Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса : сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, 12–13 апреля 2016 г, Москва, МГПУ: материалы конференций
Автор:
Год издания: 2019
Издательство: Директ-Медиа
Под редакцией:
Ключко О.И.
Объем (стр.):
774
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В сборнике представлены материалы всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», состоявшейся 12–13 апреля 2016 г. в Московском городском педагогическом университете.
Предназначен для студентов психолого-педагогических специальностей и направлений подготовки, исследователей и работников системы образования (воспитателей, учителей, педагогов-психологов, руководителей).
Текст приводится в авторской редакции.
Предназначен для студентов психолого-педагогических специальностей и направлений подготовки, исследователей и работников системы образования (воспитателей, учителей, педагогов-психологов, руководителей).
Текст приводится в авторской редакции.
| Назарова Н.М. Инклюзивное обучение в образовательном пространстве Москвы: проблемы и пути решения | 10 |
| Щебланова Е.И. Новые тенденции в изучении одаренности в XXI веке | 17 |
| СЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА | 23 |
| Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Интеллектуальная одаренность в трудах русских ученых конца ХIХ начала ХХ веков | 23 |
| Ларионова Л.И. Этический аспект работы с одаренными детьми | 28 |
| Мелик-Пашаев А.А. Одаренность как норма | 34 |
| Кашапов М.М. Креативность как предиктор реализации событийно-когнитивных компонентов субъекта | 38 |
| Попова Л.В. Проблемы профессионального развития одаренных | 45 |
| Шумакова Н.Б. Направленность исследовательского отношения у интеллектуально одаренных подростков в разных социокультурных условиях | 50 |
| Авдюнина Н.А. Развитие дивергентного и конвергентного мышления в процессе обучения учащихся | 54 |
| Азарова Л.Н. Методы развития креативности у преподавателей | 56 |
| Айгунова О.А. Феномен учебной успешности | 62 |
| Архиреева Т.В. Динамика личностно-индивидуальных творческих характеристик учащихся первых и вторых классов | 69 |
| Багдасарян Е.М. Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка методами арт-терапии и песочной терапии | 73 |
| Бандурка Т.Н., Емельянова Е.В. Особенности перцепции у старшеклассников с различным уровнем математических способностей | 77 |
| Белова Е.С. Особенности проявления трудностей в развитии одаренных дошкольников | 82 |
| Бочкина Е.В. Исследование особенностей представлений о цикличности у детей дошкольного возраста на материале авторской методики «Банки» | 85 |
| Бочкина Е.В. Роль циклических представлений в психическом развитии дошкольников | 88 |
| Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Одаренность совестью | 91 |
| Володина Е.П. Личностные особенности и профессиональные умения ведущего психологического тренинга для одаренных детей | 95 |
| Губенко А.В. Механизмы сворачивания смыслов в творческом мышлении | 98 |
| Казарина В.В. Личностные и социально-психологические проблемы подростков с проявлениями одаренности | 104 |
| Казарина В.В., Рудакова О.Н. Дополнительное образование как ресурс развития творческого потенциала одаренных детей | 108 |
| Камина С.С., Саргсян А.С. Обучение дошкольников форсайт-технологиям (на примере проекта «Уличное освещение Москвы: вчера, сегодня, завтра) | 116 |
| Кашапов М.М., Волченкова А.А. Влияние креативности подростков с разным типом психического развития на выбор стратегии поведения в конфликте | 119 |
| Кашапов М.М., Рескайя Ю.К. Взаимосвязь творческих характеристик личности учителя и типов реагирования на конфликт | 125 |
| Кашапов М.М., Солодчук О.Н. Становление творческих способностей у студентов-медиков | 130 |
| Кибальченко И.А. Признаки интеллектуальной одаренности у подростков с разным уровнем креативности | 134 |
| Комаров Р.В. Успешность учащихся: концепция, инструментарий, эмпирика | 138 |
