Развитие интереса учащихся к традициям отечественной духовной культуры: монография
Год издания: 2019
Издательство: ФЛИНТА
Научный редактор:
Макаров В.И.
Объем (стр.):
400
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Цель работы — показать читателю широчайшую проблематику филологической науки, высветить интереснейшие аспекты, которые разрабатываются ею и которые способны углубить практические познания учащихся в филологии, в овладении речевой культурой, речевым этикетом и пр. Дело учителя — самому выбрать или дополнить комплекс наиболее интересных материалов.
Для учителей, учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей, для всех, кому дорого будущее России.
Для учителей, учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей, для всех, кому дорого будущее России.
ПРЕДИСЛОВИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ | 18 |
ГЛАВА 2. НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЛОЛОГИИ | 22 |
2.1. Потенциальные возможности развития интереса к изучению русского языка и литературы в начальной школе | 22 |
2.2. Приемы развития интереса к русскому языку в средней школе | 30 |
2.2.1. Активизация интереса к фонетике и орфоэпии | 30 |
2.3. Формирование и углубление интереса к русскому языку на материале морфемики и словообразования | 37 |
2.4. «Тайники» лексики и фразеологии русского языка неисчерпаемы | 49 |
2.4.1. Значимость исследования заимствований для реконструкции истории народа | 54 |
2.4.1.1. Старославянизмы (церковнославянизмы) и их функции в русском языке | 59 |
2.4.1.2. Из истории русско-украинских культурных и языковых связей | 67 |
2.4.1.3. Заимствования из других языков | 72 |
ГЛАВА 3. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА | 87 |
3.1. Этнонимы, топонимы и гидронимы как свидетели истории Руси | 87 |
3.2. «Что в имени тебе моем?..» | 96 |
3.3. «Наш народ на прозвища мастер...» (И.С. Тургенев) | 101 |
3.4. Имена собственные в художественном тексте | 105 |
ГЛАВА 4. ПУНКТУАЦИЯ — НАШ НЕЗАМЕНИМЫЙ ПОМОЩНИК В ПИСЬМЕННОМ ОБЩЕНИИ | 109 |
ГЛАВА 5. НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЛОВАРЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА | 113 |
ГЛАВА 6. КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК | 128 |
6.1. Народная культура и русский язык | 129 |
6.1.1. Символика восточных славян | 137 |
ГЛАВА 7. СВЕТСКАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК | 151 |
7.1. Тематические группы лексики как значимый источник познания истории культуры общества | 158 |
ГЛАВА 8. ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОМ ЭТИКЕТЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ | 172 |
8.1. Этикет дореволюционной эпохи | 173 |
8.2. «Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами» (А.С. Пушкин) | 184 |
8.2.1. «Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила...» | 192 |
8.3. Современный русский речевой этикет | 199 |
8.3.1. «Грубое слово попадает в сердце и нередко валит человека наповал...» (Ф.Г. Углов) | 203 |
ГЛАВА 9. ЧИТАЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, МЫ ПОЗНАЕМ ЭСТЕТИКУ РЕЧИ | 207 |
9.1. Средства, создающие эстетику художественной речи | 207 |
9.2. Отражение звучащего слова в художественном тексте | 219 |
ГЛАВА 10. «МЫ, РАВНОДУШНЫЕ К ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, ЛИШАЕМ СЕБЯ ОДНОГО ИЗ ВЫСШИХ НАСЛАЖДЕНИЙ» (А.П. ЧЕХОВ) | 221 |
10.1. Качества речи, способствующие успешному воздействию на собеседника | 223 |
10.1.1. Орфоэпия — наиболее яркий показатель речевой эстетики | 224 |
10.1.2. Правильность речи | 228 |
10.1.3. Точность речи | 233 |
10.1.4. Уместность речи | 236 |
10.1.5. «Острота разума обширных изъяснений не терпит...» (А.П. Сумароков) | 240 |
10.1.6. Богатство речи | 241 |
10.1.7. Выразительность речи | 242 |
ГЛАВА 11. НАРОДНОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН | 246 |
11.1. «В наших краях знают толк в пении...» (И.С. Тургенев) | 246 |
ГЛАВА 12. «ОДНОЙ ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ, НО И ОНА МЕЛОДИЯ» (А.С. ПУШКИН) | 258 |
12.1. «Она поет — и звуки тают, как поцелуи на устах» (М.Ю. Лермонтов) | 258 |
12.2. «Смычок касается души...» (Юрий Башмет) | 266 |
12.3. Опера и классическая музыка — стремление человека оторваться от земли | 271 |
12.4. Печальны результаты наших научных расследований | 276 |
12.5. «Евгений Онегин» в стиле рэп уже пробрался и в нашу школу, или «Верни мне музыку — без музыки тоска» | 279 |
12.6. И все же: «Мы нежность, мы вечная нежность друг друга...» | 285 |
ГЛАВА 13. МЫ ТАК МАЛО ЕЩЕ ЗНАЕМ О ТВОРЦАХ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ | 288 |
13.1. «Пушкин доступен только глубокому чувству...» (В.Г. Белинский) | 289 |
13.2. За что А.С. Пушкину доставалось от критиков | 293 |
13.3. «Вся молодежь пошла говорить гоголевским языком...» (В.В. Стасов) | 296 |
13.4. Статьи и письма писателей — ценный источник изучения не только их взглядов, но и истории языка | 305 |
13.4.1. Ф.И. Тютчев о взаимоотношениях Запада и Востока | 305 |
13.4.2. Значение творчества писателей для познания истории языка | 311 |
ГЛАВА 14. ЕЩЕ МЕНЬШЕ МЫ ЗНАЕМ О ЖИЗНИ ТВОРЦОВ НАУКИ О ЯЗЫКЕ | 319 |
ГЛАВА 15. «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК САМ ПИШЕТ СЦЕНАРИЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ» (Б. ЭЙФМАН) | 325 |
15.1. Для тех, кто хочет стать филологом | 327 |
15.1.1. Текстология и научная эвристика — надежные помощники филолога | 327 |
ГЛАВА 16. ТРУДНЕЕ УЧИТЕЛЮ — ЛЕГЧЕ УЧЕНИКУ | 339 |
16.1. Учителю не «бояться» быть эмоциональным | 339 |
16.2. «Ужели слово найдено?..» | 343 |
16.3. О вкусах — спорить и учить спорить! | 348 |
ГЛАВА 17. ВОЗЗВАНИЕ К РОДИТЕЛЯМ. КРАСОТА, БЫТЬ МОЖЕТ, И СПАСЕТ МИР, НО ТОЛЬКО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ | 351 |
СПИСКИ ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ | 354 |
ЛИТЕРАТУРА | 356 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 377 |
Приложение 1. Словари, способствующие развитию духовной культуры общества | 377 |
Приложение 2. Произведения российских композиторов на сюжеты русской литературной классики | 392 |
Приложение 3. Произведения для начального приобщения к классической музыке | 394 |