Основы педагогической коммуникации: учебное пособие
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В пособии раскрыто содержание курса «Педагогическая коммуникация», интегрирующего различные подходы к сущности и организации педагогического общения, использованию педагогически целесообразных методов, приемов и средств педагогической коммуникации. Также представлены примерные планы практических занятий для студентов, тематика курсовых и дипломных работ, задания для творческого экзамена по дисциплине.
Для студентов высших учебных заведений, преподавателей всех типов образовательных учреждений. Пособие может быть использовано как в рамках академических занятий, так и в самостоятельной работе студентов педагогических учебных заведений.
| Введение | 6 |
| 1. Общение. Его значение в жизни людей | 8 |
| 1.1. Сущность общения и коммуникации. Их отличие | 8 |
| 1.2. Виды общения | 15 |
| 1.3. Уровни общения | 15 |
| 1.4. Зоны общения | 18 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 19 |
| Список рекомендуемой литературы | 19 |
| 2. Содержание подготовки педагога к коммуникативной деятельности | 21 |
| 2.1. Личностные показатели, наиболее значимые для педагогической коммуникации | 21 |
| 2.2. Профессионально важные качества педагога, необходимые для общения с аудиторией | 21 |
| 2.3. Содержание и структура подготовки будущего педагога к коммуникативной деятельности | 22 |
| 2.4. Коммуникативные умения. Содержание и структура коммуникативных умений. Базовые умения профессионального общения | 26 |
| 2.5. Этапы формирования коммуникативных умений | 30 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 33 |
| Список рекомендуемой литературы | 33 |
| 3. Педагогическая коммуникация как теория информационного подхода в педагогике | 34 |
| 3.1. Педагогическая коммуникация: понятие и сущность. Цели педагогической коммуникации | 35 |
| 3.2. Основные функции педагогической коммуникации | 37 |
| 3.3. Правила педагогической коммуникации | 48 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 49 |
| Список рекомендуемой литературы | 49 |
| 4. Организация педагогического общения | 51 |
| 4.1. Этапы организации педагогического общения | 51 |
| 4.2. Стили педагогического общения | 51 |
| 4.3. Типы людей по стилю общения | 56 |
| 4.4. Формы организации общения в профессиональной деятельности педагога | 59 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 61 |
| Список рекомендуемой литературы | 62 |
| 5. Затрудненное общение | 63 |
| 5.1. Понятие о затрудненном общении | 63 |
| 5.2. Характеристика «трудного» партнера | 64 |
| 5.3. Затруднения начинающих педагогов эмоционально-коммуникативного характера | 67 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 76 |
| Список рекомендуемой литературы | 76 |
| 6. Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях | 78 |
| 6.1. Понятие конфликта | 78 |
| 6.2. Причины возникновения конфликтов | 79 |
| 6.3. Виды конфликтов | 82 |
| 6.4. Формы выражения конфликта | 84 |
| 6.5. Стадии развития конфликта | 84 |
| 6.6. Значение педагогической коммуникации в решении конфликтных ситуаций | 86 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 91 |
| Список рекомендуемой литературы | 91 |
| 7. Ораторское искусство как компонент педагогической коммуникации | 93 |
| 7.1. Понятие ораторского искусства. Ораторское искусство как компонент педагогической техники | 93 |
| 7.2. Характеристика основных элементов ораторского искусства педагога | 99 |
| 7.3. Упражнения на развитие отдельных компонентов красноречия | 108 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 123 |
| Список рекомендуемой литературы | 124 |
| 8. Актерское мастерство в педагогической коммуникации | 125 |
| 8.1. Общность и различие актерско-режиссерской и педагогической деятельности | 125 |
| 8.2. Артистизм в структуре личности педагога | 131 |
| 8.3. Основные функции педагогического артистизма | 139 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 144 |
| Список рекомендуемой литературы | 144 |
| Приложение 1. Программа курса «Педагогическая коммуникация» | 145 |
| Приложение 2. Контрольные и тренинговые задания по педагогической коммуникации | 151 |
| Приложение 3. Примерные темы курсовых и дипломных работ | 162 |
| Приложение 4. Программа творческого экзамена по педагогической коммуникации | 163 |