| Комарова Н.М. Игрушка как способ введения в исследовательскую деятельность | 146 |
| Коногорская С.А. Изучение способностей к ориентировке в пространстве у современных школьников | 148 |
| Кулакевич А.В. Особенности воображения младших школьников с разным уровнем креативности | 154 |
| Кыштымова И.М., Меньщикова Е.Н. Взаимосвязь структурных компонентов вербальной и образной креативности художников | 156 |
| Ларионова Л.И., Гончарова А.С. Проблема идентификации одаренных детей | 160 |
| Ларшина Э.Л., Новикова Т.И., Осипенко Л.Е. Интеграция медиаресурсов и прикладного математического содержания как средство снижения развития клипового мышления у детей | 164 |
| Лосева С.Н. Результаты исследования возрастных особенностей музыкальности музыкально одаренных учащихся | 170 |
| Неклюдова Л.В. Межкультурное взаимодействие в образовательном учреждении (школьный опыт международного сотрудничества) | 174 |
| Нечаева А.А. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем когнитивных способностей (интеллекта и креативности) | 178 |
| Носова А.А. Развитие творческой активности младших школьников с учетом ФГОС НОО | 182 |
| Осипенко Л.Е. Концептуальные основания проектирования инженерной азбуки Шухова | 185 |
| Песков В.П. Учет гносеологических и онтологических аспектов при изучении представлений у одаренных учащихся | 190 |
| Поставнев В.М. Особенности креативной личности в зрелом возрасте | 196 |
| Таллибулина М.Т. Арт-методы в работе с проявлениями социо-эмоционального неблагополучия у младших школьников с признаками одаренности | 202 |
| Цаплина О.В. Преемственность реализации дидактических моделей исследовательского и проектного обучения дошкольников и младших школьников | 208 |
| СЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА | 215 |
| Двойнин А.М., Двойнин М.Л. Влияние личности учителя на процесс развития личности ученика | 215 |
| Литвинова С.Н. Готовность воспитателей дошкольных организаций к проектированию развивающей предметно-пространственной среды | 222 |
| Иванова Е.В. Психолого-педагогическая оценка среды детского сада в мегаполисе | 226 |
| Виноградова И.А. Навигатор профессионального развития педагога | 230 |
| Полковникова Н.Б. Почему современные молодые люди выбирают педагогическую профессию? | 234 |
| Аршинская Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов по профилактике психологического неблагополучия школьников в учебной деятельности | 237 |
| Ждан А.А. Эффективные инструменты индивидуализации и дифференциации обучения | 242 |
| Мельникова И.В. Метафора путешествия в работе школьного психолога | 250 |
| Поставнев В.М., Поставнева И.В. Духовное «измерение» психологической готовности приемных родителей | 253 |
| Бегунова Л.А., Шукова Г.В. Психологическая поддержка детей из семей с низким уровнем родительской ответственности | 256 |
| Зотова Т.В. Формирование Я-концепции ребенка в условиях неблагополучной семьи | 263 |
| Смирнова П.В. Влияние домашней среды на проявления исследовательского поведения ребенка раннего возраста, проживающего в мегаполисе | 266 |
| Карнеева О.А., Карнеев Р.К. Сиблинговые позиции подростков и детско-родительские отношения в семье | 272 |
| Поставнева И.В., Поставнев В.М. Исследование способности к сопереживанию у старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 277 |
| Сухоносов А.П., Палазюк Н.Д. Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в условиях учебно-воспитательного процесса в ДОО | 281 |
| Горбатова Е.В. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста вне занятий | 284 |
| Сухоносов А.П., Двоеглазова И.Ю. Организация театрализованной деятельности в дошкольной образовательной организации как средство формирования психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста | 287 |
| Поставнева И.В., Мучкина А.А. Условия формирования познавательной компетентности младших школьников | 292 |
| Попандопуло А.А. Коррекция гиперактивного поведения младших школьников | 295 |
