Вселенские Соборы: монография
Год издания: 2019
Издательство: Директ-Медиа
Объем (стр.):
631
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Автор этой работы – богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель, профессор Антон Владимирович Карташев (1875–1960 гг.). В 1919 г. он покинул Россию, став активным деятелем русской эмиграции. Там, в Париже в 1963 г. увидел свет один из его главных трудов – книга «Вселенские Соборы». Вселенские Соборы, являющие собой собрания высшего духовного сословия, разрабатывали и определяли всю систему вероучений, формируя канонические нормы и правила, рассматривали богословские концепции, вырабатывали способы борьбы с ересями. В книге всесторонне рассмотрена эпоха и история Вселенских Соборов, начиная со знаменитого Никейского (325 г.) и кончая Парижским Собором 825 года. История Вселенских Соборов представлена на широком фоне социально-политической и культурной жизни эпохи, когда в европейской истории шел процесс перехода от поздней Античности к Раннему Средневековью, и происходила закладка политических, экономических, социальных и духовных основ цивилизации.
Предисловие | 10 |
I. Вселенский собор в Никее 325 г | 12 |
Арианство | 12 |
Внешний ход событий | 23 |
Антиохийский собор 324–325 гг | 32 |
Вселенский собор в Никее | 35 |
Процедура собора | 39 |
Пределы Никейского богословствования | 44 |
Непосредственные итоги Никейского собора | 47 |
Антиникейская реакция. Отступление Константина | 48 |
Борьба св. Афанасия | 53 |
Тирский собор 335 г | 57 |
Маркелл Анкирский | 61 |
Богословствование Маркелла | 63 |
После Маркеллова соблазна | 67 |
Наследники Константина | 67 |
Интервенция папы Юлия | 69 |
Антиохийский собор 341 г | 75 |
Итоги Антиохийских соборов | 80 |
Сердикский собор 342–343 гг | 81 |
Сердикский собор без «восточных» | 83 |
Фотин | 85 |
Церковная политика Констанция | 86 |
Сирмийские формулы | 88 |
Собор 353 г. в Арле | 89 |
Миланский собор 355 г | 89 |
Погоня за Афанасием | 91 |
2-я Сирмийская формула и ее последствия | 93 |
Группировки «восточных» | 94 |
Аномеи | 95 |
Поворот «восточных» к Никее: омоусиане | 97 |
«Вселенский собор» в Ариминиуме – Селевкии | 99 |
B Селевкии Исаврийской (359 г.) | 103 |
Александрийский собор 362 г | 114 |
Антиохийский Павлинианский раскол | 115 |
Борьба партий после Юлиана | 119 |
Свобода борьбы партий | 120 |
Церковная политика Валента (364–378 гг.) на востоке | 121 |
Переход омиусиан к Никейской вере | 123 |
Предварительный собор в Тианах | 125 |
Пневматомахи | 125 |
Изживание арианства на западе | 128 |
Великие каппадокийцы | 129 |
Организаторский подвиг Василия Великого | 136 |
Помеха делу – Антиохийский раскол | 140 |
Евстафий Севастийский | 143 |
Победа православия | 146 |
II. Вселенский собор в Константинополе 381 г | 148 |
Никео-Цареградский символ | 160 |
Церковная политика Феодосия I Великого после собора 381–382 гг | 167 |
Арианство у готов | 170 |
Арианство на западе | 171 |
Переходное время от триадологических споров к христологическим. Положение церкви в Малой Азии | 175 |
Сирия. Антиохия | 177 |
Попытки ликвидации Антиохийской распри | 178 |
Иерусалимская церковь | 179 |
Начальная история монашества | 181 |
Блаженный Иероним | 188 |
Оригенистские споры | 190 |
Государственная обстановка | 201 |
Св. Иоанн Златоуст | 202 |
Смута в церкви из-за насилия над Златоустом | 215 |
Христологические споры | 221 |
Аполлинарий Лаодикийский | 223 |
Христология у возражателей Аполлинарию | 226 |
Антиохийская христология (Диодор Тарсский и Феодор Moпсyестийский) | 227 |
Несторианство | 231 |
Св. Кирилл Александрийский | 237 |
III. Вселенский собор 431 г | 245 |
Открытие III-го Вселенского Ефесского собора 431 г | 255 |
Завершение Ефесского собора 431 г. миром 433 г | 266 |
Согласительное исповедание 433 г | 268 |
Новая полоса борьбы школ антиохийской и александрийской | 276 |
Феодор Мопсуестийский | 279 |
Монофизитство | 282 |
Ефесский Вселенский собор 449 г. («Разбойничий» – «Latrocinium Ephesinum») | 290 |
IV. Вселенский собор 451 г. в Халкидоне | 298 |
Конец Нестория | 299 |
Халкидон (451 г.) | 304 |
Победа 28-го правила Халкидонского собора в истории | 333 |
Халкидонская проблема в понимании русских мыслителей | 337 |
