Тонкий мир смыслов художественного (прозаического) текста : методологический и теоретический очерк лингвопоэтики: монография
Автор:
Климовская Г. И.
Год издания: 2022
Издательство: ФЛИНТА
Объем (стр.):
167
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
В монографии декларируется и на фактах истории русской литературы ХХ века доказывается положение о том, что в художественной структуре литературного произведения (в контексте общехудожественного направления - модернизма) зарождается и вызревает новая, дополнительная строевая часть (уровень) - т.н. речевая художественная форма, отдельная от содержания, собственно литературной формы и языковой "упаковки" произведения. Как таковая, речевая художественная составляет предмет особой филологической дисциплины - лингвопоэтики.
Монография рассчитана на филологов разных "конфессий" и профессиональных статусов.
Монография рассчитана на филологов разных "конфессий" и профессиональных статусов.
От автора | 3 |
Глава I. Теоретические (эстетические) и методологические основы лингвопоэтики как науки о речевой художественной форме литературно-художественного произведения | 6 |
§ 1. Литературно-художественное произведение как объект филологической науки | 6 |
§ 2. Общие объект и широко понимаемый предмет литературоведения и лингвопоэтики | 15 |
§ 3. Предмет литературоведения | 17 |
§ 4. Предмет лингвопоэтики | 17 |
Глава II. Генезис и краткая история модернизма в русской литературе XX века (лингвопоэтический аспект) | 22 |
§ 1. Генезис основных художественных идей и принципов модернизма | 22 |
§ 2. Расстановка сил в литературном процессе России XX века | 27 |
§ 3. Возникновение в структуре литературного произведения XX века речевой художественной формы как его отдельного художественного уровня | 35 |
Глава III. Из истории изучения речевой художественной формы литературно-художественного произведения в отечественной филологии | 44 |
§ 1. Первые реакции на феномен речевой художественной формы (конец XIX - начало XX века) | 44 |
§ 2. Дискуссии 30-х и 70-х годов XX века | 46 |
§ 3. М.М. Бахтин о содержании, форме и материале в структуре литературного произведения | 49 |
Глава IV. Артема как структурная и художественно-смысловая единица речевой художественной формы произведения | 54 |
§ 1. Артема как единица речевой художественной формы произведения | 54 |
§ 2. Феномен художественно значимого отклонения от объективно-языкового норматива | 56 |
§ 3. Феномен «приращения» художественного смысла как ценностное ядро артемы | 62 |
§ 4. Художественно-смысловая структура артемы | 65 |
§ 5. Способы артистизации слова и словосочетания как объективно-языковой основы артемы | 68 |
§ 6. Функции артемы в художественном тексте | 71 |
Глава V. Артема и ее ближайшее текстовое окружение. Феномен текстемы | 72 |
§ 1. Феномен текстемы как полноструктурной единицы речевой художественной формы произведения | 72 |
§ 2. Функциональное (эстетическое) различие артем и фоновых элементов текстемы | 74 |
§ 3. Художественный потенциал лексического и словосочетательного материала русского языка | 77 |
Глава VI. Объективная норма языка и повествовательная (беллетристическая) норма художественной литературы как вида искусства (лингвопоэтический аспект) | 80 |
§ 1. Беллетристическая норма: постановка вопроса | 80 |
§ 2. Учение В.В. Виноградова о нормативном пространстве художественной литературы (лингвопоэтический аспект) | 81 |
§ 3. Иерархия норм, регламентирующих выработку речевой художественной формы произведения | 83 |
§ 4. Источники информации о беллетристической (повествовательной) речевой норме | 86 |
Глава VII. Феномен выделения-выдвижения художественно активизированных единиц произведения искусства как фундаментальный общеэстетический принцип | 90 |
Глава VIII. Национальный язык как источник языкового материала для литературного произведения | 97 |
§ 1. Специфика языка как речевого материала литературного произведения | 97 |
§ 2. Функциональная структура (состав) национального языка как источника языкового материала для речевой художественной формы произведения (эстетический аспект) | 100 |
§ 3. Троякий эстетический статус и тройная художественная функция нормативного языкового материала в структуре литературного произведения | 107 |
Глава IX. Словосочетание в лингвопоэтическом аспекте | 109 |
§ 1. Семантические и функционально-стилевые типы устойчивых словосочетаний русского языка | 109 |
§ 2. Оборот речи | 113 |
§ 3. Фразеологизмы в художественном тексте | 118 |
§ 4. Беллетризм как единица художественного текста: сущность и функции | 120 |
§ 5. Система словосочетаний, используемых в художественных текстах | 128 |
Глава X. Методология и методика лингвопоэтического анализа художественного текста | 129 |
§ 1. «Стилистический эксперимент» (по A.M. Пешков-скому - Л.В. Щербе) как метод лингвопоэтического анализа | 129 |
§ 2. Социокультурный генезис центральной процедуры лингвопоэтического анализа | 133 |
§ 3. Специфика артемы как объекта исследования | 135 |
§ 4. Прием и средство создания артемы: методический аспект | 137 |
§ 5. Типология приемов создания артемы | 139 |
§ 6. Опыт (иллюстрация) лингвопоэтического анализа строки художественного текста | 142 |
Глава XI. Социокультурная природа и содержание лингвопоэтического комментария к литературно-художественному произведению | 145 |
§ 1. Содержание и методика лингвопоэтического комментария | 145 |
§ 2. Специфика лингвопоэтического знания | 147 |
Заключение | 150 |
Приложение. Речевая художественная форма рассказа В.Н. Макшеева «Всё от войны» | 154 |
Литература | 157 |