| Егорова Г.Н. Особенности психологического климата коллектива в младшем школьном возрасте | 299 |
| Карнеева О.А., Карнеев Р.К. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в приюте | 301 |
| Курносова Я.В., Кудусова Т.Х. Исследование представления о психологическом пространстве личности у младших школьников | 305 |
| Мирошникова Т.А. Диагностика отношения младших школьников к телевизионной рекламе | 310 |
| Павленко Т.А. Психологические предикторы агрессивного поведения подростков | 313 |
| Кривова В.А. Тьютерство как технология обучения студентов процессу сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников | 317 |
| СЕКЦИЯ 3. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ | 321 |
| Штылева Л.В. Причины и уроки перехода к полодифференцированному обучению в советской школе 1943-1954 гг | 321 |
| Столярчук Л.И., Столярчук И.А., Семенов В.Я. Потенциал гендерного подхода в условиях трансформации образования | 327 |
| Гусева Ю. Е., Гринева В. П. Опыт обучения в однородном по полу коллективе | 332 |
| Мазурок И.А. Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации | 338 |
| Галанова И.В. Опыт формирования представлений о женщине-предпринимателе у студентов экономического профиля | 344 |
| Чекалина А.А. Ролевое поведение родителей как фактор гендерной идентичности ребенка | 348 |
| Петрушихина Е.Б. Влияние ролевого репертуара родителей на детско-родительские отношения студентов: гендерный аспект | 354 |
| Самосадова Е.В., Парчайкина О.В. Особенности агрессивности и тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста | 358 |
| Хатина Я.А. Взаимосвязь психологических границ и стратегий поведения в конфликтах у младших школьников: гендерный аспект | 363 |
| Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности в юношеском возрасте: результаты и эффекты | 366 |
| Каменская Е.Н. Гендерный подход в развитии психологической безопасности личности в образовательном пространстве вуза | 372 |
| Ключко О.И. Целевые ориентиры полоролевой социализации в отечественном образовании | 375 |
| СЕКЦИЯ 4. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ | 383 |
| Акименко А.К. Сказкотерапия в социализации дошкольника | 383 |
| Бабиева Н.С., Звонова Е.В., Гончарж Т.В. Символика сказки и ситуация выбора у детей дошкольного возраста | 385 |
| Васильева Ю.С. Произведения детской литературы как средство формирования эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста | 388 |
| Ганичева А.Н. О безопасности и сертификации услуг домашнего педагога в образовательном пространстве мегаполиса | 392 |
| Крулехт М.В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в образовательном пространстве мегаполиса | 396 |
| Кремнева Е.В. Эмоциональные переживания ребенка при переходе из детского сада в Школу | 400 |
| Куракова А.Р. Постановка проблемы: генезис социальной компетентности ребенка | 403 |
| Курганова Е.А. Социо-моральная компетентность дошкольника | 407 |
| Лаврухина О.В. Развитие эмоционального интеллекта старшего дошкольника как условие его успешной социализации | 412 |
| Листик Е.М. Школа для родителей как одна из форм организации сотрудничества детского сада и семьи в современном мегаполисе | 416 |
| Ромашова В.А. Реализация социального проекта как средство формирования ранней профессиональной ориентации у младших дошкольников | 419 |
| Седун О.В., Шаграева О.А. Национальный воспитательный идеал и реалии отечественного образования | 422 |
| Семенова Т.А. Подвижные игры как средство социализации детей дошкольного возраста | 428 |
| Толстикова С.Н. Организация педагогического партнерства как фактор повышения качества дошкольного образования | 431 |
| Травинова Г.Н. Критерии готовности к социально-психологической адаптации у будущих первоклассников в современных условиях | 435 |
| Харитонова Е.В. Личностные факторы психологического здоровья старшего дошкольника | 438 |
| Цаплина О.В. Роль индивидуализации образовательной среды в позитивной социализации дошкольника | 442 |
