном развитии, социализации детей и подростков | 123 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 126 |
Литература | 126 |
Глава 9. Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология | 128 |
9.1. Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание | 128 |
9.2. Основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение | 134 |
9.3. Аддикция, как фактор виктимизации несовершеннолетних и необходимость его учета | 140 |
9.4. Трудная (виктимная) жизненная ситуация для ребенка и необходимость ему социальнопедагогической помощи | 143 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 146 |
Литература | 146 |
Глава 10. Социально-педагогический подход в абилитации и реабилитации человека | 148 |
10.1. Абилитация и реабилитация человека, их назначение, сущность и содержание | 148 |
10.2. Социально-педагогическая абилитация ребенка | 155 |
10.3. Социокультурная среда абилитации и реабилитации человека | 168 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 172 |
Литература | 172 |
Глава 11. Социальное сиротство, его причины, проблемы предупреждения и преодоления | 174 |
11.1. Социальное сиротство и его проявление | 174 |
11.2. Основные причины социального сиротства | 179 |
11.3. Проблемы предупреждения и преодоления социального сиротства | 184 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 189 |
Литература | 190 |
Раздел III. Социально-обусловленная социализация растущего человека | 192 |
Глава 12. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования | 192 |
12.1. Сущность и содержание социального здоровья воспитанника | 192 |
12.2. Социально-здоровая личность воспитанника как ее комплексная характеристика | 196 |
12.3. Пути формировании социально-здоровой личности воспитанника | 200 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 206 |
Литература | 206 |
Глава 13. Ситуативная социализация (ресоциализация) несовершеннолетнего и необходимость ее стимулирования (сдерживания) | 208 |
13.1. Ситуации развития несовершеннолетнего, их социализирующее (ресоциализирующее) влияние | 208 |
13.2. Стимулирование (сдерживание) конструктивной (негативной, нежелательной) направленности социализации (ресоциализации) | 217 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 225 |
Литература | 226 |
Глава 14. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость ее стимулирования | 227 |
14.1. Сущность и содержание профессиональноориентированной социализации обучаемого | 227 |
14.2. Пути стимулирования профессиональноориентированной социализации обучаемого | 235 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 246 |
Литература | 247 |
Литература | 248 |