Социальная педагогика: педагогика среды : учебник для студентов средних и высших учебных заведений
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: педагогика среды» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодежью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
Предисловие | 9 |
Раздел I. Основы педагогики среды как раздела социальной педагогики | 14 |
Глава 1. Педагогика среды как раздел социальной педагогики, истоки, сущность и содержание | 14 |
1.1. Истоки формирования учения о педагогике среды | 14 |
1.2. Педагогика среды, сущность и содержание | 19 |
1.3. Педагогизация среды и необходимость ее обеспечения | 21 |
1.4. Общая характеристика основ теории педагогики среды | 28 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 32 |
Литература | 33 |
Глава 2. Безопасная, здоровая социокультурная среда жизнедеятельности несовершеннолетних и необходимость ее создания | 35 |
2.1. Безопасная социокультурная среда жизнедеятельности несовершеннолетних, необходимость ее создания и развития | 35 |
2.2. Факторы риска социокультурной среды жизнедеятельности и их характеристика | 41 |
2.3. Здоровая социокультурная среда воспитания, необходимость ее организации | 46 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 51 |
Литература | 52 |
Глава 3. Открытость организованной среды воспитания несовершеннолетних и ее развитие | 53 |
3.1. Факторы, сдерживающие формирование и поддержание открытости воспитательной среды организации несовершеннолетних | 53 |
3.2. Существо открытости воспитательной организации для несовершеннолетних, ее проявление и пути развития | 61 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 69 |
Литература | 70 |
Раздел II. Социопедагогика | 71 |
Глава 4. Социально-педагогическая роль и возможности государства, общества | 71 |
4.1. Истоки осмысления социально-педагогической роли государства (общества) | 71 |
4.2. Социально-педагогический потенциал государства и общества в воспитании подрастающего поколения | 76 |
4.3. Государственная система воспитания и институты ее реализации | 81 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 84 |
Литература | 85 |
Глава 5. Национальные культура, традиции, обычаи и их влияние на воспитание человека | 86 |
5.1. Национальная культура и социальное формирование человека | 86 |
5.2. Средства культуры и их социально-педагогические возможности | 93 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 102 |
Литература | 103 |
Глава 6. Религия и религиозность человека, их влияние на его воспитание | 104 |
6.1. Религия и религиозность как социально-педагогическая проблема | 104 |
6.2. Влияние религии на социальное воспитание человека | 110 |
6.3. Конфессиональное воспитание: сущность, содержание, особенности (педагогическая парадигма Русской православной церкви) | 116 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 120 |
Литература | 120 |
Глава 7. Общественные объединения и их социально-педагогические возможности | 122 |
7.1. Общественные объединения и их социально-педагогические возможности | 122 |
7.2. Политические парии и их социально-педагогический потенциал в социализации | 129 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 133 |
Литература | 134 |
Глава 8. Социально-педагогические возможности средств массовой информации | 136 |
8.1. Средства массовой информации: виды и основные функции | 136 |
8.2. Основные методы воздействия СМИ на личность и группу | 146 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 152 |
Литература | 153 |
Раздел III. Непосредственная средовая педагогика | 155 |
Глава 9. Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка | 155 |
9.1. Социокультурная воспитательная среда семьи | 155 |
9.2. Особенности социокультурной среды приемной семьи | 160 |
9.3. Социально-педагогический потенциал семьи | 164 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 174 |
Литература | 174 |
Глава 10. Социокультурная среда образовательной организации и ее влияние на социализацию и воспитание обучаемых | 176 |
10.1. Образовательная организация и характеристика ее социокультурной среды | 176 |
10.2. Социокультурная среда общеобразовательной организации и ее влияние на подрастающее поколение | 181 |
10.3. Социокультурная среда вуза в социальном становлении специалиста | 192 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 197 |
Литература | 197 |
Глава 11. Социокультурная среда организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 199 |
11.1. Социокультурная среда организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, факторы, существенно влияющие на них | 199 |
11.2. Влияние интернатного воспитания на социализацию воспитанников | 205 |
11.3. Типичные группы воспитанников интернатной организации и их характеристика | 209 |
11.4. Пути повышения социализирующей и воспитательной роли организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 211 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 218 |
Литература | 219 |
Глава 12. Социокультурная среда улицы и ее педагогизация | 221 |
12.1. Социокультурная среда улицы ее характеристика | 221 |
12.2. Необходимость и особенности педагогизации социокультурной среды улицы | 231 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 239 |
Литература | 240 |
Глава 13. Молодежные субкультуры и их влияние на подрастающее поколение | 242 |
13.1. Субкультуры молодежных объединений и критерии оценки их социально-педагогического потенциала | 242 |
13.2. Формальные молодежные объединения и их социально-педагогическая характеристика | 250 |
13.3. Неформальные молодежные объединения и их характеристика | 254 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 258 |
Литература | 259 |
Глава 14. Контркультурная среда криминального молодежного объединения и основы социально-педагогической работы с ним | 260 |
14.1. Контркультурное криминальное молодежное объединение, его идеология и привлекательность для подростков и молодежи | 260 |
14.2. Автономность и стратификация криминального молодежного сообщества и его социально-педагогическая характеристика | 265 |
14.3. Социально-педагогические основы работы с криминальными детскими и молодежными объединениями | 270 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 278 |
Литература | 279 |
Глава 15. Манипулирование сознанием человека в практике религиозных сект и необходимость профилактики вовлечения в них несовершеннолетних | 281 |
15.1. Истоки, сущность и назначение сект | 281 |
15.2. Манипулирование сознанием человека в практике религиозных сект | 287 |
15.3. Необходимость и особенности профилактики вовлечения в секты несовершеннолетних | 291 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 294 |
Литература | 295 |
Литература | 296 |