| Шаграева О.А. Дошкольное образование: инновационный подход к реорганизации | 446 |
| СЕКЦИЯ 5. СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И РЕСУРСЫ | 451 |
| Павленко Т.А. Актуальные вопросы реализации ФГОС | 451 |
| Багринцева Н.Д. Технологии деятельностного подхода в развитии детей на всех уровнях общего образования – требование ФГОС и направление инновации образовательного уклада школы | 456 |
| Азарова Л.Н. О проблеме оценивания образовательных результатов | 460 |
| Кирсанова В.Г. Послушание как педагогическая цель. К вопросу о противоречиях между требованиями к образовательному процессу в ДОО и его реалиями | 463 |
| Севостьянова М.М. Мотивационная готовность педагогов дошкольной образовательной организации к инновационной деятельности | 468 |
| Бизяева Н.Д. Аудит и анализ рисков безопасности информационной образовательной среды школы | 474 |
| Кулабухов А.Е. Информационная среда в развитии современных дошкольников: образовательный потенциал и опасность | 480 |
| Караблина О. В. Детские мультфильмы и современный ребенок: разговор с родителями | 485 |
| Павленко Т.А., Савинова А.П. Возрастные особенности восприятия мультфильмов в дошкольном возрасте | 491 |
| Мочалина А.А. Использование IT-технологий в развитии современного дошкольника | 495 |
| Панина А.О. Реализация инклюзивного образования: трудности и успехи | 501 |
| Журавлева Е.А. Поддержка педагогом инициативы дошкольников в непосредственно образовательной деятельности | 507 |
| Фадюхина О.В., Преснова О.С. Возможности использования средств современной коммуникации в проектной деятельности старших дошкольников (из опыта работы дошкольной образовательной организации) | 513 |
| Ильина Н.В. Оптимизация сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников при реализации Федерального государственного образовательного стандарта | 519 |
| Полковникова Н.Б., Казакова Н.В. Нуждается ли современный дошкольник в социальной успешности: мнения родителей и педагогов | 525 |
| Прохорова К.О. Нравственное воспитание дошкольников в процессе совместной театрализованной деятельности | 529 |
| Козлова А.А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста | 533 |
| Никитина Т.А. Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования | 537 |
| Поливанова Н.И., Ривина И.В. Развитие способности к взаимодействию и преодолению разногласий у учащихся начальной школы | 540 |
| Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного образования | 545 |
| Миронова И.А. Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника | 549 |
| Андреева А.Д. Семья в пространстве образовательных смыслов современной российской школы | 550 |
| Фролова П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностно-ориентированного содержания образования в процессе внедрения компетентностного подхода | 557 |
| Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления младших школьников как условие преодоления когнитивного диссонанса в процессе изучения русского языка | 563 |
| Улановская И.М. О некоторых метапредметных результатах НОО у учащихся 5 классов | 567 |
| Кирина И.И. Организация образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования | 572 |
| Цаплина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада (на основе ФГОС ДО) | 577 |
| СЕКЦИЯ 6. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ | 582 |
| Белых С.Л. Москва как пространство творческого развития и самореализации | 582 |
| Погодина С.В. Арт-коворкинг в условиях творческой социализации и индивидуализации ребенка | 586 |
| Быкасова Л.В. Социогенетический код педагогики искусства | 592 |
| Воронина С.А., Рыбалко Е.А. Пути и средства социокультурного развития подростков в детской художественной школе (из опыта работы МБУДО ДХШ г. Щелково) | 599 |
| Евсина Н.Б. Переписка учащихся начальной школы с американскими школьниками как пролонгированная художественно-языковая практика | 605 |
| Марданян Н.Г., Белых С.Л. Развитие слушательской культуры учащихся в общеобразовательной школе с углубленным изучением музыки и хореографии | 611 |
