Начальное лингвориторическое образование : методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, алгоритмы: учебно-методическое пособие
Методика преподавания языка/языков
Теория и методика преподавания русского языка
Педагогика и методика преподавания
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Предлагаемое учебно-методическое пособие, апробированное в образовательном процессе социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета в течение ряда лет, включает таблицы, схемы, планы анализа уроков, памятки-алгоритмы, установочные материалы и рекомендации к педагогической практике, по организации работы над курсовым и дипломным сочинением, что помогает упорядочить теоретические знания студентов и организовать их практическую учебную деятельность. Концепция лингвориторического образования, положенная в основу данного пособия, позволила внести определенные коррективы в традиционную структуру курса методики по принципу его изоморфизма структуре лингвориторической и литературоведческой компетенций языковой личности, в совокупности образующих филологическую компетенцию. В пособии реализованы ведущиедидактические принципы преемственности и перспективности, обеспечивающие систему непрерывного лингвориторического образования.
Адресовано студентам, обучающимся по направлению бакалавриата 050100 «Педагогическое образование», профили «Начальное образование», «Русский язык», «Русский язык и литература», «Русский язык, английский язык», преподавателям университетов и педагогических учебных заведений, учителям начальной школы, учителям-словесникам средней школы.
| Предисловие к 2-му изданию | 3 |
| От автора | 4 |
| Введение | 17 |
| Профессионально-методическая компетенция учителя русского языка: дидактический треугольник | 17 |
| Схема процесса приобретения профессионально-методической компетенции при изучении, курса | 18 |
| Общие принципы обучения в рамках дидактического треугольника | 18 |
| Дидактические принципы в структуре педагогического процесса | 19 |
| Язык — речь — речевая деятельность | 20 |
| Базовые риторические категории | 22 |
| Психолингвистическая сущность риторического канона | 23 |
| Риторическая взаимосвязь продуктивной и рецептивной речевой деятельности | 23 |
| Структура отечественного речевого идеала | 24 |
| Методология образовательного процесса на уроках языка и речи | 25 |
| Структура интегральной лингвориторической компетенции языковой личности | 26 |
| Иерархия принципов обучения русскому языку | 27 |
| Раздел I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ | 29 |
| План анализа урока чтения в период обучения грамоте | 30 |
| Алгоритм оформления конспекта урока чтения в период обучения грамоте | 33 |
| План анализа урока письма в период обучения грамоте | 37 |
| Раздел II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ | 41 |
| «Русский язык» как учебный предмет в его соотношении со структурой языковой личности учащегося | 42 |
| Лингвориторическая образовательная программа: основы проектирования | 44 |
| Становление обучающегося как сильной языковой личности демократического типа в процессе реализации системы лингвориторического образования | 45 |
| Лингвориторико-культурологическая образовательная программа как педагогический феномен | 46 |
| Характеристика механизмов реализации лингвориторической компетенции | 49 |
| Направления лингвориторической диагностики развития учащегося как языковой личности: стартовый уровень | 52 |
| Виды разбора на уроках русского языка (речи) и их вклад в формирование интегральной лингвориторической компетенции учащихся | 58 |
| Типология ошибок речи как модель антикультуры языковой личности | 60 |
| Основные причины речевых ошибок учащихся | 65 |
| Коммуникативные качества речи как требования к речи школьников и критерии оценки устных и письменных высказываний | 66 |
| Риторические идеи, обсуждаемые на речевых уроках | 67 |
| Соотношение лингвистического, психолингвистического и лингвориторического подхода к развитию речи | 67 |
| Стилистические основы речевой работы | 69 |
| Стилевые разновидности речи, изучаемые в начальной школе | 69 |
| Формирование текстовой субкомпетенции | 70 |
| Функционально-смысловые типы речи | 70 |
| Образец календарно-тематического планирования формирования лингвориторической компетенции младших школьников на уроках русского языка (речи) | 71 |
| Стандартный минимум содержания начального образования: коммуникативная и текстовая субкомпетенции | 72 |
| Типология речевых уроков и рекомендации по подготовке конспектов | 74 |
| Изложение и сочинение как результат комплексной работы механизмов реализации лингвориторической компетенции | 75 |
