Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности социального педагога : учебник для студентов средних и высших учебных заведений
Постраничный просмотр для данной книги Вам недоступен.
Оплатить доступ к режиму онлайн-чтения.
Учебник «Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности социального педагога» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодежью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
| Предисловие | 9 |
| Раздел I. Теоретические основы социально-педагогической технологии | 15 |
| Глава 1. Социально-педагогическая технология: понятие и сущность | 15 |
| 1.1. Истоки становления понятий «технология», «социальная технология» | 15 |
| 1.2. Педагогическая технология, ее сущность и содержание | 19 |
| 1.3. Социально-педагогическая технология, ее назначение, сущность и содержание | 23 |
| 1.4. Основные виды социально-педагогических технологий и их характеристика | 26 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 31 |
| Литература | 31 |
| Глава 2. Взаимосвязь технологии и методов практической работы социального педагога | 34 |
| 2.1. Метод и методика в технологии социально-педагогической деятельности | 34 |
| 2.2. Средства, приемы и формы социально-педагогической деятельности и их взаимосвязь | 39 |
| 2.3. Педагогическая техника социального педагога | 43 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 48 |
| Литература | 48 |
| Глава 3. Классификация социально-педагогических технологий | 50 |
| 3.1. Основы классификации социально-педагогических технологий | 50 |
| 3.2. Основания и виды социально-педагогических технологий и их характеристика | 56 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 64 |
| Литература | 64 |
| Глава 4. Структура и содержание социально-педагогической технологии | 66 |
| 4.1. Структура общей и частной социально-педагогической технологии | 66 |
| 4.2. Структура этапов частной социально-педагогической технологии и их характеристика | 70 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 85 |
| Литература | 85 |
| Глава 5. Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогической технологии | 87 |
| 5.1. Предпосылки выбора и реализации социально-педагогической технологии социальным педагогом | 87 |
| 5.2. Особенности деятельности социального педагога на этапе выбора целевой технологии | 90 |
| 5.3. Особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии | 97 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 103 |
| Литература | 104 |
| Раздел II. Типичные технологии - деятельности | 105 |
| Глава 6. Социально-педагогическая служба образовательной организации | 105 |
| 6.1. Назначение, сущность, содержание и организация деятельности социально-педагогической службы образовательной организации | 105 |
| 6.2. Особенности деятельности социально-педагогической службы образовательной организации | 112 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 122 |
| Литература | 123 |
| Глава 7. Рабочий стол социального педагога | 124 |
| 7.1. Назначение, сущность и общая характеристика рабочего стола социального педагога | 124 |
| 7.2. Базовые проблемы, определяющие основные направления профессиональной деятельности социального педагога | 128 |
| 7.3. Типовые технологии рабочего стола социального педагога образовательной организации | 132 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 136 |
| Литература | 136 |
| Глава 8. Социально-педагогический подход к защите прав и личного достоинства ребенка | 138 |
| 8.1. Становление института защиты прав и личного достоинства ребенка | 138 |
| 8.2. Сущность и содержание социально-педагогического подхода к обеспечению защиты прав и личного достоинства ребенка | 143 |
| 8.3. Реализация социально-педагогического подхода по обеспечению защиты прав различных категорий детей | 149 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 155 |
| Литература | 156 |
| Глава 9. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации | 158 |
| 9.1. Ситуации, диктующие необходимость социально-педагогического сопровождения, поддержки человека | 158 |
| 9.2. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического сопровождения, поддержки человека | 163 |
| 9.3. Технология реализации социально-педагогического сопровождения, поддержки человека в трудной жизненной ситуации | 169 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 175 |
| Литература | 175 |
| Глава 10. Социально-педагогическое сопровождение, поддержка семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации | 177 |
| 10.1. Социально-педагогическое сопровождение (поддержка) семьи в ситуации ее неблагополучия | 177 |
| 10.2. Социально-педагогическое сопровождение (поддержка) семьи, в ситуации, обусловленной педагогической несостоятельностью родителей | 184 |
| 10.3. Социально-педагогическое сопровождение (поддержка) семьи в ситуации, обусловленной своеобразием ребенка | 191 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 194 |
| Литература | 196 |
| Глава 11. Технология социально-педагогического сопровождения приемной семьи и основные принципы ее реализации | 197 |
| 11.1. Необходимость, сущность и содержание социально-педагогического сопровождения | 197 |
| 11.2. Технология социально-педагогического сопровождения приемной семьи и основные принципы ее реализации | 202 |
| 11.3. Основные принципы реализации технологии социально-педагогического сопровождения приемной семьи | 206 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 211 |
| Литература | 212 |
| Глава 12. Социально-педагогическая подготовка родителей, воспитывающих детей с особыми адаптивными возможностями и их социально-педагогическое сопровождение | 214 |
| 12.1. Повышение роли родителей, воспитывающих ребенка с особыми адаптивными возможностями, в стимулировании его социально-педагогической абилитации | 214 |
| 12.2. Место и роль специалиста по вовлечению родителя в активную абилитационную работу со своим ребенком | 219 |
| 12.3. Способы стимулирования целенаправленной активности ребенка с особыми адаптивными возможностями | 224 |
| 12.4. Социально-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с особыми адаптивными возможностями | 229 |
| Вопросы и задания для самопроверки | 233 |
| Литература | 234 |
| Глава 13. Технология социально-педагогического сопровождения молодежи с особыми адаптивными возможностями | 236 |
| 13.1. Социально-педагогическая характеристика молодежи с особыми адаптивными возможностями | 236 |
| 13.2. Технология социально-педагогического сопровождения молодого человека с особыми адаптивными возможностями | 242 |
| 13.3. Деонтологические основы социально-педагогического сопровождения молодежи с особыми адаптивными возможностями | 249 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 254 |
| Литература | 255 |
| Раздел III. Профессиональное долголетие и профессиональная культура социального педагога | 256 |
| Глава 14. Профессиональное долголетие социального педагога и деформация личности | 256 |
| 14.1. Профессиональное долголетие социального педагога, его сущность и содержание | 256 |
| 14.2. Факторы профессиональной деятельности, существенно влияющие на личность социального педагога | 258 |
| 14.3. Человеческий фактор в воспитательной деятельности и развитии личности социального педагога | 264 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 272 |
| Литература | 273 |
| Глава 15. Профессиональное самосовершенствование и деформация социального педагога | 274 |
| 15.1. Профессиональное совершенствование социального педагога и его типичное проявление | 274 |
| 15.2. Проявления профессиональной деформации социального педагога | 279 |
| 15.3. Пути профилактики профессиональной деформации социального педагога | 285 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 293 |
| Литература | 293 |
| Глава 16. Профессиональная (педагогическая) культура социального педагога | 295 |
| 16.1. Понятия «культура», «педагогическая культура», «социально-педагогическая культура» | 295 |
| 16.2. Структура педагогической культуры социального педагога и характеристика ее основных компонентов | 298 |
| 16.3. Типичные уровни проявления педагогической культуры социального педагога | 312 |
| 16.4. Пути повышения педагогической культуры социального педагога | 316 |
| Вопросы и задания для самоконтроля | 318 |
| Литература | 319 |
| Литература | 321 |