| Попова Е.Н., Кожевникова Т.В. Народно-танцевальная культура как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста в системе подготовки педагога-хореографа | 619 |
| Безуленко М.А., Рылова Л.Б., Маханова И.А. Формирование проектной компетентности на материале искусства в формах внеурочной деятельности (подростки) | 623 |
| Макаров Е.В. Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью мультимедийных технологий | 626 |
| Кошаев В.Б. Феноменология искусства как инструмент формирования Картины Мира | 632 |
| СЕКЦИЯ 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА | 639 |
| Шнейдер Л.Б. Педагог-психолог и работа с различными категориями молодых родителей | 639 |
| Рассказова И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений с застенчивостью младших школьников | 645 |
| Турутина Е.С. Наказание ребенка в аспекте проблемы домашнего насилия: опыт реализации проекта «Академия осознанного родительства» | 651 |
| Мартьянова Г.Ю. Модель in vivo в практике возрастно-психологического консультирования | 656 |
| Мартьянова Г.Ю., Малышева И.А. К вопросу об эффективности онлайнпсихологической помощи родителям | 661 |
| Беляева Т.Б., Беляева П.И. Снижение степени эмоционального переживания страхов в дошкольном возрасте методами арт-терапии | 665 |
| Жукова И.В. Система психологического сопровождения старшеклассников при подготовке к государственной итоговой аттестации | 671 |
| Скипенко Л.С. Сопровождение учащихся СПО с целью адаптации и повышения потенциала | 674 |
| Дергачева Е.С. Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка в условиях интернатного учреждения | 679 |
| Подрядчикова О.Ю. Смысложизненные ориентации подростков-сирот: особенности и направление социально-психологической адаптации | 684 |
| Шишинина Н.А. Развитие межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста как средство социально-психологической помощи и поддержки | 689 |
| Андриянова М.Е. Психолого-педагогическая поддержка формирования исследовательских компетенций у студентов | 693 |
| Квитко О.Д. Возможности дидактических упражнений и игр с использованием песка в работе школьного логопеда | 697 |
| Филичева О.Н. Логопедическая помощь дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения | 700 |
| Шириязданова З.Т. Речевое и коммуникативное развитие детей, имеющих нарушения слуха, в театрализованной деятельности | 703 |
| Угольникова Е.Н. Конфликтологическая компетентность субъектов образовательного процесса | 709 |
| Харламова К.С. Современные проблемы профилактики конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста | 712 |
| Калугина Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в процессе работы со сказкой | 717 |
| Голубева Е.Д. Воспитание трудолюбия как фактора социальной активности у детей старшего дошкольного возраста | 721 |
| Волобуева В.С. Развитие коммуникативных компетенций у старших дошкольников | 725 |
| Алексеев А.Г. Социальная фасилитация как фактор активизации учебно-познавательной мотивации у подростков | 729 |
| Глебова С.М. Взаимосвязь чувства одиночества и академической успешности в подростковом возрасте | 733 |
| Егорова Т.Н., Попова Т.Н. Особенности восприятия чувства юмора у подростков | 738 |
| Поставнев В.М., Арушунян Л.Э., Голик О.А., Гоц А.В., Короткевич Ю.В., Краснятова Ю.А., Кумров А.А., Меньшикова Ю.А., Никифорова В.В., Чижикова Д.Д. Представления студентов мегаполиса о браке | 744 |
| Фомин А.А. Особенности гражданского мировосприятия молодежи в зависимости от типа социальной активности | 750 |
| Наумова Д.В., Канашина А.А. Уровень осведомленности о России в структуре гражданского мировосприятия в старшем дошкольном возрасте | 754 |
| Егоров И.В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса | 759 |
| Панкина А.А. Инновационный потенциал личности учителя в современном образовательном пространстве | 765 |
| Донскова М.Г. Развитие смысложизненных ориентаций студентов колледжа | 768 |




