Социальная педагогика: социальное воспитание : учебник для студентов средних и высших учебных заведений
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: социальное воспитание» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
Предисловие | 9 |
Раздел I. Основы социального воспитания несовершеннолетних | 15 |
Глава 1. Воспитание и воспитанность несовершеннолетнего, сущность и проблемы | 15 |
1.1. Назначение, сущность и содержание воспитания | 15 |
1.2. Ситуацию развития воспитания несовершеннолетнего как процесс | 18 |
1.3. Ситуация развития воспитания несовершеннолетнего как явление (воспитанность несовершеннолетнего и ее характеристика) | 30 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 38 |
Литература | 39 |
Глава 2. Социальное воспитание: сущность и содержание | 40 |
2.1. Сущность и содержание социального воспитания | 40 |
2.2. Социальное воспитание с позиции государства (общества) | 50 |
2.3. Социальное воспитание с позиции социальных институтов и самой личности как его субъектов | 56 |
2.4. Деструктивное воспитание, его сущность, причины, возможности предупреждения | 62 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 69 |
Литература | 69 |
Глава 3. Родители как субъект социального воспитания и рекомендации им как воспитателям | 71 |
3.1. Родители как субъект социального воспитания своих детей | 71 |
3.2. Ошибки и недостатки в воспитании родителей, рекомендации им как воспитателям | 79 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 86 |
Литература | 87 |
Глава 4. Педагог, воспитатель и другие субъекты воспитания | 88 |
4.1. Педагог как субъект воспитания, его место и роль в повышение своего воспитательного воздействия | 88 |
4.2. Социальный педагог, воспитатель и другие субъекты воспитания несовершеннолетних | 96 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 102 |
Литература | 103 |
Глава 5. Индивидуальное воспитание ребенка | 104 |
5.1. Истоки индивидуально-ориентированного воспитания ребенка в семье | 104 |
5.2. Социально-педагогические проблемы и трудности привлечения к индивидуальному воспитанию няни и домашнего воспитателя | 108 |
5.3. Индивидуализация в процессе семейного образования | 115 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 117 |
Литература | 117 |
Глава 6. Индивидуальный подход в воспитании несовершеннолетних | 119 |
6.1. Истоки индивидуального подхода в воспитании несовершеннолетних | 119 |
6.2. Сущность и содержание индивидуального подхода в воспитании несовершеннолетних | 125 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 135 |
Литература | 136 |
Раздел II. Воспитание несовершеннолетних в различных средах | 138 |
Глава 7. Воспитание ребенка в семье и пути повышения ее воспитательных возможностей | 138 |
7.1. Особенности воспитания ребенка в семье | 138 |
7.2. Основные причины негативной направленности в воспитании ребенка в семье | 143 |
7.3. Пути повышения воспитательных возможностей семьи | 153 |
Вопросы для и задания самоконтроля | 156 |
Литература | 156 |
Глава 8. Воспитание ребенка в приемной семье и пути повышения ее воспитательных возможностей | 158 |
8.1. Привлечение и подготовка приемных родителей к приему и воспитанию ребенка | 158 |
8.2. Адаптация ребенка и приемной семьи | 163 |
8.3. Пути повышения воспитательных возможностей приемной семьи | 167 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 173 |
Литература | 174 |
Глава 9. Воспитание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути его совершенствования | 176 |
9.1. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их влияние на воспитание | 176 |
9.2. Пути повышения воспитательной роли организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 181 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 189 |
Литература | 190 |
Глава 10. Формирование детского воспитательного коллектива и повышение его воспитательной роли | 191 |
10.1. Группа, коллектив и их социально-педагогическая характеристика | 191 |
10.2. Формирование детского воспитательного коллектива | 196 |
10.3. Повышение социально-педагогической роли воспитательного коллектива | 207 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 212 |
Литература | 213 |
Раздел III. Социальные отклонения и проблемы воспитания различных категорий несовершеннолетних | 214 |
Глава 11. Социальные отклонения в воспитанности несовершеннолетних, их причины и пути преодоления | 214 |
11.1. Норма и патология в воспитанности несовершеннолетнего, причины социальных отклонений | 214 |
11.2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков | 222 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 229 |
Литература | 229 |
Глава 12. Дети улицы и необходимость стимулирования их ресоциализации | 231 |
12.1. Дети улицы и их социально-педагогическая характеристика | 231 |
12.2. Стимулирование ресоциализации и воспитания несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра | 237 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 245 |
Литература | 246 |
Глава 13. Трудные дети как социально-педагогическая проблема | 248 |
13.1. Трудные дети: понятие и сущность | 248 |
13.2. Основные категории детей, относящихся к трудным, и их социально-педагогическая характеристика | 252 |
13.3. Место и роль педагога (воспитателя) в воспитании трудных детей | 257 |
13.4. Особенности и проблемы работы с детьми, трудными в воспитательном отношении | 259 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 263 |
Литература | 264 |
Глава 14. Трудновоспитуемые дети: сущность, причины, проблемы воспитательной работы | 266 |
14.1. Понятие «трудновоспитуемый» в социальной педагогике | 266 |
14.2. В. Н. Сорока-Росинский о типичных группах трудновоспитуемых и их особенностях | 274 |
14.3. Формы проявления трудновоспитуемости несовершеннолетних и проблемы их воспитания | 280 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 285 |
Литература | 286 |
Глава 15. Социально-педагогическая запущенность детей, ее предупреждение и преодоление | 288 |
15.1. Понятие, сущность и основные группы социально-педагогической запущенности детей | 288 |
15.2. Основные причины формирования социально-педагогической запущенности детей | 294 |
15.3. Пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности детей | 302 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 307 |
Литература | 308 |
Глава 16. Проблемные дети: понятие, основные категории, особенности их воспитания и обучения | 310 |
16.1. Понятия «проблемный ребенок», «проблемные дети» и их социально-педагогическая характеристика | 310 |
16.2. Трудности, с которыми сталкивается социальный педагог (педагог, воспитатель) в работе с проблемным ребенком | 317 |
16.3. Ребенок в связи с проблемой и оказание ему социально-педагогической помощи | 322 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 324 |
Литература | 325 |
Раздел IV. Коррекция и исправление воспитательной деятельности и воспитанности несовершеннолетних | 326 |
Глава 17. Коррекция в социальной педагогике, типичные отклонения, требующие социально-педагогической коррекции | 326 |
17.1. Сущность коррекции в социальной педагогике | 326 |
17.2. Коррекция недостатков характера, преимущественно обусловленных эмоциональными особенностями ребенка | 334 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 345 |
Литература | 346 |
Глава 18. Коррекция воспитательной деятельности в семье | 347 |
18.1. Воспитательная деятельность в семье, ее сущность и содержание | 347 |
18.2. Сущность коррекции воспитательной деятельности в семье | 353 |
18.3. Коррекция воспитательной деятельности и взаимоотношений подростка и родителей | 358 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 363 |
Литература | 363 |
Глава 19. Исправление и перевоспитание человека | 364 |
19.1. Сущность и содержание исправления и перевоспитания | 364 |
19.2. Исправительно-воспитательный процесс | 369 |
19.3. Основные направления, средства, методы и формы перевоспитания осужденных | 377 |
19.4. Особенности процесса перевоспитания некоторых категорий осужденных | 381 |
Вопросы и задания для самоконтроля | 386 |
Литература | 386 |
Литература | 388 |