| Стандартный минимум содержания начального образования: языковая субкомпетенция | 84 |
| Обучение фонетико-графическим операциям | 87 |
| Развитие акционального механизма письменной речи | 89 |
| Памятка для ученика «Я развиваю орфографическую зоркость» | 90 |
| Памятка «Я провожу диктант» | 91 |
| Индивидуально-дифференцированное исправление орфографических ошибок | 92 |
| Обучение морфемно-словообразовательным операциям | 92 |
| Общие требования к уроку русского языка | 93 |
| План анализа урока русского языка | 94 |
| Алгоритм подготовки к уроку русского языка | 96 |
| Алгоритм оформления конспекта урока русского языка | 100 |
| Комментарий к типовой структуре урока русского языка | 104 |
| Образцы тестов по русскому языку | 105 |
| Памятка «Я провожу внеклассную работу по русскому языку» | 118 |
| Раздел III. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ | 123 |
| Единая система литературного образования и речевого развития школьника как языковой личности | 124 |
| Динамика формирования текстовой субкомпетенции (чтение) | 128 |
| План анализа урока детской литературы | 133 |
| Схема психолого-педагогического анализа урока детской литературы | 135 |
| Алгоритм подготовки к уроку детской литературы | 139 |
| Алгоритм оформления конспекта урока детской литературы | 141 |
| Памятка «Я провожу аналитико-синтетическую работу с художественным произведением» | 146 |
| Виды синтетической работы с текстом на уроках детской литературы (алгоритмы для учащихся) | 152 |
| Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения сказки» | 155 |
| Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения басни» | 160 |
| Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения научно-познавательной литературы» | 163 |
| Памятка-алгоритм «Я провожу урок чтения стихотворения» | 164 |
| Элокутивный анализ текста: изобразительно-выразительные средства | 169 |
| Памятка-алгоритм «Я использую наглядность на уроках детской литературы» | 170 |
| Памятка «Я организую самостоятельную работу на уроках детской литературы» | 173 |
| Памятка-алгоритм «Техника чтения: контроль и учет» | 175 |
| Раздел IV. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: УСТАНОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 177 |
| Структура отчета по МПРЯ за период методической практики | 178 |
| Саморекомендации по подготовке конспектов уроков | 183 |
| Общедидактические критерии оценки учебной и внеклассной работы | 186 |
| Схема проведения итоговой конференции по методической практике | 187 |
| Структура отчета за период педагогической практики «Первые дни ребенка в школе» | 188 |
| Стажерская (исследовательская) практика | 189 |
| Основные направления работы по русскому языку и детской литературе в период практики | 191 |
| Форма отчета по стажерской исследовательской практике | 193 |
| Алгоритм «Я провожу научно-исследовательскую работу по методической проблеме» | 195 |
| Научно-методическая проблематика «Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система» | 195 |
| Лингвориторическая модель языковой личности | 199 |
| Направления комплексного анализа организации работы по развитию речи в школе | 200 |
| Требования к ведению исследовательской работы в период педагогической практики | 205 |
| Раздел V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ СОЧИНЕНИЕМ | 207 |
| Основное назначение курсовой работы | 208 |
| Базовый алгоритм «Я выполняю курсовую работу» | 208 |
| Алгоритм «Я структурирую курсовую работу» | 208 |
| Критерии оценки курсовой работы | 210 |
| Этапы подготовки курсовой работы | 211 |
| Образцы тем курсовых работ лингвориторической проблематики | 212 |
| Оформляю курсовую (дипломную) работу | 214 |
| Методы педагогического исследования | 215 |
| От курсового сочинения — к дипломному. Сравнительная характеристика | 216 |
| Алгоритм выполнения дипломной работы | 217 |
| Примерное распределение объема дипломной работы | 219 |
| Разработка программы эксперимента | 219 |
| Алгоритм проектирования инновационного педагогического процесса | 220 |
| Образцы оглавлений дипломных работ по методике преподавания русского языка | 223 |
| РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА | 231 |
| I. Школа первой ступени | 231 |
| Основная литература | 231 |
| Программы, школьные учебники | 234 |
| II. Школа второй ступени | 235 |
| Основная литература | 235 |
| Программы | 236 |
| Школьные учебники | 236 |
| Вспомогательные материалы к учебникам | 237 |
| Пособия для углубленного изучения русского языка | 238 |
| Научно-популярная литература для учащихся | 239 |
| Лингвориторическое образование: базовые определения | 240 |




