Вселенские Соборы: монография
Год издания: 2019
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
631
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Автор этой работы – богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель, профессор Антон Владимирович Карташев (1875–1960 гг.). В 1919 г. он покинул Россию, став активным деятелем русской эмиграции. Там, в Париже в 1963 г. увидел свет один из его главных трудов – книга «Вселенские Соборы». Вселенские Соборы, являющие собой собрания высшего духовного сословия, разрабатывали и определяли всю систему вероучений, формируя канонические нормы и правила, рассматривали богословские концепции, вырабатывали способы борьбы с ересями. В книге всесторонне рассмотрена эпоха и история Вселенских Соборов, начиная со знаменитого Никейского (325 г.) и кончая Парижским Собором 825 года. История Вселенских Соборов представлена на широком фоне социально-политической и культурной жизни эпохи, когда в европейской истории шел процесс перехода от поздней Античности к Раннему Средневековью, и происходила закладка политических, экономических, социальных и духовных основ цивилизации.
| Предисловие | 10 |
| I. Вселенский собор в Никее 325 г | 12 |
| Арианство | 12 |
| Внешний ход событий | 23 |
| Антиохийский собор 324–325 гг | 32 |
| Вселенский собор в Никее | 35 |
| Процедура собора | 39 |
| Пределы Никейского богословствования | 44 |
| Непосредственные итоги Никейского собора | 47 |
| Антиникейская реакция. Отступление Константина | 48 |
| Борьба св. Афанасия | 53 |
| Тирский собор 335 г | 57 |
| Маркелл Анкирский | 61 |
| Богословствование Маркелла | 63 |
| После Маркеллова соблазна | 67 |
| Наследники Константина | 67 |
| Интервенция папы Юлия | 69 |
| Антиохийский собор 341 г | 75 |
| Итоги Антиохийских соборов | 80 |
| Сердикский собор 342–343 гг | 81 |
| Сердикский собор без «восточных» | 83 |
| Фотин | 85 |
| Церковная политика Констанция | 86 |
| Сирмийские формулы | 88 |
| Собор 353 г. в Арле | 89 |
| Миланский собор 355 г | 89 |
| Погоня за Афанасием | 91 |
| 2-я Сирмийская формула и ее последствия | 93 |
| Группировки «восточных» | 94 |
| Аномеи | 95 |
| Поворот «восточных» к Никее: омоусиане | 97 |
| «Вселенский собор» в Ариминиуме – Селевкии | 99 |
| B Селевкии Исаврийской (359 г.) | 103 |
| Александрийский собор 362 г | 114 |
| Антиохийский Павлинианский раскол | 115 |
| Борьба партий после Юлиана | 119 |
| Свобода борьбы партий | 120 |
| Церковная политика Валента (364–378 гг.) на востоке | 121 |
| Переход омиусиан к Никейской вере | 123 |
| Предварительный собор в Тианах | 125 |
| Пневматомахи | 125 |
| Изживание арианства на западе | 128 |
| Великие каппадокийцы | 129 |
| Организаторский подвиг Василия Великого | 136 |
| Помеха делу – Антиохийский раскол | 140 |
| Евстафий Севастийский | 143 |
| Победа православия | 146 |
| II. Вселенский собор в Константинополе 381 г | 148 |
| Никео-Цареградский символ | 160 |
| Церковная политика Феодосия I Великого после собора 381–382 гг | 167 |
| Арианство у готов | 170 |
| Арианство на западе | 171 |
| Переходное время от триадологических споров к христологическим. Положение церкви в Малой Азии | 175 |
| Сирия. Антиохия | 177 |
| Попытки ликвидации Антиохийской распри | 178 |
| Иерусалимская церковь | 179 |
| Начальная история монашества | 181 |
| Блаженный Иероним | 188 |
| Оригенистские споры | 190 |
| Государственная обстановка | 201 |
| Св. Иоанн Златоуст | 202 |
| Смута в церкви из-за насилия над Златоустом | 215 |
| Христологические споры | 221 |
| Аполлинарий Лаодикийский | 223 |
| Христология у возражателей Аполлинарию | 226 |
| Антиохийская христология (Диодор Тарсский и Феодор Moпсyестийский) | 227 |
| Несторианство | 231 |
| Св. Кирилл Александрийский | 237 |
| III. Вселенский собор 431 г | 245 |
| Открытие III-го Вселенского Ефесского собора 431 г | 255 |
| Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г | 266 |
| Согласительное исповедание 433 г | 268 |
| Новая полоса борьбы школ антиохийской и александрийской | 276 |
| Феодор Мопсуестийский | 279 |
| Монофизитство | 282 |
| Ефесский Вселенский собор 449 г. («Разбойничий» – «Latrocinium Ephesinum») | 290 |
| IV. Вселенский собор 451 г. в Халкидоне | 298 |
| Конец Нестория | 299 |
| Халкидон (451 г.) | 304 |
| Победа 28-го правила Халкидонского собора в истории | 333 |