Монофизитство востока после Халкидона | 344 |
Волнения в Палестине | 347 |
B Египте | 349 |
Перемены на троне и шатания императоров | 350 |
Императоры Зинон (474–491 гг.) и Василиск (475–476 гг.). 1-е отступление от Халкидонского собора | 352 |
Энкиклион (475 г.) | 352 |
Падение Василиска и возвращение Зинона (476 г.). Поворот к Халкидону | 353 |
Второе отступление от Халкидона | 356 |
Энотикон (Ενωτικον) | 357 |
35-летнее разделение церквей (484–519 гг.) из-за Энотикона | 360 |
Рост монофизитства в Константинополе. Севир | 361 |
Конец 34-летнего раскола с Римом (484–518 гг.) | 363 |
Конец разрыва | 364 |
Движение монахов-скифов | 368 |
Первый приезд римского папы в Константинополь | 371 |
Император Юстиниан I Великий (527–565 гг.) и V Вселенский собор | 373 |
Юстиниан I Великий (527–565 гг.) | 373 |
Непредвиденный богословский указ Юстиниана 533 г | 376 |
Зарождение идеи V Вселенского собора | 382 |
«О Трех главах» (544 г.) | 391 |
Необходимость вселенского собора | 397 |
V Вселенский собор (553 г.) | 404 |
Оригенизм и Ориген | 410 |
Вопрос о принятии V Вселенского собора на западе | 416 |
Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора | 418 |
Церковно-государственная система Юстиниана | 425 |
Строительство Юстиниана | 427 |
Внутренние движения в монофизитстве, разделявшие его | 430 |
Тритеистские споры | 435 |
Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (+565 г.) до Ираклия (610–641 гг.) | 439 |
Спор о титуле «вселенский» | 442 |
Отход от православия по националистическим мотивам. Отпадение Армении | 450 |
Армения от Юстиниана до Ираклия (565–610 гг.) | 455 |
Церкви сирского языка в Персии. Персидские (халдейские) христиане (поздние несториане) | 456 |
Яковиты | 459 |
Копты | 463 |
Яковиты в Персии | 464 |
Религиозная политика Ираклия. Так называемые унии. Начало монофелитства | 464 |
Воссоединение части армянской церкви (630–632 гг.) | 467 |
Воссоединение сирских яковитов (630 г.) | 468 |
Воссоединение александрийских монофизитов (632 г.) | 469 |
Еретичество папы Гонория | 475 |
«Эктезис» | 476 |
Ислам | 478 |
Преемники Ираклия | 481 |
Положение в Египте | 482 |
Реабилитация Рима. Папа Иоанн IV | 484 |
Отношение к монофелитству на западе | 486 |
Св. Максим Исповедник | 487 |
Типос (648 г.) | 489 |
Папа Мартин I и Латеранский собор 649 г | 490 |
Суд над преподобным Максимом Исповедником | 496 |
Конец Консты (668 г.). Дипломатические отношения между Римом и Константинополем | 501 |
Константин Погонат (668–685 гг.) | 502 |
VI. Вселенский собор (680–681 гг.) | 504 |
Окончание собора 680–681 гг | 515 |
Монофелитство после VI Вселенского собора. Последние Ираклиды. (Политическая обстановка) | 519 |
Дела церковные, «пято-шестой», или Трулльский собор 691–692 гг | 522 |
Каноны Трулльского собора и Римская церковь | 524 |
Рецидив монофелитства | 527 |
Установившееся отношение Рима к Трулльскому собору | 528 |
Марониты | 529 |
Отношения с армянской церковью во время монофелитских смут | 531 |
VII. Вселенский собор 787 г | 533 |
Иконоборчество | 533 |
Начало иконоборчества при Льве Исавре (717–741 гг.) | 539 |
Обострение конфликта с западом | 545 |
Константин V (741–775 гг.) | 548 |
Иконоборческий собор 754 г | 550 |
Защита икон вне империи | 564 |
На Западе | 565 |
Император Лев IV Хазар (775–780 гг.) | 565 |
Царствование Ирины совместно с сыном Константином VI (780–790 гг.) | 568 |
Подготовка к VII Вселенскому собору | 569 |
Попытка открыть в 786 г. Вселенский собор | 576 |
VII Вселенский собор (787 г.) | 578 |
Иконоборчество после VII Вселенского собора | 588 |
Второй период иконоборчества | 594 |
Император Никифор (802–811 гг.) | 595 |
Михаил I Рангаве (811–813 гг.), бывший министром двора (Курапалат) | 597 |
Новое иконоборчество. Лев V Армянин (813–820 гг.) | 599 |
Второй иконоборческий собор 815 г | 603 |
Михаил II Травл (Косноязычный, 820–829 гг.) | 608 |
Феофил (829–842 гг.) | 611 |
Феодора и Михаил III | 615 |
Торжество православия | 615 |
Отражение иконоборческих споров после VII Вселенского собра на западе | 619 |
Парижский собор 825 г | 623 |
Конец иконоборчества во Франкской империи | 626 |
Отражение иконоборчества в армянской церкви | 627 |