| Халкидонская проблема в понимании русских мыслителей | 337 |
| Монофизитство востока после Халкидона | 344 |
| Волнения в Палестине | 347 |
| B Египте | 349 |
| Перемены на троне и шатания императоров | 350 |
| Императоры Зинон (474–491 гг.) и Василиск (475–476 гг.). 1-е отступление от Халкидонского собора | 352 |
| Энкиклион (475 г.) | 352 |
| Падение Василиска и возвращение Зинона (476 г.). Поворот к Халкидону | 353 |
| Второе отступление от Халкидона | 356 |
| Энотикон (Ενωτικον) | 357 |
| 35-летнее разделение церквей (484–519 гг.) из-за Энотикона | 360 |
| Рост монофизитства в Константинополе. Севир | 361 |
| Конец 34-летнего раскола с Римом (484–518 гг.) | 363 |
| Конец разрыва | 364 |
| Движение монахов-скифов | 368 |
| Первый приезд римского папы в Константинополь | 371 |
| Император Юстиниан I Великий (527–565 гг.) и V Вселенский собор | 373 |
| Юстиниан I Великий (527–565 гг.) | 373 |
| Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г | 376 |
| Зарождение идеи V Вселенского собора | 382 |
| «О Трех главах» (544 г.) | 391 |
| Необходимость вселенского собора | 397 |
| V Вселенский собор (553 г.) | 404 |
| Оригенизм и Ориген | 410 |
| Вопрос о принятии V Вселенского собора на западе | 416 |
| Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора | 418 |
| Церковно-государственная система Юстиниана | 425 |
| Строительство Юстиниана | 427 |
| Внутренние движения в монофизитстве, разделявшие его | 430 |
| Тритеистские споры | 435 |
| Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (+565 г.) до Ираклия (610–641 гг.) | 439 |
| Спор о титуле «вселенский» | 442 |
| Отход от православия по националистическим мотивам. Отпадение Армении | 450 |
| Армения от Юстиниана до Ираклия (565–610 гг.) | 455 |
| Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) | 456 |
| Яковиты | 459 |
| Копты | 463 |
| Яковиты в Персии | 464 |
| Религиозная политика Ираклия. Так называемые унии. Начало монофелитства | 464 |
| Воссоединение части армянской церкви (630–632 гг.) | 467 |
| Воссоединение сирских яковитов (630 г.) | 468 |
| Воссоединение александрийских монофизитов (632 г.) | 469 |
| Еретичество папы Гонория | 475 |
| «Эктезис» | 476 |
| Ислам | 478 |
| Преемники Ираклия | 481 |
| Положение в Египте | 482 |
| Реабилитация Рима. Папа Иоанн IV | 484 |
| Отношение к монофелитству на западе | 486 |
| Св. Максим Исповедник | 487 |
| Типос (648 г.) | 489 |
| Папа Мартин I и Латеранский собор 649 г | 490 |
| Суд над преподобным Максимом Исповедником | 496 |
| Конец Консты (668 г.). Дипломатические отношения между Римом и Константинополем | 501 |
| Константин Погонат (668–685 гг.) | 502 |
| VI. Вселенский собор (680–681 гг.) | 504 |
| Окончание собора 680–681 гг | 515 |
| Монофелитство после VI Вселенского собора. Последние Ираклиды. (Политическая обстановка) | 519 |
| Дела церковные, «пято-шестой», или Трулльский собор 691–692 гг | 522 |
| Каноны Трулльского собора и Римская церковь | 524 |
| Рецидив монофелитства | 527 |
| Установившееся отношение Рима к Трулльскому собору | 528 |
| Марониты | 529 |
| Отношения с армянской церковью во время монофелитских смут | 531 |
| VII. Вселенский собор 787 г | 533 |
| Иконоборчество | 533 |
| Начало иконоборчества при Льве Исавре (717–741 гг.) | 539 |
| Обострение конфликта с западом | 545 |
| Константин V (741–775 гг.) | 548 |
| Иконоборческий собор 754 г | 550 |
| Защита икон вне империи | 564 |
| На Западе | 565 |
| Император Лев IV Хазар (775–780 гг.) | 565 |
| Царствование Ирины совместно с сыном Константином VI (780–790 гг.) | 568 |
| Подготовка к VII Вселенскому собору | 569 |
| Попытка открыть в 786 г. Вселенский собор | 576 |
| VII Вселенский собор (787 г.) | 578 |
| Иконоборчество после VII Вселенского собора | 588 |
| Второй период иконоборчества | 594 |
| Император Никифор (802–811 гг.) | 595 |
| Михаил I Рангаве (811–813 гг.), бывший министром двора (Курапалат) | 597 |
| Новое иконоборчество. Лев V Армянин (813–820 гг.) | 599 |
| Второй иконоборческий собор 815 г | 603 |
| Михаил II Травл (Косноязычный, 820–829 гг.) | 608 |
| Феофил (829–842 гг.) | 611 |
| Феодора и Михаил III | 615 |
| Торжество православия | 615 |
| Отражение иконоборческих споров после VII Вселенского собра на западе | 619 |
| Парижский собор 825 г | 623 |
| Конец иконоборчества во Франкской империи | 626 |
| Отражение иконоборчества в армянской церкви | 627 |





